Обозрение подготовлено

версия для печати
Алексей Чередниченко
Symantec    OCS

Алексей Чередниченко:

ИТ-служба работает эффективно, когда все процессы в ней просты, понятны, прозрачны и измеряемы

Своим видением проблем, сложившихся на рынке инфраструктурного ПО, с CNews поделились Алексей Чередниченко, технический специалист Symantec в России и СНГ, а также Максим Ничипорович, руководитель направления инфраструктурного ПО,  компании OCS.

CNews: Многие компании уже автоматизировали большинство участков бизнеса.  Теперь на первый план выходит борьба с фрагментарностью ИТ-инфраструктуры, как источником рисков. Согласны ли вы с этим мнением?

Максим НичипоровичМаксим Ничипорович: Да, на мой взгляд, время «лоскутной» автоматизации прошло. Сейчас на первом плане стоят вопросы безопасности и надёжности, а они напрямую зависят от фрагментарности ИТ-инфраструктуры. Тенденцию к стандартизации подтверждает возросший спрос на «тяжёлые», кроссплатформенные решения по управлению системами хранения, по виртуализации, которые позволяют унифицировать процесс управления разнородными элементами ИТ-инфраструктуры и оптимизировать их работу.

CNews: Каким вы видите решение извечной дилеммы: что лучше — надежная работа ИТ, но зависимость от одного вендора, или независимость за счет «зоопарка» решений?

Алексей Чередниченко: Не очень вижу здесь дилемму, впрочем, как и в вопросе о «независимости». Дело в том, что заказчик всегда зависит от вендоров. При этом не имеет значение: «зоопарк» у него или нет. Поэтому заказчик, конечно, стремится внедрять решения от одной, но крупной компании, которая давно работает на рынке и крепко стоит на ногах. В этом случае падает цена всего решения. Оно работает более надежно, и клиент имеет единую точку контакта, когда что-то не работает.

Максим Ничипорович: В принципе, решения от одного вендора для заказчика было бы более предпочтительным — сокращаются расходы на обучение, гарантирована совместимость и т.д. Однако в этом случае действительно появляется зависимость от этого вендора, что может быть неприемлемым для некоторых организаций. На практике, работа с двумя-тремя вендорами с совместимым оборудованием является лучшим решением.

Однако и такое не всегда достижимо. Бывает, что в результате слияний, реструктуризаций и приобретений у заказчика формируется очень сложно управляемый «зоопарк». В таком случае, одним из наиболее эффективных и экономичных решений проблемы будет использование промежуточного слоя ПО между аппаратным обеспечением и прикладным ПО. Только оно позволит отвязать прикладное ПО от конкретного аппаратного обеспечения и даст возможность единообразного управления ИТ-инфраструктурой на разных платформах.

CNews: Можно ли, на ваш взгляд, каким-либо образом наладить бесконфликтное взаимодействие между отделами ИТ, ИБ, специалистами физических систем безопасности и т.п.?

Максим Ничипорович: Не только можно, но и нужно. Без слаженных действий этих подразделений реальная эффективность работы, выражающаяся в сохранности и прибыльности бизнеса, будет не слишком велика. Отделы ИБ и физических систем безопасности для этого порой даже находятся под началом одного сотрудника — CSO (Chief Security Officer). Для того, чтобы избежать конфликта между этими подразделениями необходимо чётко прописать регламенты взаимодействия, определить зоны ответственности и максимально автоматизировать процедуры, выполняемые вручную, чтобы минимизировать эффект «человеческого фактора».

CNews: Обеспечение надежности инфраструктуры и, как следствие, непрерывности бизнеса — головная боль не только ИТ-службы, но и топ-менеджемента. Сколько, по вашим данным, стоит час ее простоя?

Максим Ничипорович: Стоимость простоя ИТ-инфраструктуры является одним из наиболее эффективных бизнес-аргументов для продажи решений по высокой доступности и репликации данных (в дополнение к решениям по резервному копированию). Сама же стоимость зависит от отрасли. Например, многие промышленные предприятия могут продолжать выпускать продукцию даже если сеть или сервера вышли из строя. А для финансовых или телекоммуникационных компаний, убытки от простоя ИТ-инфраструктуры в течение часа составляют миллионы, не считая потерь данных и возможных исков.

CNews: Насколько актуальной вам кажется проблема синхронизации затрат на рост аппаратной и программной составляющих ИТ-инфраструктуры?

Максим Ничипорович: Достаточно актуальной. Перекос в сторону экстенсивного развития только за счёт апгрейда аппаратного обеспечения может привести к значительному увеличению расходов на содержание ИТ-инфраструктуры в дальнейшем. Например, много линеек ПО лицензируется по количеству процессоров. Был произведен апгрейд, который был вызван низкой производительностью прикладного ПО. Потом выяснилось, что проблема с производительностью запрятана глубже, например, она связана с сетью или СХД. В данном случае простой прирост вычислительной мощности не даст требуемого результата. А деньги окажутся выкинутыми на ветер. Поэтому наиболее правильным представляется поэтапное и равномерное развитие ИТ-инфраструктуры, а также постоянная её оптимизация.

CNews: Как лучше, по вашему опыту, спланировать и выровнять эффективность работы различных сегментов ИТ-инфраструктуры?

Алексей Чередниченко: ИТ-служба работает эффективно, когда все процессы в ней просты, понятны, прозрачны и измеряемы. Таким образом, как показывает практика, наиболее эффективно работают те ИТ-подразделения, которые были переведены на сервисную модель работы.

Максим Ничипорович: Для повышения эффективности действительно требуются самые обычные действия, необходимые в повседневной работе: планирование, учёт, рациональное пользование. При этом очень важно иметь инструменты для того, чтобы оценить (в численном выражении) имеющиеся ресурсы и отдачу от этих ресурсов.

В приложении к нашему случаю это будет: инвентаризация ресурсов и понимание текущей производительности; определение задачи и желаемых результатов; выбор инструмента, наиболее подходящего для решения поставленных задач; использование инструмента или приобретение дополнительных ресурсов и, наконец, коррекция решения в зависимости от достигнутых результатов.

CNews: Один из источников рисков — отсутствие должного мониторинга состояния элементов ИТ–инфраструктуры. Как Symantec предлагает решать подобную проблему?

Алексей Чередниченко: У нас есть достаточно много продуктов, каждый из которых минимизирует риски потери информации, как с точки зрения безопасности, так и доступности. Это и продукты класса Application Performance Management, Compliance Management, Security Monitoring и так далее.

Максим Ничипорович: Действительно, используя продукты Symantec можно решить эту проблему. Рассмотрим их на примере автоматизации трех бизнес-процессов.

Во-первых, поддержание доступности ИТ-сервисов. Cluster Server является одним из лучших в отрасли решений кластеризации в открытых системах, объединяя серверы в группу для обеспечения высокой доступности приложений и баз данных (служб). В случае выхода из строя приложения, базы данных или сервера, продукт обнаруживает ошибку и принимает соответствующие меры. Он перемещает службу на другой сервер, способный лучшим образом поддержать приложение или базу данных. Cluster Server позволяет также осуществлять проверку производственных планов аварийного восстановления не прерывая деятельность конечных пользователей. Дополнительно он осуществляет эффективное управление несколькими заданиями в кластере серверов (интеллектуальное управление рабочей нагрузкой) для увеличения ресурсов. Cluster Server может управлять кластерами и в распределённой ИТ-инфраструктуре.

Во-вторых, инвентаризация ИТ-инфраструктуры — Configuration Manager помогает организации обеспечить работоспособность комплексных, динамических конфигураций приложений и серверов. Он автоматизирует процесс документирования конфигураций серверов и приложений, преобразования взаимосвязей и отслеживания изменений для улучшения управления и обеспечения максимальной доступности приложений. Он выполняет те функции, которые выполняет Symantec Discovery по отношению к клиентам или CommandCentral Storage по отношению к системам хранения. Configuration Manager является частью пакета Server Foundation.

В-третьих, развёртывание ИТ-инфраструктуры — Provisioning Manager позволяет ИТ-отделу копировать структуру существующего сервера и согласовывать ее с новыми серверами. Этим самым обеспечивается их быстрое развертывание и подготовка к работе за считанные минуты. Provisioning Manager может развертывать новые серверы в существующей среде или заново назначать не полностью загруженные для тех сред, в которых они необходимы.

CNews: Может ли, на ваш взгляд, аутсорсинг повысить надежность элементов сети и каких именно?

Алексей Чередниченко: Аутсорсинг, при его грамотно разработанной модели, скорее позволит снизить накладные расходы на обслуживание сети, а её надежность обычно зависит от топологии и используемых инфраструктурных элементов.

CNews: Рынок ИТ расширяется за счет смежных секторов. Как эти консолидационные процессы учитывает ваша компания?

Максим Ничипорович: Наша компания постоянно отслеживает тенденции на рынке. Если какое-то смежное направление представляется нам перспективным, и добавление новой линейки в портфолио наших продуктов даст синергический эффект, мы за него берёмся.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS