версия для печати

Электронные госуслуги: на шаг ближе

Электронные госуслуги становятся ближе

Утверждение в июне 2009 г. правительством РФ перечня государственных услуг, оказываемых с использованием ИКТ, еще на один шаг приблизило страну к электронному правительству. Однако перечисленные услуги станут доступны гражданам не ранее, чем через 3 года.

Разговор о переходе на предоставление основных государственных услуг гражданам и бизнесу в электронном виде ведется уже давно – в феврале 2006 года Владимир Путин поставил задачу создания к 2010 году в России электронного правительства. Тогда же было заявлено о начале работ по повышению качества госуслуг – началась разработка административных регламентов и стандартов. В течение 2006-2007 г. было разработано более 400 административных регламентов, из них свыше 300 согласовано с МЭРТ и более 190 утверждено.

6 мая 2008 г. была одобрена концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года. Финансирование мероприятий, предусмотренных концепцией, осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» и Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах.

Несмотря на то, что достигнутый в России уровень развития ИКТ позволяет перейти к оказанию значительного числа госуслуг в электронном виде, эта задача не решена до настоящего времени. Работы, анонсированные в 2006 году, не привели к ощутимому результату. В 2007 году в рамках реализации мероприятий ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» начал создаваться доверенный портал госуслуг, который должен был заработать с 1 января 2009 г. Предполагалось, что на портале будет размещена информация для трех категорий пользователей: населения, организаций и органов государственной власти. В разделе для населения и организаций можно будет найти необходимую госуслугу и получить ее в электронном виде. Оплата услуги будет осуществляться путем использования системы мобильных платежей.  Кроме того, на портале можно будет скачать свободно распространяемые программные продукты, необходимые для получения услуг, а также в интерактивном режиме обратиться с вопросами к представителям ведомств. Однако до настоящего времени на этом портале можно получить лишь справочную информацию, в лучшем случае скачать бланки некоторых документов.

В 2008 году представители МЭРТ говорили о необходимости утверждения  перечня наиболее востребованных государственных услуг, которые должны быть переведены в электронную форму в ближайшее время. Речь шла, в первую очередь, об услугах, связанных с налоговой службой, социальной поддержкой населения, паспортно-визовым режимом, оформлением документов. Кроме того, министерство заявляло о том, что намерено окончательно решить проблему юридически значимого взаимодействия.

В июле 2008 г. на заседании президиума Государственного совета президент России Дмитрий Медведев открыто заявил: «Уже довольно значительное количество лет, если иметь в виду быстроту сегодняшнего времени, мы говорим об электронном правительстве. Никто не спорит с самой идеей электронного правительства, все согласны с тем, что информационные технологии повышают и прозрачность государственных услуг, снижают уровень коррупции, но реально почти ничего не меняется».

А в феврале 2009 г. на заседании Совета по развитию информационного общества он опять вернулся к этой теме, напомнив, что «по ключевым показателям мы ещё страшно далеки от большинства развитых государств». «У нас никакого электронного правительства нет, всё это – химера», - заключил Дмитрий Медведев.

Все препятствия, как на ладони

Несмотря на то, что идея создания электронного правительства находит поддержку на самом высоком государственном уровне, работы в этом направлении продвигаются крайне медленно.  Причины такого положения очевидны.

Во-первых, это сложившаяся в каждом отдельном ведомстве и регионе традиция информатизировать собственную деятельность без учета потребностей соседа и возможности интеграции с ним. Результатом таких действий явился так называемый «информационный зоопарк», в котором каждый владелец информации стремится как можно надежнее спрятать ее от партнера. «Если на Западе уже пришли к мнению, что «зоопарк» ? это плохо, и его надо преодолевать, то в России с ним пока не хотят расставаться, - комментирует ситуацию Виктор Абрамов, директор по продажам  компании InterSystems. - Многие чиновники считают, что имеющаяся у них информация является их собственностью, и не собираются делиться ею». Более того, даже в рамках одного ведомства имеющиеся решения не всегда интегрированы между собой, что приводит к необходимости многократного ввода одних и тех же данных и невозможности оперативного получения аналитики.

Сохранению «информационного зоопарка» во многом способствует и отсутствие типовых решений, которые можно внедрить с минимальными затратами. На сегодняшний день существует немало регионов, таких как Татарстан, Чувашия, ХМАО, добившихся серьезных результатов в направлении развития электронных услуг для населения и бизнеса. Обобщение их опыта могло бы существенно упростить решение аналогичной задачи их менее  «продвинутым» соседям.

До настоящего времени, несмотря на прилагаемые государством усилия, в России не преодолена проблема «цифрового неравенства». Возможность доступа к информационным ресурсам рядовых граждан в различных регионах страны существенно отличается как по стоимости, так и по технической возможности.

Серьезные проблемы создает и отсутствие на государственном уровне необходимой нормативно-справочной информации. «Должны быть единые по России требования к некоторым видам информации. Должен быть централизованный подход. Должен быть кто-то, кто распространяет эти единые требования по всей России, обязывает их исполнять, а также контролирует исполнение», - считает Людмила Абламская, руководитель отделения консалтинга «Форс-Центр разработки».  Кроме того, требует доработки имеющееся законодательство в области использования электронного документа и ЭЦП.

По-прежнему актуальным остается вопрос недостаточного финансирования работ в области ИКТ, а также отсутствие ярко выраженных мотивирующих факторов у руководителей, принимающих решения о необходимости автоматизиции. По мнению депутата Государственной Думы, члена Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, председателя Подкомитета по технологическому развитию Ильи Пономарёва, именно «конфликт интересов, прежде всего ведомственных, неповоротливость бюрократической машины» в наибольшей степени тормозят процесс создания электронного правительства.

Движение продолжается

Пусть не так быстро, как хотелось бы, но электронное правительство в России все-таки создается. Немаловажную роль в этом процессе играет политическая воля высшего руководства страны. «Если президент положительно относится к информатизации, ведет блоги, постоянно выступает, поглядывая не на бумажку, а на экран монитора, то за ним тянутся и все остальные», - считает Виктор Абрамов. «Указы президента страны распространяются по вертикали, и государственная власть субъектов Федерации обязана их исполнять, - соглашается с ним Людмила Абламская. - Если будут даны четкие указания сверху, то вопрос политической воли на местах исчезнет сам собой».

25 июня 2009 года правительством РФ был утвержден Перечень государственных услуг, осуществляемых с использованием ИКТ. В него вошли 46 государственных функций, которые должны стать доступными в электронном виде гражданам и бизнесу в первую очередь. Список разбит на семь групп, среди которых регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановка автомобилей на учет, таможенное оформление товаров, оформление социальных выплат и пособий, регистрация прав на недвижимость, лицензирование деятельности и выдача паспортов.

Перечень государственных услуг и (или) функций, осуществляемых с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде)

Наименование государственной услуги и (или) функции Ответственные исполнители Способ осуществления услуги и (или) функции с использованием информационных и телекоммуникационных технологий (в том числе в электронном виде)
I. Государственные услуги и (или) функции по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановке на налоговый учет, получению выписок из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, взаимодействию с налогоплательщиками, уплате налогов и сборов
1. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств ФНС России подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, уплата платежей, получение итогового документа  
2. Учет организаций и физических лиц, ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков и предоставление в установленном порядке содержащихся в нем сведений ФНС России подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, уплата платежей (при необходимости), получение итогового документа
3. Ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставление в установленном порядке содержащихся в них сведений ФНС России подача через сеть Интернет заявления о предоставлении сведений, содержащихся в реестрах, с приложением электронных документов, получение уведомления о результате рассмотрения заявления, уплата платежей (при необходимости), получение итогового документа
4. Предоставление в установленном порядке физическим и юридическим лицам информации о зарегистрированных некоммерческих организациях, филиалах и представительствах иностранных некоммерческих неправительственных организаций Минюст России подача через сеть Интернет заявления с приложением электронных документов, получение итогового документа

Посмотреть перечень полностью


Около 37% представленных услуг предназначены для граждан РФ, 43% - для представителей бизнеса, а 20% могут быть востребованы и теми, и другими. Наибольшее количество услуг должно предоставляться Росздравнадзором – 10 (из них 2 совместно с Россельхознадзором и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору), Федеральной службой по труду и занятости - 8, ФМС России – 7.

По словам Ильи Пономарева, «пакет законопроектов, обеспечивающих процедуры внедрения «электронного правительства», будет внесен в Государственную Думу только в конце 2009 года». Российские граждане смогут рассчитывать на появление полноценных электронных государственных услуг в лучшем случае через 3 года.

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS