Обзор подготовлен

версия для печати
Российская сотовая связь выбыла из тройки быстрорастущих

Российская сотовая связь выбыла из тройки быстрорастущих

Относится ли Россия к развитым или развивающимся рынкам сотовой связи? Этот вопрос ставит в тупик многих западных аналитиков. Проникновение мобильной связи, казалось бы, вполне соответствует показателям ведущих стран, однако низкий ARPU и фактическое отсутствие сетей третьего поколения откатывает страну в аутсайдеры.

По предварительным оценкам Informa Telecoms & Media Россия по итогам 2007 года откатилась по количеству чистых подключений с 3-го на 6-е место. Этот результат оказался даже хуже, чем прогнозировалось годом ранее. Напомним, что тогда в рейтинге стран по этому показателю Россия должна была занять 5-е место. Индонезии удалось ускориться раньше, чем прогнозировали аналитики, что позволило ей занять 4-ую позицию, оттеснив США.

Потерянное лидерство

По прогнозам Informa лидирующие с большим отрывом Индия и Китай (они, как и ожидалось, поменялись местами в рейтинге) сохранят свои позиции и в 2008 году. А вот Индонезия займет место Пакистана и попадет в тройку самых быстрорастущих. Россия, как ожидается, сохранит 6-е место, однако ее отрыв от ближайшего конкурента — Бразилии — будет сокращен. Вполне вероятно, что в более долгосрочной перспективе наша страна будет сползать в рейтинге все ниже и ниже, и потеряет статус быстроразвивающегося рынка.

ТОП 15 стран по числу чистых подключений, млн

2007* 2008**
Индия 81,20 Индия 89,83
Китай 75,43 Китай 56,08
Пакистан 29,09 Индонезия 24,53
Индонезия 27,41 Пакистан 23,86
США 21,38 США 16,63
Россия 18,69 Россия 12,56
Бразилия 14,38 Бразилия 11,68
Таиланд 11,5 Нигерия 10,24
Нигерия 11,22 Филиппины 8,9
Филиппины 11,01 Турция 7,59
Мексика 10,05 Украина 6,77
Египет 9,38 Мексика 6,73
Турция 8,90 Таиланд 6,23
Украина 8,64 Египет 5,49
Германия 8,32 Германия 4,23
* — оценка
** — прогноз

Источник: Informa Telecoms & Media, 2008

Впрочем, многие западные аналитики уже сейчас теряются, к какой категории — развитых или развивающихся рынков — следует относить Россию с ее более чем 100-процентным проникновением по числу активных SIM-карт. Очевидно одно — по уровню развития мобильного бродбэнда и величине ARPU наша страна на статус развитого мобильного рынка никак не тянет.

Считаем абонентов и ARPU

По данным AC&M Consulting число пользователей сотовой связи в России к концу 2007 года составило 172,87 млн. абонентов против 151,92 млн. годом ранее. Абсолютный прирост абонентов сотовой связи в России составил, таким образом, 20,95 млн. Показатель проникновения услуг сотовой связи (количество SIM-карт на 100 жителей) вырос со 104,6% до 119,1%. Похожие данные приводит J'son & Partners — 173 млн зарегистрированных в России SIM-карт и уровень проникновения в целом по России — 121%.

Однако, как считают в «Евросети», реальная абонентская база в 2007 году была почти в два раза меньше, чем декларируют сотовые операторы и аналитические агентства. По данным компании действительное проникновение сотовой связи в России по итогам года составило 61,2%, а число пользователей — 87 млн.

Сотовая связь в России: число абонентов и число SIM-карт, млн

Сотовая связь в России: число абонентов и число SIM-карт, млн

Источник: Евросеть, 2008

Непрекращающееся падение ARPU заставило МТС и «ВымпелКом» изменить методику расчета этого показателя. Начиная со 2 квартала 2006 года, МТС стала включать в расчеты плату за интерконнект. «ВымпелКом», начиная с 1 квартала 2007 года, стал учитывать при расчете абонентской базы, которая служит основой для расчета ARPU и MOU, только активных абонентов. То есть только тех, которые совершили хотя бы одну транзакцию за 3 месяца, принесшую доход компании. Изменение методики принесло ожидаемый эффект. Так, у МТС российский ARPU за 2006 год увеличился после перерасчета с $7,2 до $7,9, а у «ВымпелКома» — с $7,9 до $9,6. Несмотря на это «большой двойке» не удалось догнать «МегаФон», у которого ARPU за 2006 год составил $11,8. Однако ARPU рос и по объективным причинам — увеличение активности пользователей, установление платы за соединение и пр.

ARPU «большой тройки», 2002-2007 гг.

ARPU 'большой тройки', 2002-2007 гг.

Источники: CNews Analytics, данные компаний, 2008

Несмотря на тенденцию к росту, российский ARPU остается крайне низким по сравнению с развитыми рынками. Например, у американского оператора AT&T Mobility, который сейчас лидирует в США, ARPU по итогам 2007 года равен более $50, у NTT DoCoMo (Япония) этот показатель равен 6700 йен (около $65), а у британского О2 — 23,5 фунта (около $46).

Другим показателем, который характеризует серьезное отставание российского рынка мобильной связи, является фактическое отсутствие сетей третьего поколения (3G). Между тем распространение стандарта W-CDMA, который российские операторы «большой тройки» только-только собираются запускать, в мире идет довольно активно. Так, проникновение технологии W-CDMA в Ирландии, которая замыкает десятку лидеров по этому показателю, составило по данным на конец 3-го квартала 2007 года 18,48%. А в Японии, которая первой запустила сеть 3G, проникновение W-CDMA составляет впечатляющие 71,62%. Сети HSDPA, которые являются следующей технологической надстройкой над W-CDMA, уже запущены более чем в 200 странах, включая 6 африканских стран, 4 государства Южной Америки, 11 стран Восточной Европы.

Проникновение стандарта W-CDMA (3G): TOP10 стран

Проникновение стандарта W-CDMA (3G): TOP10 стран

Источники: CNews Analytics, Informa Telecoms & Media, 2008

Из всего этого напрашивается простой вывод: российскому рынку сотовой связи, который по числу абонентов близок к насыщению, требуется пройти немало шагов для того, чтобы стать действительно развитым. Впрочем, и тот «дутый» размер абонентской базы, которым так гордятся сотовые операторы, на деле оказывается в полтора-два раза ниже.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS