[an error occurred while processing this directive]

Виталий Мосеев: В российских условиях заказчик часто психологически не готов платить за консалтинг

Виталий МосеевО перспективах развития информационных технологий в государственном секторе, наиболее перспективных направлениях информатизации и роли отечественных ИТ-компаний в этом процессе в интервью CNews рассказал Виталий Мосеев, генеральный директор компании «Классика».

CNews: Рост государственного сектора ИТ-рынка повышает его привлекательность как для российских, так и для иностранных компаний. Какие направления и технологии, на ваш взгляд, развиваются быстрее других? Какие из них наиболее интересны для вашей компании и с чем это связано?

Виталий Мосеев: Внимание госсектора к процессам информатизации сейчас  заметно усиливается. Растет потребность госструктур в развитых средствах связи, системах доступа к информации, передачи и обработки информации, всех технологий, которые связаны с информацией, поскольку основная деятельность государственных структур неразрывно связана с  процессом информирования граждан.

На мой взгляд, одними из самых востребованных на данном этапе являются распределенные хранилища данных, отказоустойчивые системы, а также решения, которые позволяют управлять крупными объемами разнородной информации. В настоящее время существует много старых систем, созданных практически вручную  инженерными коллективами при министерствах или ведомствах. Данные, хранящиеся в них, нужно объединять, а для этого необходимо внедрять современные решения. Эти работы осуществляются либо по заказу министерств, либо по указанию правительства. Таким образом, задача замены информационных оболочек баз данных на системы, которые могут работать с большим объемом информации и используют современные каналы связи, является наиболее актуальной на данный момент.

Второй сферой, в которой работает «Классика», является коммуникационная среда. Значение оперативности процесса управления постоянно возрастает. Информация должна передаваться быстро, поэтому телекоммуникационная составляющая тоже подвергается реконструкции, модернизации. Это и каналы связи, и само оборудование. Современные сети высокоскоростные, широкополосные и обеспечивают управление и поддержку принятия решений в режиме онлайн через мультимедиа и видеоконференцсвязь.

Таким образом, системы хранения, информационные системы и телекоммуникационная составляющая ИТ-рынка на данный момент развиваются достаточно высокими темпами. Мы стараемся участвовать в этом процессе. «Классика» имеет достаточно большой опыт строительства сложных распределенных сетей, может быстро развернуть сеть во  всех регионах страны.

CNews: Еще совсем недавно наблюдался большой разрыв в уровне информатизации различных ведомств и регионов. Удалось ли его преодолеть? От чего, на ваш взгляд, зависит ИТ-оснащенность органов государственной власти?

Виталий Мосеев: По-моему, разрыв сохраняется. Различие уровня информатизации госструктур обусловлено задачами, которые они решают, этим и  объясняются разные потребности в ИТ.

Например, силовым ведомствам необходимы базы данных автомобилей, людей, паспортов, других документов для того, чтобы оперативно проводить мероприятия. Исходя из этого, строится их информационная система. Здесь отчетливо наблюдается внедрение современных технологий, например,  сетей широкополосного доступа,   на которых решения становятся более доступными и мобильными.

Благоприятная ситуация в ведомствах, связанных со сбором налогов, с финансовым блоком. Большое внимание в последние годы уделяется образованию и медицине.  В настоящее время труднее всего с ИТ приходится, наверно, аграриям. Их предприятия раскиданы по всей стране, и им довольно сложно протянуть сети связи. В общем,  в каждом министерстве и госструктуре существуют решения и проекты. А вот быстро или медленно они реализуются — это уже вопрос регулятора.

Со временем  уровень информатизации ведомств будет выравниваться, поскольку государство перейдет на электронный документооборот. Тенденция такова, что появляются достаточно экономичные технологии, позволяющие реализовать проекты, которые два-три года назад считались невозможными.

CNews: Какую долю в бизнесе компании «Классика» занимают проекты в госсекторе? Как эта цифра изменилась за последние несколько лет?

Виталий Мосеев: Мы все больше внимания уделяем госсектору,  причем, и в направлении ИТ, и по телекоммуникационым решениям. Наш опыт  позволяет профессионально подходить к разработке комплексных проектов. В ряде министерств и ведомств у нас есть успешные реализации.  Есть практика выполнения проектов для  Правительств Москвы, Санкт-Петербурга. У  нас богатый опыт общения с регионами. Мы работали с администрациями Ярославской, Липецкой, Калужской  областей, Ставропольского края и др. В прошлом году  «Классика» была отмечена президентом  Республике САХА (Якутия) за  развитие телекоммуникаций в регионе. Так что опыт работ достаточно серьезный.

Сегодня у компании существуют планы развития по расширению деятельности в госсекторе. У нас есть, что предложить в данном сегменте, мы имеем все необходимые  лицензии и подготовленный персонал, понимаем методику работы.  Сейчас идет работа по нескольким проектам.

CNews:  Какие предлагаемые компанией решения наиболее востребованы в госструктурах? Какие госорганы вы могли бы назвать в качестве крупнейших заказчиков вашей компании?

Виталий Мосеев:  Мы предлагаем  системы хранения данных, отказоустойчивые системы для оперативного доступа. Также практически все решения из нашего телекоммуникационного портфолио сейчас востребованы. Это широкополосный доступ к банкам данных и, наоборот, к клиентской части филиальной сети. Это спутниковые сети связи и все сетевые технологии мультисервисных  сетей, аудио- и видеоконференцсвязь. Это наш опыт по прокладке оптоволоконных линий связи.  В общем, все перечисленные технологии входят в рамки задач построения территориально-распределенных сетей и центров хранения данных.

Из последних крупных проектов, реализованных нашей компанией, можно отметить достаточно серьезный и интересный  проект  по  внедрению  мощной роботизированной системы  хранения  для структур  Администрации Президента. 

CNews: Объемы хранимой органами государственной власти информации постоянно увеличиваются. Какие решения в этой области предлагает компания «Классика»? В чем особенности и преимущества этих решений? Как вы оцениваете потенциальный спрос на электронные хранилища данных со стороны органов государственной власти? Какие проекты были реализованы вашей компаний в этой сфере?

1 | 2 | 3 |

Виталий Мосеев

Виталий Мосеев: Объемы информации увеличиваются, но хранимая информация неоднородна. Часть ее крайне важна, требует оперативного доступа, и потеря этой информации или «утечка на сторону» абсолютно недопустима. Такова, например, финансовая и экономическая информация, некоторые сведения медицинского характера, личные данные. Другая часть информации не столь критична, не является личной или государственной тайной — например, нормативные или правовые документы, электронные библиотеки. Кроме того, форма хранения информации также сильно варьируется — одни данные хранятся в базах данных, другие — в виде файлов. При этом часто разные подразделения одной и той же государственной структуры хранят данные в разных формах.

Дополнительную сложность в эту картину привносит разнообразие серверного парка. Эта ситуация типична. Естественно, «Классика» имеет в своем портфеле комплексные решения для таких случаев. Эти решения представляют собой фрагменты ILM-решений различной сложности, оптимизированные под каждую конкретную задачу. Зачастую, такие ILM-решения являются мультивендорными и довольно сложными. В качестве примера можно привести уже упомянутый недавний проект, выполненный «Классикой» для структур Администрации Президента. В рамках проекта была поставлена и запущена крупнейшая роботизированная библиотека Sun Storagetek SL8500 (производства Storagetek, в 2006 году вошедшей в состав компании Sun Microsystems)  и ПО управления системой хранения. Ее внедрение потребовало серьезной работы по интеграции нового устройства и ПО в существующую инфраструктуру. Мэйфрейм IBM, Unix-серверы, дисковые массивы Hitachi, ПО IBM zOS,  EMC Legato и Sun ACSLS — вот далеко не полный перечень продуктов, фактически ставших элементами внедренного ILM-решения.

Проект включал в себя стадии ИТ-консалтинга по подбору решения, поставку, инсталляцию и интеграцию выбранного решения  в сложную существующую ИТ-среду, а также обучение персонала и техническую поддержку оборудования.

CNews:  Отмечалось, что в 2007 году «Классика» хотела бы сосредоточиться на таком направлении, как ИТ-консалтинг. Как вы оцениваете потребности госорганов в сервисных и консалтинговых услугах? Каков ваш опыт работ в этой области с органами государственной власти?

Виталий Мосеев: Потребность в консалтинговых услугах существует. Она обусловлена двумя причинами. Во-первых, существует  дефицит специалистов для детальной и квалифицированной проработки новых решений. Это естественно. ИТ-специалисты заказчика, как правило,  занимаются обеспечением нормальной деятельности действующей ИТ-инфраструктуры. Аналитика и проработка новых ИТ-решений — не их задача. Здесь нужны те, кто специализируется именно на такой работе — например, «Классика».

Во-вторых, проекты для госсектора усложняются. Это уже не просто поставка серверной платформы, дискового массива, внедрение программного обеспечения. Современные проекты «Классики» для госсектора являются комплексными, в них используется разнообразное оборудование и ПО. Все это нужно сначала спроектировать, затем собрать воедино в рамках проекта, осуществить поставку, наладить и обеспечить нормальную работу. Поэтому консалтинговая составляющая занимает существенную долю проекта и все больше растет.

Другое дело, что в российских условиях заказчик часто психологически не готов платить за консалтинг. А интегратору от затрат на консалтинг никуда не деться — это время и зарплата квалифицированных специалистов, прорабатывающих решение, это оплата исследовательских услуг сторонних организаций, затраты на демо-стенды и тестовые конфигурации. В итоге часто очень интересные и востребованные проекты либо так и не рождаются из-за неготовности заказчика оплатить начальную фазу выработки решения, либо эту консалтинговую составляющую приходится впоследствии «прятать» в стоимости оборудования и инсталляционных услуг. Особенно остро эта проблема проявляется в сложных тендерах, когда требуется провести ресурсоемкую исследовательскую деятельность, да еще в сжатые временные сроки.

CNews: Компания «Классика» работает на рынке системной интеграции с 1992 года, в числе ее заказчиков крупные государственные ведомства и администрации регионов. Как изменилось отношение к информатизации со стороны чиновников за этот период? Насколько проще (сложнее) стало работать системным интеграторам в госсекторе?

Виталий Мосеев: В последние годы  наметился прогресс в отношении чиновников к вопросам информатизации, повысилась их восприимчивость к новым технологиям. То есть сегодня мы разговариваем с ними на одном языке. Я имею в виду именно руководителей, а не технических специалистов, которым по должности положено разбираться в современных технологиях.

Приятно, что процесс информатизации заметно активизировался в регионах. Среди них есть и такие — например, Чукотка, Чувашия, Татарстан, —  которые уже опережают центр в этой сфере.

CNews: Как, по вашему мнению, будет развиваться сегмент ИТ-рынка, связанный с информатизацией органов государственной власти, в 2007–2008 гг.? Каковы планы компании «Классика» на ближайшие годы в этой сфере?

Виталий Мосеев: Я думаю, темпы развития сохранятся. Все процессы будут носить эволюционный и достаточно  прогрессивный характер.

Сегодня каждое министерство или ведомство строит свою телекоммуникационную сеть и информационные системы. На мой взгляд, более эффективный подход — это построение единой управляющей информационной сети или выработка единых принципов, на основе которых можно было бы создавать унифицированные системы, способные взаимодействовать и объединяться. И тенденции к такому развитию уже проявляются.

Наша страна взяла курс на повышение конкурентоспособности, а конкурентоспособность зависит от того, как организовано руководство государством и, в частности, получение обратной связи. Качественное обслуживание граждан сейчас тесно связано с планами развития информационных порталов министерств и ведомств и других госструктур. Вместе с созданием  информационных порталов будет обеспечена открытость органов государственной власти. Таким образом, у  простого гражданина появится возможность больше знать и понимать, что происходит, получать больше информации.

CNews: Насколько востребован аутсорсинг в настоящее время в госсекторе? И в каких формах? Готовы ли госорганы, с вашей точки зрения, существенно увеличить объемы аутсорсинга в сфере сопровождения ИТ-систем и ресурсов? Каковы, с вашей точки зрения, сложности и барьеры (нормативно-правовые, кадровые и т.д.) развития ИТ-аутсорсинга для органов государственной власти?

Виталий Мосеев: Исходя из опыта последнего года работы «Классики», могу уверенно сказать, что, во-первых, аутсорсинг явно востребован; во-вторых, востребован в области сложной техники. Прежде всего, это сервис. В связи с тем, что ИТ-проекты в госсекторе усложняются (несмотря на проблемы, о которых я говорил выше), в рамках этих проектов внедряются сложные аппаратно-программные комплексы, для поддержки которых требуется высоко квалифицированный персонал. Здесь намечается хоть пока и не слишком явная, но устойчивая тенденция к покупке сервиса и сопровождения сложной техники у специализирующихся компаний. «Классика» в этом году обязательно воспользуется этой тенденцией. Мы планируем организовать поддержку сред мэйнфреймов и высокопроизводительного печатного оборудования у ряда государственных заказчиков и в настоящее время активно формируем штат профильных сервисных инженеров и развиваем службу поддержки.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS