Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Fujitsu Siemens Computers

Минобразования обучает преподавателей за счет мировых ИТ-корпораций

Минобразования обучает преподавателей за счет мировых ИТ-корпорацийПоддержка отечественного образования на адекватном мировым стандартам уровне объективно должна рассматриваться как одна из главных правительственных задач, а значит, и как один из бюджетных приоритетов. Однако до сих пор вклад федеральных целевых программ в информатизацию образования был не так велик. А пока решаются бюджетные вопросы, Минобразования РФ принимает участие в различного рода программах, организовываемых западными ИТ-компаниями.

Активизацию ИТ-образования на отечественном рынке стимулирует постепенное развитие ВЕБ-технологий и распространение в России интернета. В этой связи повышается актуальность инвестиций, во-первых, в поддержание адекватного уровня инфраструктуры учебных заведений, и во-вторых, в постоянное повышение квалификации преподавателей. Поскольку министерства и ведомства до сих пор не могут согласовать свои позиции по данному вопросу, вклад федеральных целевых программ в информатизацию образования пока не так велик. Согласно собственному исследованию Минсвязи России, в 2003 году он составлял всего 14,3%.

Однако пока правительственные структуры «дремлют», Минобразования с удовольствием участвует в различного рода программах, организовываемых западными ИТ-компаниями. Например, с его одобрения уже 2 года проводится совместная программа Intel и Microsoft «Обучение для будущего», в рамках которой прошли обучение 15 педагогических вузов из различных регионов России, а также ряд учреждений повышения квалификации работников образования. К концу 2003 г. количество российских школьных преподавателей и студентов педагогических вузов, обученных методам использования ИТ в учебном процессе, достигло 26 тысяч человек (на 6 тысяч больше, чем первоначально планировалось). За два с небольшим месяца текущего года их число увеличилось в полтора раза и теперь составляет 40 тысяч. Ожидается, что до конца 2004 г. общее количество российских участников данной программы приблизится к 100 тыс. человек. Помимо Intel и Microsoft, активно продвигают практику сотрудничества с российскими вузами и другие технологические транснациональные корпорации.

В марте этого года кредит объемом $100 млн. на финансирование первого этапа проекта по информатизации российской системы образования предоставит Всемирный банк. Данный этап рассчитан на четыре года, его общая стоимость составляет $145,44 млн., из которых оставшиеся $45,44 млн. берет на себя российская сторона в порядке встречного финансирования. Проект окажет содействие в модернизации образования, предусмотренной федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)».

Принимая помощь ИТ-«заграницы», Министерство образования и науки РФ одновременно участвует во внутренних федерально-целевых программах — например, в «Электронной России». В ее рамках был разработан, в частности, федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru). Недавно был объявлен конкурс на развитие и актуализацию его информационного наполнения, с планируемым финансированием в объеме 10 млн. рублей. Также к настоящему моменту разработана достаточно разветвленная система федеральных образовательных порталов, предоставляющих информацию по широкому спектру образовательных вопросов:

Система федеральных образовательных порталов

Источник: edu.ru

ИТ-образование: развитие «де факто» и по факту

Для продвижения программы развития ИТ-образования в масштабах всей страны, разумеется, необходима всесторонняя поддержка правительства. Уже стали общим местом утверждения о позитивном влиянии информационно-коммуникационных технологий на развитие рыночной экономики и функционирование органов государственного управления. Государство должно стремиться обеспечить повышение эффективности ИТ-обучения, создавая равные условия доступа к образованию всех граждан, заботясь при этом об улучшении технологической стороны учебного процесса. При этом необходимо найти баланс между выработкой централизованного подхода к решению проблем в области ИТ-образования в общем и оказанием соответствующей поддержки каждому региону в частности.

По факту, за последние годы учиться стали больше как в Москве, так и в регионах. Поскольку постоянно повышается зависимость бизнеса от ИТ, повышаются требования к специалистам, и, как следствие, к качеству их подготовки. При этом, бюджеты на обучение специалистов в российских компаниях пока не так велики, как, например, в странах Западной Европы. Уровень влияния (и денежных вложений) государства также пока сильно отстает от мирового. Тем не менее, российское правительство предусматривает развитие ИТ-обучения — на основе новых прогрессивных концепций, за счет внедрения в учебный процесс новейших технологий и научно-методических достижений, а также создания принципиально новой системы информационного обеспечения образования. Создание единой системы ИТ-образования приобретает сейчас для России особую актуальность, прежде всего, в силу следующих факторов:

  • необходимости кадрового обеспечения социально-экономических реформ в стране;
  • требования логики развития системы образования и общества в целом;
  • важности достижения нового уровня доступности образования при условии сохранения его качества;
  • развития международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг.

Система ИТ-образования, как очевидно, интегрируется в существующие в стране образовательные системы, дополняя и развивая их. Информационные технологии здесь способствуют созданию мобильной образовательной среды, а также содействует непрерывности процесса обучения. В целом, рассматривая современные тенденции в области ИТ-образования, необходимо подчеркнуть глобальный масштаб внедрения компьютерных и сетевых технологий в учебный процесс. Новый стимул развития получают электронные учебные курсы: они становятся более проработанными, появляются четкие критерии цены и качества, увеличиваются возможности выбора учебных программ, ускоряются сроки внедрения решений e-learning. Развитие дистанционного обучения расширяет доступ любой аудитории ко всем уровням образования. Параллельно изменяется образовательная парадигма — как на уровне спектра предлагаемых курсов, так и на уровне слушателей. Образовательная система развивается, появляются новые возможности для обновления содержания обучения, методов преподавания дисциплин и распространения знаний.

Правда, эксперты пока не склонны делать ставку на государственный (вузовский) образовательный сектор, а считают более перспективным корпоративный рынок отечественного бизнес-образования. Именно за счет его развития и расширения возможностей получения дополнительного профессионального (в том числе послевузовского) образования, российские компании сейчас стремятся повысить квалификацию своих кадров.

Согласно высказываемым прогнозам, ИТ-обучение в системе российского образования будет развиваться и дальше. Несмотря на существующие проблемы, вузы, корпорации и государство заинтересованы в этом. Очевидно, основной акцент в ближайшем будущем будет делаться на онлайновую форму обучения, поскольку она делает учебные курсы доступными для тех категорий слушателей, которые ранее не были охвачены традиционным очным образованием, повышая, тем самым, массовость распространения ИТ-образования. Тормозящим фактором в области развития дистанционного обучения, правда, по-прежнему остается слабая информатизация российских регионов — проблема, также требующая решения на государственном уровне.

Наталья Попова / CNews

Леонид Винокуров: Российской науке нужна поддержка независимых компаний

Леонид ВинокуровВ отечественной системе ИТ-образования в последнее время начинает появляться все больше учебных программ, разрабатываемых при поддержке ИТ-компаний. Пример реализации подобного проекта в ГУУ комментируют Владимир Годин, профессор, декан Института систем управления ГУУ, и Леонид Винокуров, заместитель председателя совета компании ТехноСерв А/С.

CNews.ru: Как вы оцениваете уровень обучения ИТ в России?

Леонид Винокуров: Российская система образования по праву считается одной из самых сильных в мире. И, несмотря на все трудности, которые до сих пор испытывает отечественная наука, высшие учебные заведения выпускают кадры, уровень подготовки которых весьма высок. Правда, в основном, это касается, скажем так, «традиционных» наук, таких как: математика, физика, иностранные языки. Этими дисциплинами занимаются наиболее опытные преподаватели, система обучения и методология совершенствовались десятилетиями.

Однако, в том что касается сферы информационных технологий, подчеркну, современных информационных технологий, очевидно, что большинство образовательных программ не соответствуют ни требованиям российского рынка, ни мировым стандартам. И дефицит хорошо подготовленных, обученных кадров в ИТ-секторе ощутим достаточно остро. Причем, как интеграторами, внедряющими ИТ, так и предприятиями, использующими передовые технологические достижения. Еще один фактор дефицита кадров — наиболее перспективные ИТ-специалисты ищут вакансии либо в представительствах иностранных компаний, либо за рубежом. Между тем, система вузовского обучения должна ориентироваться, в первую очередь, на внутренний рынок.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS