Обзор подготовлен

версия для печати
Почему банки массово решили менять АБС?

Почему банки массово решили менять АБС?

В России работают около 1 тыс. коммерческих банков. По данным интеграторов, почти половина игроков отрасли в 2010-2011 годах задумывалась о модернизации ИТ-системы. Каковы их требования и претензии к АБС?

Обычно руководство банка приходит к необходимости модернизация банковской информационной системы в ситуации, когда имеющимся функционалом АБС удовлетворить бизнес-пользователей уже невозможно. А доработать почти ничего нельзя. Зачастую речь идет о моральном устаревании систем.

По мнению Сергея Дубинина, коммерческого директора компании "Форс-Банковские Системы", можно выделить следующие причины, побуждающие банки менять АБС: сложность или невозможность интеграции существующих систем в единое информационное пространство, низкая производительность, высокая стоимость владения, отсутствие требуемого функционала, когда специалисты банка не могут разрабатывать и выводить на рынок продукты без обращения к разработчику, что значительно увеличивает срок выхода новых продуктов и их стоимость.

Например, руководство "М2М Банка" решило заменить старую АБС. Система была "доморощенной", развитие ее требовало гораздо больших затрат, чем расходы на внедрение и доработку типизированного решения. Кроме того, заменой снимался вопрос зависимости от собственных разработчиков. "Основным критерием выбора системы стали очень хорошие отзывы по бэк-офису ценных бумаг со стороны наших партнеров и опыт банков, которые уже работали на этой системе, - поясняет выбор Андрей Бурым, директор департамента информационных технологий "М2М Банка". - Кроме того, нам необходим был современный продукт в компонентной архитектуре, с большим набором необходимого и готового к внедрению функционала, оптимальный по соотношению цена-качество. Также для нас важна модульность продукта, так как внедрение имеет четкую этапность".

Работы по внедрению АБС начались в июле 2011 года. На первом этапе внедрялись модули "Главная книга" и "Ритейл", на втором - бэк-офис ценных бумаг. Проект планируется завершить в мае 2012 года, и, по мнению Андрея Бурыма, это хороший показатель по срокам.

Для новых задач бизнеса

Второй вариант развития событий – смена приоритетов развития, изменение стратегии. Например, выход на новые рынки. Банк Home Credit & Finance bank трансформировался из монолайнера, специализировавшегося на потребительских кредитах, в полноценный розничный банк. Изменение стратегии повлекло новые требования к инфраструктуре. В результате за последние пару лет в банке прошло несколько масштабных проектов. Во-первых, была внедрена розничная банковская система Tranzware (разработчик – компания "Компас Плюс"), во-вторых, с помощью решения BSC-Praha появился интернет-банкинг.

"Поскольку наш ИТ-ландшафт стал включать в себя значительное количество систем, их интеграцию мы сделали с профессиональным подходом – на платформе интеграционной шины (Enterprise Service Bus), используя решение Oracle Service Bus", - рассказывает Кирилл Кибалко, директор департамента развития информационных технологий Home Credit & Finance bank. Некоторые действующие системы были серьезно модернизированы. Например, в системе поддержки розничного кредитования Homer (внутренняя разработка банка) сделано более 200 доработок, касающихся продуктов банка и услуг, предоставляемых клиентам. ERP-система SAP была растиражирована на более чем 100 офисов, внедрено новое хранилище данных на платформе Oracle Business Intelligence. Кроме того, появилось несколько малых приложений. "Любой владелец iPhone может установить утилиту, которая подскажет ему, где находится ближайший офис или банкомат нашего банка, и поможет найти дорогу", - приводит пример Кирилл Кибалко. Внедрена система Unified Front Office, с помощью которой сотрудники офисов банка через одно окно оформляют любые продукты и услуги банка, сейчас решение активно развивается.

Конечно, в процессе такой масштабной модернизации неизбежны проблемы. "У банка огромная клиентская база, измеряемая десятками миллионов клиентских записей. У нас тысячи точек продаж, сотни офисов, десятки тысяч сотрудников, - объясняет Кирилл Кибалко. - К сожалению, мы обнаружили, что большинство "готовых" программных продуктов изначально не рассчитаны на такие серьезные объемы. Нам пришлось существенно дорабатывать их как с точки зрения функциональности, так и для обеспечения необходимой производительности". У банка большие планы на перспективу. Например, планируется внедрение CRM-системы, мобильного банкинга и др.

Со своей стороны, руководство банка "Открытие" решило перевести не только центральный офис, но все 15 филиалов на единую новую АБС. Причиной стало присоединение одноименного инвестиционного банка и банка "Петровский" (Санкт-Петербург), в результате чего банк стал крупным федеральным игроком. Работы начались во второй половине 2010 года, и в феврале 2011 года система стартовала в первых двух филиалах в городах Йошкар-Ола и Челябинск. Интересно, что тиражирование системы на московскую штаб-квартиру и остальные 13 филиалов выполнили собственные ИТ-специалисты банка в течение двух месяцев. В ближайшее время система будет установлена в последнем подразделении – питерском. "Одно из важнейших преимуществ, которое получил банк в ходе модернизации – работа филиалов на единой базе данных в режиме онлайн", - отмечает Андрей Фомичев, заместитель председателя правления ГК ЦФТ. На практике это означает, что банк сможет обеспечить сквозную систему обслуживания, когда клиент, обращаясь в любой офис, имеет возможность получить одинаковый набор услуг.

Игра по правилам

Полномасштабная ИТ-модернизация - всегда непростой процесс, и почти всегда банки могут подойти к нему с разных позиций: менять информационную среду под текущие потребности или исходить из долгосрочного плана развития. Существуют некоторые правила, следуя которым, банк может минимизировать проблемы смены АБС и сделать задел на будущее.

Во-первых, банку нужен собственный "архитектор предприятия". В его обязанности входит спроектировать и описать целевую архитектуру предприятия и в дальнейшем контролировать ее реализацию. "Это очень непростая работа, и в штате лишь немногих российских банков, например "Сбербанка" или "Альфа-Банка", есть подобные специалисты и связанные с их работой службы, - говорит Константин Варов, директор департамента системных платформ и архитектуры компании "Диасофт". - Но в результате проделываемой этими людьми работы банк получает не "спонтанно сложившееся" решение, где часть упущенных в начале проекта модернизации вопросов была "успешно" решена при помощи комплекта "костылей", а действительно хорошо спроектированный продукт, и как следствие, логически непротиворечивый и полностью согласованный с контекстом, в котором действует организация: ее долгосрочной стратегией и текущими потребностями. Банки, которые не пытаются делать так, как правило, имеют весьма хаотичную совокупность ИТ-проектов, часть из которых мешает друг другу и результаты многих из которых потом приходится переделывать".

Видимо, руководство далеко не всех банков согласно с такой позицией – содержать в штате подобное подразделение довольно накладно, поскольку "главный архитектор" - высокооплачиваемый специалист. Гораздо проще жить сегодняшним днем, в крайнем случае – завтрашним. В таком случае, возможно, имеет смысл посоветоваться с вендором - у лидеров рынка подобные службы всегда есть. Здесь главную роль играет вопрос доверия. Зачастую архитектура выбирается под стратегические планы развития, и акционеры далеко не всегда готовы их озвучивать сторонним партнерам. "Банки, которые не доверяют своим поставщикам, скрывают от них часть важных для принятия решения сведений, лишают себя возможности трезво оценить реальный уровень связанных с проектом угроз и, как следствие, могут принимать неверные решения", - уверен Константин Варов.

Следующий постулат – жесткое планирование всех этапов работ, по итогам каждого этапа необходимо оценивать итоги. Если же делать все и сразу, то на выходе можно не получить вообще ничего. Только глобальные банки типа "Сбербанка" могут позволить себе одновременно вести до 200 масштабных проектов.

Далее встает вопрос выбора. Естественно, отправной точкой служит требуемая функциональность. Однако, опять же, следует учесть накопленный отраслевой опыт. "Предпочтение следует отдавать решениям, построенных с соблюдением современных промышленных стандартов", - заключает Константин Варов.

Наталья Анищук

Федор Прохоров

Федор Прохоров:

От "обычного" интернет-банкинга до приложений с геолокацией

Для Федора Прохорова, руководителя управления информационных технологий "Ситибанка" (международная группа Citi), главным проектом этого года стала миграция всех систем на новую платформу. В итоге все банки группы будут использовать единые программные решения во всех странах.

CNews: Как изменились текущие приоритеты банков в сфере информатизации? Какие из них продиктованы принадлежностью к международной группе, какие – локальной стратегией?

Федор Прохоров: Я бы не сказал, что появились какие-либо совершенно новые требования - скорее, поменялись текущие приоритеты. На первое место в 2011 году я бы поставил гибкость и возможность быстро реагировать на изменения внешней среды и требований клиентов в сочетании с необходимостью постоянно поддерживать высокий уровень безопасности, а также выполнять ужесточающиеся требования регуляторов (для «Ситибанка» – и российских, и иностранных). Сохраняется взвешенный подход к новым проектам, выработанный в предыдущие годы: все новые инициативы тщательно прорабатываются и просчитываются с целью получения точной картины эффективности изменений.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Опубликовано в 2011 г.
Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS