[an error occurred while processing this directive]

Потребности госструктур в СЭД будут расти

Потребности госструктур в СЭД будут растиВо всем мире государственные структуры — крупнейшие потребители информационных систем. В России, по оценкам Cnews Analytics, доля рынка систем электронного документооборота (СЭД)  для госсектора составляет от 35% до 45%  от объема всего рынка в денежном выражении. В ближайшее время госструктуры останутся одними из главных потребителей информационных решений этого класса.

Единая государственная политика информатизации значительно способствует росту и развитию государственного потребления СЭД. Ориентация на построение электронного государства привела к появлению новых задач в области создания единого информационного пространства органов государственной власти. С целью обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, планируется повышение эффективности и открытости деятельности органов государственной власти всех уровней за счет внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.

В последние годы государство инициировало ряд крупных ИТ проектов. Заметно активизировались работы в рамках программы «Электронная Россия». Государственные организации проявляют повышенный интерес к системам корпоративного управления. Участники рынка ожидают старта новых межведомственных проектов. С 2005 года начато создание ряда крупных межведомственных информационных систем, таких, как системы пограничного и миграционного контроля, система обеспечения выпуска паспортно-визовых документов нового поколения и др. Продолжаются крупные ИТ проекты в таможенных и налоговых органах и других государственных структурах. Федеральные власти уделяют большое внимание подобным проектам и активно стимулируют их развитие.

Перед органами государственной власти стоят масштабные задачи. Для их решения требуется мощная ИТ поддержка. Кроме того, организации госсектора имеют географически разветвленную структуру, поэтому для них актуальны передача данных на большие расстояния и  создание соответствующей ИТ–инфраструктуры. Для ИТ-компаний работа с госорганами интересна как объемом, так и масштабностью проектов. В то же время, такие проекты ценны для исполнителей  не только своей стоимостью, но и возможностью получения уникального опыта.

Проблемы внедрения СЭД в госорганах России

Работа в госсекторе связана с рядом сложностей. Необходимо понимание специфики деятельности каждого ведомства. Требуется опыт реализации крупных проектов для выполнения работ в федеральных масштабах, рассчитанных на многолетний период. Исполнитель должен быть финансово стабильным и иметь возможность инвестировать в проект собственные средства. В связи с этим, ИТ-рынок не всегда способен предложить готовые и апробированные решения, максимально отвечающие требованиям заказчика.

Кроме того, работа с государственными структурами невозможна без знания множества нормативных актов и ведомственных регламентов, законодательных ограничений, специфических требований к защите информации, обмену данными между ведомствами. Необходимо принимать во внимание неготовность работников госструктур к широкомасштабному применению информационных технологий и высокую степень консервативности при выборе решений.

Долгое время автоматизация отдельных ведомств велась разобщенно, в связи с этим при попытке создать межведомственное пространство возникают сложности из-за несовместимости платформ, формата хранения данных. Весьма актуальна проблема обмена корреспонденцией между государственными организациями, использующими различные СЭД. Документооборот между двумя разными ведомствами и сегодня осуществляется в бумажном виде, что сильно усложняет оперативный обмен служебной информацией. Из этой проблемы вытекают и другие: сложности в создании единой информационной базы данных, проблема хранения информации, жесткая регламентация обмена конфиденциальными данными и обеспечение гарантий достоверности информации.

Развитие правовой  основы использования СЭД

В условиях поиска оптимальных путей информатизации государства и вхождения России в мировое информационное пространство первостепенное значение приобретает решение проблемы законодательного обеспечения электронного документооборота. Особого внимания требует проблема организации информационного взаимодействия государственных и негосударственных структур всех уровней управления. Недостаточная проработанность и отсутствие должного государственного внимания к созданию нормативной базы и выработке единых подходов в организации электронного документооборота влекут за собой различные отрицательные последствия, в частности, отрыв от международных правил и технологий, неэффективность и недостаточную ценность сохраняемых информационных ресурсов и т.д.

Эффективность системы электронного документооборота во многом определяется теми возможностями, которые она предоставляет для работы с документами. СЭД должна обладать средствами, позволяющими реализовать основные деловые процессы учреждения и гибко под них подстраиваться. В то же время, подстраивание существующих процессов под внедряемые системы может провалиться из-за многих факторов — от невозможности перестроить процесс под электронный документооборот до неприятия сотрудниками госаппарата автоматизации процессов делопроизводства в связи с нарушением их привычного  рабочего ритма. Для создания законодательного комплекса, регулирующего электронное делопроизводство, необходимо время, чтобы процессы, порождающие и использующие в своей деятельности электронные документы, «дозрели». Общий рост российского рынка СЭД, накопление опыта использования электронного документооборота влекут за собой развитие и правовой  основы использования СЭД. Основные тенденции, которые будут этому способствовать:

  • постепенное повышение статуса основных нормативно-правовых положений по управлению электронной документацией;
  • установление единых принципов и требований к организации работы с документацией в органах управления, с учетом их уровней, различных форм собственности и используемых технологий;
  • унификация и стандартизация состава и формы представления документированной электронной информации;
  • разработка типовых информационных технологий процессов и процедур государственного управления, обеспечивающих достоверность, полноту, сохранность и защиту информации;
  • развитие опыта реализации права на информацию юридических и физических лиц;
  • повышение уровня технической подготовленности и ментальной готовности работников государственных структур в области электронных технологий.

В дальнейшем развитие электронного законодательства позволит нормативно закрепить общие принципы и наиболее существенные положения электронного документационного обеспечения. Это не только решит многие спорные вопросы современного документооборота, но и определит направления и дальнейшие перспективы развития автоматизации государственного управления.

Развитие по западному пути

Государственный документооборот в России, как и в развитых западных странах, развивается в направлении тесной интеграции в единое информационное пространство. Традиционный бюрократический документооборот все более уходит в прошлое. В ближайшие годы новейшие технологии управления потоками информации в различных формах будут востребованы государственными структурами.

Эксперты государственного сегмента рынка СЭД ожидают рост функциональных и аналитических возможностей внедряемых систем в области автоматизации государственного управления. Будут актуальны специализированные и узкоспециализированные, например, для органов муниципального управления, решения, реализованные на базе универсальных СЭД, предусматривающие интеграцию систем управления документами различных государственных ведомств. Электронный документооборот будет расширяться, увеличится число документов, с которыми будет возможна работа в электронном виде. Интенсивно развивается и применение технологий, связанных с обеспечением роста качества идентификации электронной документации и применения электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Очевидно, что  в настоящее время особое значение приобретают информационно-правовые административные задачи, преобразование информационной системы коммуникации госструктур в русле требований развивающегося постиндустриального информационного общества. Направление правового регулирования смещается к международно-правовому механизму управления государством, повышается роль саморегуляции информационно-коммуникационных отношений. При этом ведущая роль в формировании национальных электронных стратегий принадлежит органам государственного управления.

Елена Баканова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS