[an error occurred while processing this directive]

Обозрение подготовлено

версия для печати
Сергей Турчин
АМТ-Груп

Сергей Турчин:

Инфраструктурные решения стали значительно сложнее по составу технологий и подсистем

Об основных тенденциях в сфере построения ИТ-инфраструктур в интервью CNews рассказал Сергей Турчин, директор департамента корпоративных проектов компании «АМТ-Груп».

CNews: Как изменился, на ваш взгляд, российский рынок инфраструктурных решений за последнее время?

Сергей Турчин: Рынок продолжает интенсивно расти, и в первую очередь — количественно. При этом основные типовые решения остаются прежними. Принципиальные изменения требований к инфраструктурным решениям произошли несколько лет назад, причем в два этапа, а сейчас мы наблюдаем эволюционный, хотя и весьма интенсивный, процесс.

Первым этапом стало признание рынком СКС категорий 5е и 6, а также ЛВС на основе Fast, Gigabit и 10 Gigabit Ethernet. На втором этапе корпоративные сети стали мультисервисными. Эти изменения позволили на основе единой сетевой инфраструктуры предприятия предоставлять услуги различного типа, включая работу голосовых и видео-приложений.

Предприятия, вовремя уловившие эти тенденции и претворившие их в жизнь, смогли планомерно подготовиться к внедрению новых сервисов. Те же, кто вовремя не отреагировали, сейчас вынуждены срочно модернизировать свои инфраструктуры.

CNews: Как увеличились бюджеты и масштабы инфраструктурных проектов?

Сергей Турчин: Инфраструктурные проекты с точки зрения тенденций изменения их бюджетов и масштабов можно условно разделить на три категории. Первые две — проекты федерального масштаба и крупные корпоративные проекты (от 1 тыс. до 10 тыс. и более рабочих мест с распределенной структурой, включающей в себя несколько десятков филиалов). Третья категория — средние корпоративные проекты (от 100 до 1 тыс. рабочих мест, как правило, с единственной штаб-квартирой или офисом).

Стоимость проектов для крупных корпоративных заказчиков, как и в предыдущие годы, находится в интервале от 1,5 до 5 млн долл., при росте составляющей стоимости услуг. Это определено несколькими компенсирующими друг друга тенденциями. С одной стороны, увеличивается стоимость услуг интеграторов, как из-за роста сложности проектов, так и по причине увеличения зарплат. С другой стороны, само оборудование, хотя и медленно, но дешевеет, в то время как требования к его функциональности с каждым годом только растут.

Немаловажно, что вне зависимости от того, какую сумму готов выделить заказчик на автоматизацию инфраструктуры, за год мало кто способен освоить бюджет более 3-5 млн долл. Это ограничение связано с тем, что ИТ-службе заказчика необходимо уверенно овладеть внедренными интегратором решениями и обеспечить их повседневную эксплуатацию. Хотим мы того или нет, но разбивка проекта на этапы неизбежна. Помимо того, что нужно подобрать и обучить кадры, отработать эксплуатационные процедуры, некоторые работы могут выполняться только в строго определенной последовательности. Например, невозможно построить корпоративную систему видеонаблюдения на базе IP без предшествующего создания мультисервисной сети передачи данных, которая, в свою очередь, требует построения СКС, ЛВС и, возможно, обеспечения междугородних каналов или сетей связи. Почти все крупные корпоративные проекты реализуются в несколько этапов в течение нескольких лет, постепенно поднимаясь от базовых подсистем — СКС и ЛВС — к все более и более сложным решениям. Средний бюджет годового этапа такого проекта и составляет озвученные выше 1,5-5 млн долл. Цикл создания инфраструктуры — от ВОЛС и СКС до единой системы распределенных унифицированных коммуникаций и ЦОД — даже у крупных промышленных предприятий, не испытывающих особых проблем с финансированием, занимает три-четыре года и требует в совокупности 10-20 млн долл.

В связи с тем, что государство в последнее время усилило финансирование федеральных программ, наибольший рост масштабов инфраструктурных проектов наблюдается именно в этой нише. Причем очевидно, что федеральные или крупные ведомственные проекты отличаются еще большей протяженностью во времени. Тут есть, как минимум, одна дополнительная причина: большое число географически распределенных подразделений. Это требует обследования огромного количества объектов, а также организации междугородних каналов и сетей. Время, да и стоимость, выполнения таких проектов сокращается за счет распределения труда между головным интегратором и его многочисленными партнерами в регионах. Для успешной реализации подобных проектов необходима разработка системного проекта, в котором фиксируется стратегия развития, что также удлиняет общий цикл.

Наконец, бюджеты проектов для третьего класса заказчиков — средних компаний — растут умеренно и составляют от 300 тыс. до 1 млн долл, причем в большинстве случаев они выполняются за один этап. Серьезная проблема в этом секторе — относительно высокая стоимость услуг в сравнении со стоимостью оборудования, и это часто становится камнем преткновения между интегратором и заказчиком.

CNews: Предприятия каких отраслей проявляют, по вашим наблюдениям, наибольшую активность?

Сергей Турчин: В нашей практике и по количеству проектов, и по обороту лидирует финансовый сектор, дальше идут промышленность, госсектор, транспорт, корпоративные проекты для предприятий связи. В последнее время ощутимую долю стали составлять проекты в науке и образовании, что подчеркивает внимание государства к этим сферам.

Отмечу, что наиболее комплексные и сложные с интеграционной точки зрения проекты мы выполняем для промышленных предприятий.

CNews: Какие инфраструктурные решения становятся сейчас, на ваш взгляд, стандартом в российском бизнесе?

Сергей Турчин: Безусловно, наиболее важным стандартом стало построение корпоративных сетей с мультисервисными свойствами, причем это справедливо как для корпоративных, так и для государственных заказчиков и, особенно, для компаний и организаций с распределенными структурами.

К современным инфраструктурам предъявляются требования обеспечения высокой надежности и доступности, что на локальном уровне сделало стандартом резервирование элементов сетевой и информационной инфраструктур. Это означает выбор технических решений для сети с несколькими центрами коммутации и серверными фермами и резервированием каналов передачи данных, а на уровне обработки данных используются решения с основным и резервным ЦОД. Составной частью мероприятий по обеспечению высокой надежности и доступности инфраструктуры является инженерное обеспечение ЦОД — системы контроля доступа, видеонаблюдения, пожарной сигнализации и пожаротушения, кондиционирования и обеспечения электропитания с высокой степенью надежности.

В связи с процессами, происходящими в обработке данных в последние два-три года, а именно — консолидацией обработки данных, повышением вычислительной мощности на единицу объема оборудования — роль инженерного обеспечения стала ключевой. Вся эта группа решений стала стандартной в силу того, что возрастает цена данных, содержащихся в информационных системах, а также потому, что государство установило высокую меру ответственности за ненадлежащую защиту данных, в частности персональных. И хотя решения по защите информации от несанкционированного доступа выходят за рамки инфраструктурной области, правильное проектирование и построение инфраструктуры играет существенную роль для обеспечения защиты данных. На этапе создания инфраструктуры необходимо так проектировать и выбирать топологии и схемы коммутации, чтобы в дальнейшем обеспечить контроль доступа различных групп пользователей к различным информационным ресурсам. Таким образом, решения по инфраструктуре и информационной безопасности довольно тесно связаны друг с другом.

Стандартными стали и решения по обеспечению передачи видеоизображения на основе мультисервисных сетей предприятий, в первую очередь, видеоконференцсвязь и видеонаблюдение.

Также стандартными становятся решения, обеспечивающие мобильность ИТ-сервисов, включая голосовые и видео-сервисы. Сегодня очень мало коммерческих сетей строится без развертывания радиодоступа WiFi, DECT и т.д. Один из наших довольно масштабных проектов — внедрение решения WiMAX для мобильных объектов крупного государственного заказчика. Технологии мобильного доступа значительно повышают эффективность работы предприятия, особенно при наличии большого количества производственных помещений, открытых площадок, складов.

Список решений, которые стали за последнее время стандартными, можно и продолжить, однако лучше отметить общую тенденцию — инфраструктурные решения стали значительно сложнее по составу технологий и подсистем, причем в большинстве случаев они должны быть достаточно глубоко интегрированы между собой.

CNews: Наскольковостребованными оказались технологии виртуализации?

Сергей Турчин: Говоря о технологиях виртуализации, необходимо иметь в виду, что под этим термином подразумевается не только модная сейчас тема минимизации количества используемых серверов, но и уже давно используемые технологии в сферах передачи данных и хранения информации. В качестве примера можно привести ставшие уже обыденными решения виртуальных сетей VLAN, а также вообще абстрагированных от физического уровня виртуальных частных сетей VPN. Точно такой же пример можно привести из области хранения данных, где стало общепринятой нормой иметь единое для всех потребителей физическое хранилище, построенное в соответствии с требованиями отказоустойчивости и производительности, и виртуально разделенное в соответствии с потребностями дисковое пространство для множества серверов.

Относительно недавно для большинства средних и крупных организаций актуальной стала задача виртуализации, помимо перечисленных выше компонентов инфраструктуры, и самих серверов, причем эта задача напрямую вытекает из концепции консолидации ресурсов, преследующей цель сокращения издержек на поддержку ИТ.

На смену используемым в настоящее время подходам, таким как объединение ролей на одном физическом сервере и унификация используемых серверов с помощью лезвийных конфигураций, приходит возможность полностью абстрагироваться от используемого серверного оборудования и свести его к минимуму, перенеся бизнес-приложения в виртуальную среду.

Теперь множество приложений выполняется на подмножестве серверов, удовлетворяющих заданному уровню производительности и отказоустойчивости, причем эти параметры, при необходимости, могут изменяться динамически в процессе эксплуатации. Такой подход позволяет сосредоточиться на задачах бизнеса, осознавая, что решены такие важные вопросы, как оптимизация расхода энергии, недостаточность производительности, загрузка персонала.

Большая часть решений виртуализации в настоящий момент уже успешно применяется в большинстве компаний, и только консолидация серверов является относительно новым фактором, который находится в фазе интенсивного роста. В то же время многие компании уже опробовали и нашли его экономически выгодным, и будущее ИТ-инфраструктур можно связывать с развитием специализированного ПО и аппаратных компонент, поддерживающих виртуализацию.

CNews: Какие наиболее значимые инфраструктурные проекты были реализованы вами за последнее время?

Сергей Турчин: За последнее время мы выполнили серию проектов для банков и финансовых организаций: офисов банка «Хоум Кредит» в Москве и Обнинске, ВТБ24, «Банка Сосьете Женераль Восток», компании Backer & McKenzie. Продолжили работу над нашим многолетним крупномасштабным проектом на Уральском оптико-механическом заводе. Начали крупный проект для завода минудобрений в г. Россошь. В каждом из этих проектов мы работаем в нескольких филиалах или отделениях, внедряя в той или иной комбинации СКС, ЛВС, IP-телефонию, ВКС, ЦОД.

Как я уже отметил, мы начали несколько масштабных проектов в науке и образовании, в частности сейчас работаем над созданием технологической инфраструктуры единой информационной электронной среды для Московского педагогического государственного университета: начинаем с проектирования и развертывания СКС и ЛВС на объектах МПГУ.

Продолжаются наши проекты по построению ситуационных центров (СЦ) для транспортных предприятий, в частности выполняется модернизация ситуационного центра Московского метрополитена, начато строительство нового СЦ для метрополитена Санкт-Петербурга. До конца года должны быть завершены работы по созданию офисных сетей нескольких международных компаний.

CNews: Каковы ваши планы развития инфраструктурного направления в ближайшее время?

Сергей Турчин: Одно из главных направлений, в котором компания «АМТ-Груп» намерена развиваться и усиливать свою компетенцию, — это продукты Microsoft (инфраструктурные в общем и Unified Communications, в частности). Внедрение решений пакетной телефонии и унифицированных коммуникаций — традиционно наша сильная сторона, поэтому мы проводим в своей лаборатории широкую серию испытаний решений, появившихся на рынке в 2007 году. Первые результаты этих тестирований будут докладываться на регулярно проводящемся нами декабрьском публичном семинаре, посвященном в этом году унифицированным коммуникациям.

Мы также продолжаем усиливать компетенцию в инженерных системах и технологиях построения ЦОД. Осенью этого года мы получили статус Сертифицированного консультанта компании Siemon (Siemon Certified Consultant), что дает «АМТ-Груп» право проектировать СКС Siemon и оказывать консультации по разработке новых проектов и сопровождению ранее выполненных инсталляций СКС различных производителей. Этот статус подтверждает универсальную компетенцию «АМТ-Груп» в области стандартов ISO 11801:2000 и ANSI/TIA/EIA–568B, что позволяет предоставлять независимые рекомендации по построению СКС и осуществлять экспертизу построенных СКС.

В этом году мы также получили статус Certificate Partner компании Pelco, производителя систем видеонаблюдения на базе технологий IP. Pelco выпускает полный спектр оборудования для создания систем IP-видеонаблюдения, и мы уже применили их в ряде проектов по созданию ситуационных центров для транспортных предприятий.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS