[an error occurred while processing this directive]

Дмитрий Львов: Новый закон обязывает госзаказчика предоставлять всем участникам рынка равные права

Дмитрий ЛьвовО развитии законодательства в области госзаказа и о правоприменительной практике, информационных системах, а также о тенденциях в области использования электронных инструментов при проведении государственных закупок в интервью CNews рассказал Дмитрий Львов, руководитель Центра развития компании «Новые электронные технологии».

CNews: В сфере госзакупок 2006 год должен был стать если не переломным, то знаковым — Закон № 94-ФЗ привнес немало нововведений. Что, на ваш взгляд, изменилось в использовании электронных инструментов при проведении государственных закупок? Что, по вашему мнению, оказывает наиболее существенное влияние на процесс использования электронных инструментов — от размещения предложений и конкурсной документации на сайтах до е-госторгов и электронных аукционов — при осуществлении госзакупок?

Дмитрий Львов: Использование электронных инструментов стало возможным благодаря развитию технологической базы, доступной государственным заказчикам — если подрядчики всегда обладали достаточно развитым парком вычислительной техники, то при взаимодействии с органами государственной власти было необходимо возвращаться к бумажным документам. Развитие законодательства не только в области госзаказа, а во всей правоприменительной практике — электронный документооборот, ЭЦП, единые межведомственные базы знаний и банки данных, позволяет сделать процесс исполнения законодательства открытым, динамичным и контролируемым обществом. В первую очередь электронные инструменты облегчают взаимодействие с государством для граждан и, в случае обеспечения госзаказа, для широкого круга компаний, обеспечивая прозрачность и единую конкурентную политику деятельности государства.

CNews: Какова роль закона № 94-ФЗ в развитии направления е-госзакупок? Отвечают ли положения этого закона современным потребностям в организации и проведении госзакупок с использованием электронных инструментов? (Если «нет, не в полной мере», то какие шаги необходимо предпринять для исправления ситуации?) Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию исходя из опыта вашей компании, предлагающей электронный продукт «Госзаказ»?

Дмитрий Львов: Мне кажется, что прежде основной проблемой государственных закупок была их закрытость и «камерность», основные игроки государственного рынка — и заказчики и подрядчики - договаривались заранее, и конкурс был скорее формальностью, эффективных механизмов и инструментов противодействия коррупции в старом законе не было. Новый закон не только разрешает, но и обязывает государственного заказчика предоставлять всем участникам рынка равные права.

Закон 94-ФЗ открывает широкие возможности работы в области госзаказа для небольших коммерческих организаций и частных предпринимателей, благодаря тому, что в нем впервые определены единые правила и требования публикации информации и участия в конкурсах компаний с использованием электронных инструментов, не требующих непосредственного участия в формальных процедурах, а значит допускающих к государственному заказу компании из различных регионов.

Новый закон — действительно новый, в нем сделаны только первые шаги к полномасштабному использованию электронных инструментов, государство только учится использовать достижения ИКТ в своей работе. Сделаны основные шаги — законодательно разрешено использовать ИКТ в процессе государственных закупок, определены основные правила и инструменты, а жизнеспособность тех или иных положений закона определит рынок, и закон будет развиваться вместе в технологиями.

Мы оцениваем ситуацию как весьма перспективную, наша деятельность не ограничивается только положениями закона о госзакупках — мы работаем в сфере повышения всесторонней информированности населения о деятельности органов государственной власти. Электронный продукт «Госзаказ» востребован среди тех участников процесса государственного заказа, которые ранее не участвовали, а с введением нового закона либо обязаны это делать — государственные учреждения теперь сами размещают заказ на работы, товары и услуги в целях обеспечения своей деятельности, либо получили возможность применить свои силы — коммерческие организации малого и среднего бизнеса.

CNews: Расскажите подробнее о предлагаемой вами системе «Госзаказ», о ее технической и пользовательской сторонах. Каковы ее требования к аппаратному обеспечению? Какую платформу вы использовали и почему? Какие возможности ваша система «Госзаказ» предоставляет пользователям? В чем ее основное отличие от аналогичных систем, уже существующих на рынке? Какие преимущества может получить пользователь, как заказчик, так и исполнитель, если им будет выбрана ваша система для работы в области госзаказов?

Дмитрий Львов: Электронный продукт «Госзаказ» — комплекс функциональных сервисов, направленных на информационную поддержку процесса государственных закупок и обеспечивающих целевой оперативный доступ пользователя к информационным материалам, необходимым на каждом этапе процесса, связанных нормативных и законодательных актов, с учетом поправок и подзаконных актов.

ЭП «Госзаказ» предназначен для предоставления пользователям подробной информации о реализации госзаказов в соответствии с №94-ФЗ, обеспечения максимально полной методической и консультационной поддержки участников госзаказа.

Продукт реализован в виде информационного портала с регламентированным доступом, для доступа к порталу пользователю достаточно иметь лишь подключение к сети интернет (возможна работа даже с использованием коммутируемых линий) и стандартного браузера. Вся обработка документов производится на стороне сервера, поэтому требования к оборудованию пользователя — минимальные.

1 | 2 |

Дмитрий Львов

ЭП «Госзаказ» состоит из следующих информационных блоков:

  • иерархическое хранилище документов, содержащее необходимый и достаточный набор нормативных и законодательных актов, форм и шаблонов документов, примеров оформления и использования, разбора конкретных случаев, информацию из судебной и арбитражной практики, аналитические обзоры и специально подготовленные материалы, имеется система морфологического поиска;
  • информацию об объявленных конкурсах федерального и регионального уровня, синдицируемую с официальных источников и доступную независимо от этих источников, имеется система морфологического поиска;
  • статистическая и аналитическая информация по объявленным конкурсам и государственным контрактам в виде динамических интерактивных отчетов, автоматически формируемых системой по запросам пользователей;
  • учетно-методическая система, позволяющая пользователю хранить информацию о конкурсах, в которых участвует организация, о текущем состоянии процессов и следующих шагах по процессу с предоставлением информации по каждому этапу процесса;
  • консультационная система, позволяющая установить выделенный коммуникационный канал с квалифицированным экспертом для получения каждым пользователем консультаций по конкретным вопросам организации или участия в государственных закупках;
  • пользовательские сервисы: автоматическое оповещение пользователей об обновлениях документов и объявленных конкурсах с учетом требований каждого пользователя, рассылка новостей, личная библиотека документов, почтовый сервис, планировщик личных и групповых задач, новости и события, форумы и др.

Задача электронного продукта «Госзаказ» — не столько информационная поддержка, но поддержка методическая и консультационная, в этом — его основное отличие от информационно-справочных систем. ЭП «Госзаказ» — продукт уникальный, квалифицированную персональную консультационную поддержку предлагают многие компании, но в режиме он-лайн, с использованием коммуникационных технологий — мы пока единственные.

CNews: Вы предлагаете пользователям электронный инструмент, позволяющий организовать эффективное взаимодействие между поставщиком и заказчиком, как в государственном, так и в коммерческом секторах. Насколько важна на сегодняшний день эта функция? Насколько востребованы ваши услуги и продукты госсектором?

Дмитрий Львов: Новый закон требует от всех государственных учреждений проводить конкурсы закупки работ и товаров, поэтому резко возросла потребность в квалифицированных специалистах по госзакупкам, рынок профессионалов не в состоянии быстро отреагировать на эту потребность. Также, многие организации не могут себе позволить содержать или подготовить в своей структуре таких специалистов. С другой стороны, участие в конкурсах также требует квалифицированных специалистов. Особая потребность в них имеется в регионах и в органах местной власти — это и есть наша основная целевая аудитория.

CNews: Как вы оцениваете емкость рынка систем для организации и проведения госзакупок в настоящее время? Как вы оцениваете положение на этом рынке вашей системы «Госзаказ»? Как вы оцениваете экономический эффект от внедрения предлагаемой вами системы «Госзаказ»?

Дмитрий Львов: Наш продукт позволяет удовлетворить потребность в специалистах для малых и средних организаций, постоянно или периодически участвующих в конкурсах, количество которых оценивается в 5-7 тысяч, и это количество будет возрастать с расширением практики применения нового закона.

CNews: Как решаются вопросы технической и консультативной поддержки ваших продуктов, используемых органами государственной власти? В какой форме продолжается — и в зависимости от каких условий, критериев — работа с заказчиком после внедрения системы?

Дмитрий Львов: Внедрение продукта заключается в оформлении подписки на доступ и получения пользователем авторизационной информации, обычно это осуществляется в течении одного рабочего дня, после получения уникального идентификатора пользователь немедленно получает доступ к информации, может сразу же создавать собственные процессы и запрашивать консультации. Информационная и техническая поддержка продукта осуществляется силами наших сотрудников в течение всего времени действия подписки пользователя на наш продукт по телефону, электронной почте и в случае необходимости — выездом специалистов для обучения пользователей или настройки оборудования.

CNews: В случае нарушения установленной процедуры госзаказа результаты торгов могут быть признаны недействительными. В то же время, нарушения процедуры могут происходить по причине некомпетентности специалистов, отвечающих за проведение процедуры госторгов. Поможет ли разработанный вами электронный продукт избежать ошибок при организации и участии в торгах? Оказываете ли вы услуги по обучению специалистов заказчика не только работе с ПО, но и правилам проведения электронных торгов, в том числе посредством использования методов дистанционного образования?

Дмитрий Львов: Да, это основная цель нашего продукта — помочь пользователям избежать ошибок как при организации конкурсов, так и при участии в них. В продукте предусмотрена возможность дистанционного обучения с использованием интерактивных учебных курсов, работа над которыми ведется постоянно, новые курсы размещаются в системе и становятся доступны пользователям.

CNews: Многие эксперты и участники рынка признают, что необходимо совершенствовать № 94-ФЗ, но в какой степени, на ваш взгляд, государственные заказчики и частные поставщики заинтересованы в корректировке правил, диктуемых существующим законодательством? Если в № 94-ФЗ будут внесены изменения, то насколько трудоемкой будет доработка системы «Госзаказ»?

Дмитрий Львов: Заказчики и подрядчики вляют на закон, его применение будет выявлять пробелы и несоответствия в нем, и если мы хотим жить «по закону» — он будет меняться, это свойство всех «живых» систем. Закон не в силах описать все многообразие рыночных ситуаций и я думаю, что часто меняющееся законодательство неудобно никому, но все участники рынка заинтересованы в стабильном законе, определяющим главные требования и самое важное — четко исполняющемся.

Да, закон будет меняться, но электронный продукт «Госзаказ» — очень гибкая система и все поправки оперативно отражаются в ней, изменения касаются не только закона о госзакупках, но и друих законодательных актов, изменения в которых также вносятся в систему.

CNews: В каком направлении, по вашему мнению, в ближайшее время будет развиваться сектор электронных госзакупок (госзакупок с использованием электронных инструментов) в коммерческом и государственном секторах? Как может меняться ситуация в сфере е-госзакупок в дальнейшем? Какие факторы могут выступить в качестве двигателей таких изменений? Каковы планы вашей компании на ближайшие годы в этой области?

Дмитрий Львов: В ближайшее время должен резко увеличиться рынок различного рода услуг для органов государства, потребность в которых постоянно растет. Организация конкурсов в этой сфере требует высокой квалификации как со стороны заказчика в плане разработки требований и контроля качества поставляемых услуг, так и со стороны поставщика.

Вообще, вопрос контроля исполнения государственных контрактов я считаю наиболее важным и острым в настоящее время, и основные усилия должны быть направлены на развитие механизмов контроля исполнения государственных контрактов, заключенных с применением электронных инструментов.

CNews: Каковы, с вашей точки зрения, перспективы развития сегмента отечественного ИТ-рынка, связанного с информатизацией органов государственной власти, на 2007-2008 году и инструментов, сервисов, применяемых для осуществления е-госзакупок?

Дмитрий Львов: На мой взгляд, основное развитие должны получить электронные торговые площадки и интегрированные системы, обеспечивающие полный цикл государственных закупок. Необходимым условием развития этого рынка я вижу в тесном взаимодействии различных электронных инструментов, разработке и внедрению стандартов интеграции информационных систем, обеспечивающих работу органов государственной власти и взаимодействие общества с ними.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS