[an error occurred while processing this directive]

Центры публичного доступа: что сделано за 10 лет?

Центры публичного доступа: что сделано за 10 лет?Неравномерность доступа граждан страны к информации является одним из главных факторов, препятствующих построению информационного общества в России.  Уже более 10 лет в стране реализуется программа создания общероссийской сети центров публичного доступа к социально-значимой информации. Что сделано в ее рамках?

Одна из главных целей государства — обеспечить право граждан на доступ к информации и знаниям. Согласно Конституции Российской Федерации, "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". В то же время, российское законодательство ориентировано в большей степени на защиту интересов собственников информации, тогда как важность обеспечения доступа к социально-значимой информации, являющейся общественным достоянием, — официальной, правовой, потребительской, экологической, деловой — зачастую недооценивается.

Создаваемые в настоящее время центры социально-значимой информации предоставляют возможность коллективного решения государственными, общественными и коммерческими структурами широкого круга социальных проблем. Для граждан, вне зависимости от места их жительства, возраста, уровня образования и иных индивидуальных качеств, центры являются авторитетным источником получения доступной и бесплатной социально-значимой информации о своих правах, возможностях и обязанностях как гражданина. Для организаций, на базе которых открываются центры, они становятся дополнительным инструментом работы с целевой аудиторией — посетителями, учениками, студентами, сотрудниками и т.п. Для органов власти регионального и муниципального уровня центры служат эффективным каналом информационного обмена, позволяющим наладить доверительный диалог с гражданами и добиться получения "обратной связи". Для общества в целом деятельность центров в качестве информационного посредника между властью и обществом положительно влияет на рост гражданского самосознания, содействует вовлечению граждан в общественную жизнь, помогает преодолеть социальную апатию и снять социальное напряжение в обществе.

История Программы

Общероссийская сеть центров публичного доступа к социально-значимой информации создается в рамках Программы ПЦПИ, которая своими корнями уходит в 1994 год, когда на базе юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета был открыт публичный центр правовой информации для студентов, преподавателей и посетителей "юридической клиники", действующей на юрфаке. В том же году были открыты центры правовой информации в Государственной публичной научно-технической библиотеке, а также на базе учреждений министерств юстиции России и Азербайджана.

В 1998 году в рамках проекта "Правовая реформа в Российской Федерации" Российский фонд правовых реформ и Федеральное агентство правительственной связи и информации при поддержке Министерства культуры Российской Федерации приступили к реализации общероссийской программы по созданию сети публичных центров правовой информации. В качестве универсальной стартовой площадки для обеспечения доступа населения к официальной информации были выбраны публичные библиотеки.

Сегодня такие центры открыты во многих библиотеках различного уровня, от главных российских библиотек — государственной и национальной, расположенных в центре Москвы и Санкт-Петербурга, — до сельских, поселковых, улусных библиотек, таких, как, например, Шемуршинская сельская модельная библиотека, расположенная в 100 километрах от столицы Чувашии — города Чебоксары.

Центр публичного доступа в сельской модельной библиотеке Шемуршинского района

Источник: Пресс-служба президента России

Модель обеспечения доступа граждан к социально-значимой информации, заложенная в основу программы, получила признание в России и за рубежом. Эту модель могли взять на вооружение органы власти любого уровня. Именно благодаря интересу к программе со стороны региональных властей, она стала столь успешной и жизнеспособной.

Например, в Смоленской области, ставшей пионером в реализации программы, была принята "Программа информатизации Смоленской области", предусматривающая создание региональной сети центров доступа к правовой и деловой информации. В Якутии — региональная программа "Организация центров правовой информации в государственной сети библиотек Республики Саха (Якутия)". Аналогичные программы действуют на Камчатке, в Мурманской области, Пермском крае, Ханты-Мансийском АО и других регионах нашей страны. Число субъектов федерации, разрабатывающих региональные программы, постоянно увеличивается.

Центры доступа к социально-значимой информации создаются не только на базе библиотек. Сегодня они действуют в образовательных учреждениях — школах, вузах, техникумах, военных училищах, медицинских учреждениях, упреждениях пенитенциарной системы, органах власти различного уровня, российских культурных центрах за рубежом и т.д. Границы программы расширились и географически — открыты центры в соседних с Россией странах — Азербайджане, Казахстане, Киргизии и Узбекистане, — и даже в "дальнем зарубежье" — Болгарии, Индии, Италии и Ирландии. Зарубежные центры предоставляют также гражданам этих стран актуальную информацию о России, помогают нашим соотечественникам за рубежом "не отрываться от корней".

Каждому региону свою информацию

Благодаря активному развитию программы на региональном уровне, существенно расширилась и номенклатура получаемой населением информации. Если первоначальной задачей центров было обеспечение доступа к правовой информации, то сегодня посетители центров могут получить ответы на более широкий круг вопросов, поскольку руководство организаций, открывших у себя центры, и региональные власти хорошо знают, какая информация, кроме официальной, наиболее актуальна для местных жителей.

Так, информационные центры Брянской области, пострадавшей в результате Чернобыльской катастрофы, обеспечивают доступ граждан к большому количеству экологической информации. В Чувашии значительный акцент делается на информации, способствующей социализации осужденных и граждан, недавно освободившихся из мест лишения свободы. Белгородская область выступила с рядом инициатив по обеспечению доступа граждан к потребительской информации, а центры Архангельской, Тульской и других областей активно участвовали в информационном просвещении населения в связи с "монетизацией льгот". В Бурятии был открыт Байкальский информационный центр, информационные ресурсы которого делают акцент на местной культуре и сфере туризма, включая аграрный, рекреационный и экологический туризм.

Открытие центра правовой информации в "Отряде Центроспас" МЧС России

Источник: МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех"

Почти каждый центр предлагает своим посетителям уникальное "информационное меню", сформированное с учетом запросов местного населения. Такая гибкость возможна благодаря тому, что центры — это динамическая, постоянно развивающаяся структура, стремящаяся соответствовать вызовам времени и специфичным местным потребностям. Сегодня более 3 000 центров, действующих по всей России и за ее пределами, предоставляют своим посетителям свободный доступ к правовой, деловой, образовательной и экологической информации, информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти, в области защиты прав человека и потребителей, профилактики ВИЧ/СПИДа и т.д. Неизменна и одинакова в этих центрах только одна основополагающая черта — обеспечение свободного и бесплатного доступа граждан к социально-значимой информации.

В связи с тем, что сегодня большинство центров предлагает своим посетителям доступ не только к правовой информации, было решено называть их "центрами социально-значимой информации", хотя название самой программы — Программа ПЦПИ — осталось прежним.

Программа сегодня

С момента начала реализации программы в 1998 году функции ее координаторов исполняли Российский фонд правовых реформ (РФПР), Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и Министерство культуры Российской Федерации. В 2004 году после административной реформы функции ФАПСИ, включая координирование программы, перешли к Спецсвязи ФСО России. Тогда же во время разделения функций между Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральным агентством по культуре и кинематографии, функции по координированию программы были ими утрачены.

РФПР завершил свою деятельность в 2002 году. В том же году была создана Межрегиональная общественная организация в поддержку программы ЮНЕСКО "Информация для всех" (МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех"), куда перешел из РФПР инициатор и автор концепции программы Алексей Демидов, а вместе с ним и функции координатора программы. Стратегическими партнерами программы являются производители справочных правовых систем — компании "Гарант", "Кодекс" и "Консультант Плюс", — которые с первых лет ее реализации безвозмездно предоставляют центрам свои информационные продукты.

Значительное количество информационных ресурсов для центров было создано при поддержке других организаций. Совместно с представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в России были выпущены книги и компакт-диски с информационными материалами по вопросам формирования детско-юношеской политики и профилактике поведения высокой степени риска.

При поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002–2010 гг.)" была выпущена серия из тринадцати компакт-дисков с информационными материалами по проблемам доступа к государственной информации, являющейся общественным достоянием, а также правовой и деловой информации, информации по этико-правовому образованию молодежи и формированию правовой культуры, профилактике ВИЧ/СПИД, наркомании, медиаобразованию, проблемам интеллектуальной собственности в киберпространстве и т.д.

Эти и другие информационные ресурсы, выпускаемые координаторами и партнерами программы, предоставляются центрам на безвозмездной основе. Информационная и методическая поддержка центров осуществляется также через интернет на официальном сайте программы.

В реализации программы на разных этапах участвовали и участвуют: избирательная комиссия Санкт-Петербурга, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Национальный фонд подготовки кадров, компании "КомпьюЛинк" и "Прайм Групп" и многие другие государственные, общественные и коммерческие организации. Большой вклад в реализацию программы на региональном и федеральном уровне вносят администрации Бурятии, Татарстана, Чувашии и Якутии, Архангельской, Брянской, Мурманской, Смоленской, Тульской и Камчатской областей, Ханты-Мансийского АО и других субъектов федерации.

CNew по материалам МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех"1

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS