Обзор "ИТ в банках и страховых компаниях 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Комкор

Сценарии информатизации страховых компаний: останется ли ИТ-политика консервативной?

Сценарии информатизации страховых компаний: останется ли ИТ-политика консервативной?С точки зрения дальнейшей информатизации страхования, речь может идти о двух сценариях развития — «интенсивном», с высокой положительной динамикой спроса на ИТ, и «консервативном», с темпами роста ИТ-затрат на уровне среднесрочных. Против активной высокотехнологичной модернизации на этом рынке — специфические условия, при которых страховые компании не могут стабилизировать и прогнозировать свои прибыли, что снижает возможности планирования и проведения четкой ИТ-политики.

Базовый фактор, стимулирующий страховые компании наращивать свою технологическую мощь, тот же, что и для всего финансового сектора — перспектива вступления в ВТО. В случае страховых компаний стимулом к высокотехнологичной модернизации служит также и нарастающая «теснота» рынка, становящаяся особенно заметной теперь, когда темпы роста объема страховых выплат начали отставать от темпов роста премий. Конкуренция нарастает, заставляя страховые компании бороться за клиентов — причем не просто за клиентов, а за благонадежных «перспективных», «безрисковых». Т.е. за тех, кто обычно очень чувствителен к качеству и уровню обслуживания. Фактор же, играющий против высокотехнологичной модернизации, как это ни странно звучит, имеет те же корни — в складывающихся на рынке условиях страховые компании не могут стабилизировать и прогнозировать свои прибыли, что снижает возможности планирования и проведения четкой ИТ-политики.

Речь снова может идти о двух сценариях развития — «интенсивном», с высокой положительной динамикой спроса на ИТ, и — «консервативном», с темпами роста ИТ-затрат на уровне среднесрочных.

Консервативная периферия

Так же как и в банковском секторе, среди страховых компаний есть свои ярко выраженные «ядро» и «периферия». Компании «ядра» уже давно и активно ведут достаточно крупные, хорошо вписанные в средне- и долгосрочную стратегию, ИТ-проекты, «периферия» же не имеет четкой ИТ-политики, при этом затраты на ИТ могут резко колебаться от года к году в зависимости от того, насколько прибыльным был этот и предшествующий год и, сколько в распоряжении есть или ожидается свободных средств.

Динамика спроса на ИТ в страховом секторе, как и в банковском, очень стохастична, однако среднегодовые темпы роста за 5 лет (СГТР) почти на порядок выше, чем в банковском секторе, и составляют довольно-таки приличную цифру в 10%. Поэтому даже в случае консервативного сценария, т.е. если всё будет также как сейчас, к 2010 году объем рынка ИТ в страховании может вырасти до 3 млрд руб. (при сегодняшних 2 млрд руб.).

Вероятность такого сценария достаточно высока, поскольку компании «периферии», как это и видно из среднесрочных трендов, не склонны устойчиво и планомерно повышать свои инвестиции в ИТ. По большей части они имеют не так много клиентов и не такую широкую филиальную сеть, поэтому используют менее затратные и доказавшие в прошлом свою эффективность стратегии — личная работа с клиентом, убеждение его в своей надёжности, попытки разными льготами «закрепить» у себя определенную клиентскую базу и т.д. Это никак не связано ни с ИТ, ни с разного рода высокотехнологичными видами страхования — такими как интернет-страхование.

«Тормоз» интенсификации

«Интенсивный» сценарий, при котором должны стать нормой пока только периодически «загорающиеся» в страховом секторе точки взлёта спроса на ИТ, маловероятен ещё и потому, что значительная часть крупных компаний уже завершила основные этапы внедрения информационных систем. Кроме того, отказ от продолжения крупных вливаний в ИТ подстёгивается отсутствием развитого рынка специализированных ИТ-решений для страхового сектора, из-за чего крупные компании часто даже стремятся собственными силами разрабатывать информационные системы.

Кстати, это одна из специфических особенностей ИТ-политики страхового сектора, которая уже много обсуждалась. Вместо приобретения услуг интегратора на рынке, страховщики всё чаще поиска предпринимают попытки перенести центр тяжести в разработке информационных систем для своих нужд на использование труда частных высококвалифицированных специалистов, привлеченных на договорной основе для временной работы в ИТ-отдел компании.

Таким образом, ИТ-расходы остаются внутри компании. Кстати, вселившие оптимизм, среднесрочные темпы информатизации в 10%, получены с учетом этих внутренних ИТ-затрат, которые составляют более чем 1/3 в общей структуре расходов страховщиков на ИТ.

Наконец, новой волне сверхкрупных вливаний в ИТ препятствует до сих пор низкая стандартизация деятельности страховщиков. На данном этапе развития вклад в конкурентоспособность страховых компаний могут дать не «изолированные» информационные системы, имеющее действие только внутри компании или, максимум, её филиальной сети, а комплексные ИС, интегрированные в единое электронное информационное пространство страхового сектора.  В самом простейшем случае это могли бы быть  межкорпоративные базы данных для актуарных расчетов, в которых были бы задокументированы все страховые случаи и прецеденты за длительный срок по различным видам и типам страхования. Но для создания такого единого электронного пространства нужна определенная солидарная работа компаний сектора — работа по стандартизации продуктовой линейки страховых компаний, разработке типовых правил страхования, созданию общих принципов автоматизации и т. п. Такая работа пока только начинается и завершится ли в среднесрочной перспективе — будет ясно позже.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS