Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Владимир Андреев
DocsVision

Владимир Андреев:

В будущем голос как основной способ ввода информации займет значимое место в прикладных задачах СЭД

На вопросы CNews ответил генеральный директор компании DocsVision Владимир Андреев.

CNews: Как развивался в 2009-2010 гг. российский рынок СЭД, по вашим наблюдениям? Какие тенденции доминировали?

Владимир Андреев: Прошедший год был годом ослабления влияния кризиса на рынок СЭД. При этом стоит отметить, что данный сегмент обладает определенной инерционностью. Это было заметно как с момента начала проявления кризисных факторов (они стали ощущаться в сегменте СЭД спустя примерно полгода после начала кризиса), так и в период выхода из сложной экономической ситуации.

Второе полугодие 2010 г., по нашим оценкам, можно сравнить с докризисными временами по степени активности потребителей. Рост продаж лицензий нашей системы в 2010 г. составил около 40% по сравнению с 2009 г. – в отличие от прошлогодней ситуации, когда роста продаж по сравнению с 2008 г. не было.

В 2010 г. мы наблюдали возобновление начавшихся до кризиса  масштабных внедрений систем документооборота. Мы участвовали в целом ряде подобных крупных тендеров. Возобновились процессы масштабирования начатых до кризиса проектов. В среде крупных компаний крепнет понимание ключевой роли системы автоматизации документооборота, СЭД все больше воспринимается такими заказчиками как кровеносная система, обеспечивающая оперативность и подконтрольность процессов корпоративного управления. В то же время, под воздействием кризиса проекты по автоматизации документооборота стали гораздо более прагматичными. От компании-поставщика требуется обеспечение более быстрых сроков внедрения системы и получения быстрого эффекта от внедрения.

CNews: Кризис, по мнению аналитиков, спровоцировал снижение спроса на СЭД в наиболее пострадавших от экономических потрясений отраслях. В какой степени эти вертикальные рынки вернулись сегодня к докризисному уровню спроса на СЭД?

Владимир Андреев: Отрасли пострадали от кризиса в различной степени. Например, в банковском секторе снижения спроса на СЭД мы не наблюдали, скорее, был всплеск интереса. Возможно, это связано с консолидацией банковского сектора и со смещением интереса заказчиков от мировых СЭД к российским. Что касается строительной отрасли, металлургии и машиностроения – мы наблюдали в этих секторах явный спад спроса и пока не видим признаков его восстановления.

Отдельно можно отметить основные тенденции использования СЭД в государственном секторе. В течение последнего года они были связаны со стимулируемыми властью задачами организации межведомственного документооборота, стандартизации обмена документами между госструктурами, а также обеспечения прозрачности прохождения документов в госучреждениях. Многие наши заказчики-госведомства в 2010 г. реализовали проекты подключения к единой системе межведомственного документооборота.

Что касается сегмента среднего и малого бизнеса, то здесь, как и предполагалось, основным трендом последнего времени стало внедрение законченных приложений, которые реализуют конкретную функциональность, позволяют минимизировать сроки и стоимость проекта, а также и получить эффект от внедрения как можно раньше.

CNews: Как кризис изменил расстановку сил на российском рынке СЭД? Тактика каких игроков оказалась наиболее успешной, на ваш взгляд?

Владимир Андреев: Исходя из вышеописанных тенденций, наиболее удачной стратегией в корпоративном сегменте стало предоставление заказчику максимально удобной и гибкой схемы проекта, а также возможности получить быстрый эффект от внедрения СЭД. При этом у бизнеса постепенно формируется понимание того, что СЭД может реализовать большое количество функциональных задач, находящихся далеко за границами традиционного делопроизводства. В частности - различных прикладных процессов работы с документами в контексте специализации заказчика. Поэтому наибольшим спросом на корпоративном рынке пользуются системы, имеющие развитые механизмы настройки и создания приложений, но при этом обладающие хорошими параметрами масштабирования. Руководствуясь этим трендом, мы провели работу по обеспечению масштабирования системы DocsVision и гибкости вариантов ее использования. В частности, был создан новый модуль – «Конструктор решений».

Что касается СМБ-рынка, то ключевым здесь стало наличие «готовых к употреблению» решений в предметной области заказчика. За последние годы наши партнеры разработали большое количество таких продуктов в различных предметных отраслях. Данные решения они могут быстро внедрять, обеспечивая при этом учет всех требований конкретного заказчика.

В целом, в последние годы основной список игроков рынка СЭД практически остается неизменным. Это связано с тем, что цена проникновения в этот сегмент становятся все выше, требования к функциональности современной СЭД - все жестче. Достаточно заметная тенденция последнего времени - крупные корпорации готовы рассматривать отечественные СЭД в качестве инструментов для автоматизации документооборота.

Еще одной тенденцией, характерной для нашей системы, стало то, что мы прояснили свое позиционирование относительно решения Share Point с компанией Microsoft. Мы позиционируем DocsVision как систему, обеспечивающую расширение функциональности Share Point в случае необходимости автоматизации как формализованных бизнес-процессов управления документами, так и традиционных задач отечественного делопроизводства и создания специфических приложений. Результатом этого шага стало налаживание синергичного процесса маркетинга и привлечения внимания заказчиков к нашим продуктам.

CNews: Какие сложности возникают при взаимодействии с заказчиками в рамках проектов внедрения СЭД?

Владимир Андреев: Специфические сложности, характерные для конкретного внедрения, возникают в любом крупном проекте. Для нас основной проблемой является необходимость сочетания в таких проектах сложности и функциональности системы с необходимостью обеспечения надежности и быстродействия ее работы.

При внедрения СЭД партнеры и заказчики часто концентрируются на сложной функциональности решения и недооценивают факторы надежности. В результате - при масштабировании системы могут возникать проблемы, которые на этой стадии могут оказаться достаточно болезненными. В связи с этим нашей компанией в последнее время было разработано множество инструментов диагностики системы и средств тестирования на нагрузку. В ближайшее время мы планируем уделять этому вопросу еще большее внимание.

CNews: На каких новых продуктах и услугах, связанных с автоматизацией документооборота, акцентировала внимание ваша компания в 2009-2010 гг.?

Владимир Андреев: Как я уже отметил, основной задачей 2010 г. для нас было повышение возможностей масштабирования нашей системы, связанного с ведением ряда очень крупных проектов. Достаточно вспомнить проект по нагрузочному тестированию системы, проведенному совместно с Microsoft Technology Center по требованию одного из наших заказчиков. В проекте была продемонстрирована одновременная работа 5 тыс. пользователей при общем количестве файлов документов в базе 60 млн и общем количестве учетных карточек свыше 200 млн штук.

Одним из значимых для нас направлений работы в 2010 г. было создание новых клиентских мест DocsVision, предназначенных для работы из Microsoft Office и Microsoft Outlook без открытия клиента DocsVision. Это совершенно новая и, на наш взгляд, весьма востребованная функциональность для отечественных СЭД.

Другим важным шагом в развитии платформы DocsVision стал выпуск нового модуля – «Конструктора решений», позволяющего корпоративным заказчикам осуществлять тонкую настройку практически без программирования, а нашим партнерам - реализовывать специфические прикладные задачи и выпускать их на рынок в виде дополнительных модулей. Это существенно расширило для наших заказчиков возможности выбора прикладных решений для автоматизации конкретного бизнес-процесса. Данный модуль лег в основу новой версии системы DocsVision 5.0, выпуск которой мы планируем в 2011 г.

Все эти шаги требуют от нас как от производителя платформы оказания таких новых услуг, как авторский надзор, расширенная техподдержка, обучение разработчиков на платформе для заказчиков (что должно способствовать обеспечению лучшего сервиса).

CNews: Какие проекты, реализованные в течение 2010 г., вы могли бы отметить в числе наиболее значимых для вашей компании?

Владимир Андреев: В 2010 г. году наши партнеры занимались реализацией нескольких крупных проектов. Наверное, самый значимый из них – это автоматизация документооборота Сбербанка России. Этот проект будет длиться несколько лет и охватит все территориальные банки. В системе будут реализованы как базовые процедуры контроля исполнения и согласования документов, так и специализированные рабочие места руководителей (включая топ-менеджмент) и исполнителей (документы будут доведены до всех рядовых исполнителей), интегрированные с инструментами Microsoft Office. В 2010 г. должен быть автоматизирован центральный филиал и одно из территориальных отделений Сбербанка РФ. Также в настоящее время ведется несколько проектов схожего масштаба, которые пока находятся в начальной стадии. Есть ряд меньших по масштабу проектов, но интересных с точки зрения прикладного решения – в их числе можно выделить решение для банка ВТБ 24.

CNews: Какой новой функциональности СЭД ожидают сегодня от поставщиков?

Владимир Андреев: На наш взгляд, основными перспективными тенденциями российского рынка СЭД будет масштабирование подобных проектов в крупных корпорациях. Мы наблюдаем большое количество проектов, перерастающих этап внедрения в центральных аппаратах и расширяющихся на всю компанию. То есть, система документооборота становится «кровеносной системой» организации, дополняющей систему электронной почты в части формального управления и структурированных процессов. Из этого следует необходимость реализации в СЭД упрощенных интерфейсов, облегчающих подключение конечных линейных пользователей (не специалистов по делопроизводству) к системе. Это потребует встраивания функций ЭДО в привычные инструменты, такие как Microsoft Office и Microsoft Outlook.

Важным моментом станет включение в работу системы топ-менеджмента, что предъявляет к СЭД дополнительные требования, в частности – реализацию специализированных рабочих мест, ориентированных на руководителя. Тут станут актуальными и мобильные технологии, в частности, поддержка новых типов устройств, специфические средства взаимодействия с системой – рукописный и речевой ввод и пр. Это приведет к существенному повышению эргономики рабочих мест в СЭД.

Еще одной тенденцией станет расширение контекста применения СЭД для смежных задач (что мы уже наблюдаем на примерах внедрения нашей платформы). От СЭД все больше будет требоваться гибкость в настройках, возможность быстрого прототипирования и создания отчуждаемых приложений. Это тренд мы наблюдаем в тенденциях технологического развития ведущих поставщиков платформ автоматизации документооборота.

CNews: Какие тенденции будут определять развитие рынка СЭД в ближайшей перспективе?

Владимир Андреев: Тенденции дальнейшего развития СЭД будут определяться темпами проникновения облачных вычислений в эту отрасль. Однако данный тренд будет характерен не для 2011 г., а для последующих лет. Несмотря на огромные преимущества облачной модели, отечественный потребитель пока не демонстрирует активного желания ее использования. Однако мы учитываем этот фактор и уже сейчас готовы предоставить подобный сервис на базе нашей платформы.

Помимо отмеченной выше тенденции к «мобилизации» ключевых пользователей системы, характерным трендом будет все большее вовлечение персонала в процессы обработки информации в компании - через интеграцию инструментов социальных сетей и средств онлайновой коммуникации. Если онлайн-коммуникации в СЭД уже сейчас находят активное применение, то осмысление использования инструментария социальных сетей в СЭД нам еще только предстоит.

Можно отметить еще одну перспективную тенденцию - применение технологий искусственного интеллекта в СЭД. Это касается как относительно освоенных технологий интеллектуального распознавания и поиска, так и перспективных – автоматической классификации и авто-тегирования документов, средств речевого поиска и ввода информации. Думаю, что голос как основной способ ввода информации может занять определенное место в прикладных задачах СЭД.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS