Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Андрей Шлыков: Высокотехнологичный ритейл постепенно отходит от «палаточного» формата

Андрей ШлыковНа вопросы CNews отвечает Андрей Шлыков, генеральный директор группы компаний DIXIS.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяли развитие дистрибьюторского и розничного бизнеса в сегментах мобильных телефонов и цифровой техники в 2004 году в России?

Андрей Шлыков: Одной из главных тенденций развития рынка высокотехнологичного ритейла в прошлом году можно назвать региональную экспансию. Основные игроки, закрепившись в столицах, активно осваивали регионы. Так, DIXIS обосновался в 15 новых регионах, и количество региональных магазинов превысило число магазинов, работающих в обеих столицах.

Другая тенденция — диверсификация бизнеса. Больше внимания уделяется дополнительным видам сервисов — приему платежей, продаже мобильного контента. Помимо этого, расширяется ассортимент магазинов. Основные лидеры рынка позиционируют себя теперь не просто как салоны сотовой связи, а как магазины цифровой техники. И DIXIS не исключение. В условиях усиления конкуренции, а также прогнозируемого некоторыми экспертами насыщения рынка, диверсификация является основным путем сохранения доходности бизнеса.

Еще один интересный момент — укрупнение торговых точек. Ведущие компании постепенно отходят от «палаточного» формата, создавая просторные магазины, в которых покупателям комфортно делать выбор и получать качественное обслуживание. Например, в DIXIS средняя площадь магазина превышает 30 кв.м.

CNews: Для закрепления в регионах DIXIS активно использует франчайзинговую модель бизнеса. Насколько заинтересованы местные компании в работе под федеральным брендом?

Андрей Шлыков: Да, для оптимизации временных и финансовых ресурсов мы развиваем направление франчайзинга. В силу того, что конкуренция на региональных рынках обостряется, многие местные игроки не выдерживают конкуренции, особенно когда в регион приходит федеральная компания. Наилучший выход в данной ситуации — начать работать под брендом сильного участника рынка. Наибольший интерес наше предложение вызывает у сетей, насчитывающих до 20 торговых точек, поскольку своими силами бороться с федералами им не под силу. Небольшой фирме лучше стать партнером крупной компании, чем со временем потерять свой бизнес, не выдержав конкуренции. Тем более что мы не берем больших отчислений за использование брэнда: ежемесячно каждый магазин в среднем выплачивает нам $100. То, что мы им можем предложить, позволяет и дальше вести доходный бизнес. Помимо известного бренда, мы предлагаем своим партнерам передовые технологии ведения бизнеса, возможность закупать товары по ценам дистрибьютора и получать маркетинговую поддержку.

CNews: Насколько, по вашим оценкам, объем российского рынка мобильных телефонов в 2004 году превысил прогнозируемые показатели? Как скоро вы ожидаете его насыщения?

Андрей Шлыков: В оценках рынка мы доверяем ведущим аналитикам — по различным прогнозам, объем российского рынка сотового оборудования составил примерно 26–27 млн. единиц. Безусловно, мы постепенно придем к насыщению рынка, однако в ближайшее время этого ожидать не приходится. Своего пика рынок достигнет, когда будет обеспечено максимальное проникновение сотовой связи по всей стране.

Многие жители России до сих пор не являются обладателями сотового телефона — в основном это, конечно, касается регионов. В крупных городах отмечается тенденция резкого снижения процента телефонов, купленных впервые — все большее количество аппаратов приобретается на замену старым моделям. При этом меняют трубки примерно раз в полгода — год.

CNews: В 2003 году на фоне бурной «мобилизации» россиян и снижения цен на телефоны эксперты отмечали заметное сокращение «серого» рынка. Актуальной оставалась, правда «серая» поставка наиболее популярных моделей, которые не были выведены на отечественный рынок в требуемом объеме официально. Сохранялась ли подобная ситуация в прошлом году?

Андрей Шлыков: Понятие «серый рынок» постепенно уходит в прошлое. По крайней мере, тех масштабов, которые наблюдались еще буквально пару лет назад, уже нет. Заметный всплеск в прошлом году был связан с вступлением в действие новых условий сертификации оборудования. Небольшая задержка, которая произошла этой осенью, привела к появлению большого количества «серых» новинок и прямым убыткам дистрибьюторов.

Кроме того, потребитель становится более грамотным и разборчивым — продать ему «серый» телефон уже не так просто, как раньше. Люди, которые хотят быть уверены в качестве приобретаемого оборудования, предпочитают приходить в брендированные магазины, зарекомендовавшие себя в качестве надежных поставщиков сертифицированного товара.

CNews: Смартфонам прочили на рынке успешное и безоблачное будущее. Какова в результате оказалась их доля в общих продажах, например, в салонах DIXIS?

Андрей Шлыков: Хотя доля смартфонов в общем объеме продаж пока не так значительна, рынок «умных» трубок растет очень быстро. На наш взгляд, по-настоящему заметного роста рыночной доли смартфонов стоит ждать после того, как цена на них снизится до 350–300 долларов. Уже в этом году мы ожидаем расширения модельного ряда, заметного удешевления смартфонов и, как следствие, их большей доступности для покупателей.

CNews: Каков ваш прогноз относительно конкуренции смартфонов на основе операционных систем Windows и Symbian в России и в мире? Есть ли шансы у конкурента Microsoft, на ваш взгляд?

Андрей Шлыков: Как в России, так и во всем мире в ближайшее время конкуренция смартфонов на базе платформ Windows и Symbian только усилится при резком — до 100% — общем увеличении объема рынка. Четкие прогнозы на 2005 год пока не дают даже самые опытные аналитики, однако, в связи с объединением усилий владельцев лицензии Symbian, предпринятым недавно дополнительным финансированием проекта и увеличением числа владельцев лицензии, можно ожидать значительного количественного роста моделей под управлением ОС Symbian.

CNews: Телефоны какого ценового сегмента пользовались самым массовым спросом на отечественном рынке в 2004 году? Можно ли говорить о том, что в 2004 году средняя цена телефона, продаваемого в нашей стране, выросла или за счет роста регионального спроса она наоборот упала?

Андрей Шлыков: Наиболее покупаемыми пока остаются самые дешевые и средние по цене аппараты — их доля в розничном обороте компании составляет порядка 40%. Однако средняя стоимость купленного телефона начинает ползти вверх. В наших магазинах в 2004 году средняя цена телефона превышала $150. Наибольшее увеличение средней цены происходило в Москве и Санкт-Петербурге — в конце 2004 года этот показатель составил $222,32 и $166,15 соответственно. В регионах динамика менее значительная, но, тем не менее, рост наблюдается и там. И это на фоне того, что политика ценообразования компании за год довольно сильно изменилась в сторону снижения цен. На наш взгляд, происходит это во многом потому, что пользователи, попробовав простейшие аппараты, начинают «желать большего» — более качественных экранов, более чистого звука, расширения возможностей. То есть все чаще россияне приобретают новые трубки на замену старым и предпочитают не скупиться. Кроме того, развитие операторских услуг также приводит к большей востребованности аппаратов с максимальным набором функций. Конечно, в регионах покупают более дешевые модели, но в крупных городах уже также начинают отдавать предпочтение высокотехнологичным, а соответственно, более дорогостоящим аппаратам. Сами производители делают ставку на модели среднего класса, привлекая покупателей интересным соотношением цены и качества. Об этом говорят итоги выставки в области информационных технологий и коммуникаций CeBIT.

CNews: Весь прошлый год на российском рынке мобильных телефонов жестко конкурировали сложившиеся и потенциальные лидеры — Siemens и Motorola, с одной стороны, и Nokia и Samsung — с другой. По вашей статистике продаж, кто из вендоров в итоге входит в «большую тройку»?

Андрей Шлыков: В нашей рознице традиционно лидируют Nokia, Siemens и Samsung, следом за ними идут SonyEricsson и Motorola. Причем SonyEricsson демонстрирует наибольшую динамику роста и, думаю, имеет все шансы войти в число лидеров. Увеличение доли этого бренда в общем объёме продаж объясняется в первую очередь популярностью ряда удачных моделей предыдущей линейки — К700, K500 и смартфона Р910. Также мы прогнозируем значительный интерес потребителей к новым, недавно анонсированным продуктам SonyEricsson, среди которых есть как достойные бюджетные модели (К300, J300), так и оригинальные имиджевые телефоны (W800, K750).

CNews: Какие модели сотовых телефонов были хитами продаж в последние месяцы 2004 года?

Андрей Шлыков: В последние месяцы прошлого года, а точнее в ноябре-декабре, наиболее продаваемыми в наших магазинах были следующие модели телефонов (в порядке убывания): SonyEricsson Т230, Siemens A52, Nokia 1100, Nokia 6230, SonyEricsson К500i, Sony Ericsson К700i, Nokia 3310, Sony Ericsson Z200, Sony Ericsson T630, Samsung SGH — X100, Samsung SGH — X450 

CNews: Как вы оцениваете потенциал российских поставщиков сотовых телефонов? В частности, появившегося в конце прошлого года на рынке телефона с логотипом МТС? Стоит ли ожидать новых инициатив операторов в этом направлении?

Андрей Шлыков: У появившихся в конце прошлого года телефонов МТС довольно неплохие шансы на успех. Они нашли своего покупателя благодаря удачному соотношению качества и цены. Хотя в наших магазинах эти телефоны представлены только с начала марта, уже можно говорить о некоторой статистике. По нашим наблюдениям основными потребителями этих телефонов являются люди со средним уровнем дохода, покупающие аппарат в первый раз. Еще одна категория пользователей — люди, для которых связь является «средством труда» или необходимостью при осуществлении профессиональной деятельности — например, водители или работники сферы услуг. Хорошо востребованы эти аппараты в регионах. Однако, как нам кажется, продажи телефонов МТС значительно бы возросли, если бы трубки шли в связке со специальными тарифными планами или предложениями по льготному подключению. Стоит ли ожидать новых инициатив? Скорее всего, стоит — и немаловажным фактором для принятия решения о таком шаге станет результат первого опыта компании МТС.

CNews: Как вы оцениваете отдачу от диверсификации бизнеса сотового дилера, за счет продаж цифровой техники? Какие проблемы стоят на пути компании в этом направлении?

Андрей Шлыков: Мы ожидаем увеличения доходов за счет продажи цифровой техники. Платежеспособность нашего населения растет, и, соответственно, от использования предметов «первой необходимости», к которым в данном контексте можно отнести мобильные телефоны, потребители переходят к покупкам дополнительных устройств, позволяющих сделать жизнь комфортнее. Цифровая продукция сегодня остается одним из самых быстрорастущих сегментов рынка. Помимо этого, один из сегментов целевой аудитории, которому мы уделяем пристальное внимание — так называемые «молодые профессионалы», для которых характерно активное использование технических новинок: цифровая аудио и фото-техника, КПК, смартфоны — все то, что нужно для активной профессиональной и личной жизни. Т.е. диверсификация, кроме повышения доходности, дает нам возможность наиболее полно удовлетворить запросы наших клиентов, повысить лояльность постоянных покупателей и привлечь новых.

Проблема в данной ситуации одна — лимитированный размер помещения магазина. Мы не можем расширять ассортимент до бесконечности — приходится постоянно балансировать между свободой выбора для покупателя и доходностью бизнеса.

CNews: Каковы в целом результаты деятельности DIXIS по итогам 2004 года?

Андрей Шлыков: Оборот группы компаний Dixis по итогам прошлого года составил $313,6 млн. По сравнению с 2003 годом рост оборота составил 55,2%. Главным достижением прошедшего года мы считаем вывод компании на первое место на рынке по показателю чистой прибыли. Консолидировав все внутренние ресурсы и завершив основные мероприятия по реструктуризации, мы можем приступить к экстенсивному развитию компании.

Весь прошедший год шла реализация разработанной в начале 2004 года стратегии развития, целью которой являлось повышение эффективности системы управления группы компаний и ее активов. Инструментами данной программы в числе прочих стали комплексный ребрендинг, диверсификация бизнеса, реструктуризация компании и внедрение процессной системы управления. Одна из задач заключалась в максимально возможной активизации ресурсов группы, в особенности ее розничного подразделения. Поставленная цель была достигнута — средний годовой оборот с 1 кв.м. торговой площади вырос за год в 3 раза и составил 41,1 тыс. долл.

Активно продолжалось развитие франчайзингового проекта. Новый этап программы был начат в мае 2004 года. В связи с изменением имиджа компании и запуском процесса ребрендинга были пересмотрены условия сотрудничества с партнерами проекта. Основное требование, которое в данный момент предъявляется к новым партнерам — соответствие внешнего вида и оформления торговых залов новым стандартам бренда DIXIS. На конец 2004 года работали более 150 магазинов под брендом DIXIS в различных городах России.

CNews: В 2004 году компания приняла решение о размещении ценных бумаг. Почему вы не выбрали путь публичной компании и не провели IPO?

Андрей Шлыков: Для того, чтобы выйти на IPO, компания должна сделать много шагов, которые позволят получить максимальный эффект от размещения акций. Чтобы стать привлекательной в глазах инвесторов, нужно соответствовать широкому спектру критериев. Делая свой первый шаг на фондовом рынке в октябре 2004 года, мы хотели, в первую очередь, обратить внимание инвестиционного сообщества на нового перспективного участника долгового рынка. Успешная реализация намеченных этапов программы внешнего финансирования позволит нам в дальнейшем осуществлять выпуск более длинных бумаг и обеспечит устойчивый интерес со стороны инвесторов.

CNews: Какова стратегия развития DIXIS на ближайшее время? Какие задачи вы ставите перед собой на 2005 год?

Андрей Шлыков: В соответствии с тенденциями развития сотового рынка России в планы группы компаний входит активное продвижение программы франчайзинга и расширение региональной розничной сети до 700 магазинов в период до конца 2005 года.

С целью повышения стабильности деятельности и снижения рисков бизнеса мы продолжим процесс диверсификации за счет увеличения доли услуг в общем обороте, реализации проекта по распространению мобильного контента.

С целью поддержания высоких темпов роста, а также привлечения новых инвестиций, к концу 2005 года планируется завершение широкомасштабной программы реструктуризации деятельности. Все эти шаги позволят нам достичь поставленных целей — активно развиваться, оставаясь в тройке лидеров рынка высокотехнологичного ритейла.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS