Чего ждать от ГАС "Управление"?

Чего ждать от ГАС Управление?Для повышения эффективности работы органов власти и улучшения реализации национальных проектов была разработана система мониторинга деятельности госорганов ГАС "Управление". Она позволяет вести любой проект от стадии планирования до последнего этапа оценки и анализа результатов, а также обеспечивает постоянный информационный обмен между госструктурами различных уровней.

Разработкой концепции системы  мониторинга и управления национальными проектами ГАС "Управление" занимается Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Федеральной службой охраны РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, Министерством регионального развития РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством образования и науки РФ и с участием счетной палаты РФ. Генеральным подрядчиком по созданию этой системы стала российская компания ISG.

24 апреля 2007 года концепция создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами была утверждена распоряжением правительства Российской Федерации №516-р.

Задачи, принцип построения и функционирования

Данная система, получившая название государственная автоматизированная система (ГАС) "Управление", позволяет отслеживать в режиме реального времени результативность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития. Кроме этого, система обеспечивает сбор, формирование и предоставление высшему руководству страны информации от федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, обеспечивая, таким образом, непрерывное информационное взаимодействие между федеральными и региональными органами власти в процессе реализации государственных проектов и программ, в частности, приоритетных национальных проектов.

Среди целей создания ГАС "Управление" важнейшими являются совершенствование системы государственного управления, а также  повышение результативности и прозрачности работы государственного аппарата. В основе построения системы лежат принцип использования единого информационного пространства, принцип использование шаблонов и предзаполненных форм, а также принцип построения автоматизированного процесса сбора и обработки отчетных данных. Важным аспектом ГАС является открытость информации, содержащейся в ней, кроме информации, содержащей государственную тайну, что подразумевает обеспечение свободного доступа граждан и организаций к части сведений о реализации приоритетных национальных проектов.

Таким образом, планируется, что работа системы будет происходить по следующим трем уровням: от планирования выполнения проекта через  мониторинг его исполнения к контролю и анализу результатов выполненного. На первом уровне будет организована детализация сетевых графиков до уровня субъектов Российской Федерации, а также планирование расходования выделенных бюджетных средств в оперативном разрезе (на ежемесячной основе). На втором уровне планируется обеспечить предоставление отчетов в электронном виде в соответствии с утвержденными формами о сроках выполнения, расходовании средств и получаемых результатах, исключение дублирования в предоставлении данных. Третий уровень работы системы связан с размещением аналитических отчетов и результатов проведения ревизионно-контрольной деятельности в разрезе по мероприятиям и регионам.

Основные компоненты и информационный состав системы

Функционирование системы предусматривает наличие трех составляющих. Первая - информационный компонент, направленный на обеспечение на всех этапах реализации приоритетных национальных проектов автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и представления информации, в том числе аналитической, о ходе реализации приоритетных национальных проектов пользователям системы. Вторая - телекоммуникационный компонент, отвечающий за обеспечение интеграции программно-технических решений и информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в систему, с учетом требования унификации используемых проектных решений и технологий. И последний - компонент информационной безопасности, реализующий интеграцию методов и средств по обеспечению информационной безопасности с учетом фактора системности их развития.

Информационно-телекоммуникационная структура ГАС "Управление"

Информационно-телекоммуникационная структура системы

Источник: Министерство информационных технологий и связи РФ, материалы заседания cовета главных конструкторов информатизации регионов РФ, апрель 2007 г

ГАС "Управление" позволяет контролировать показатели плановой и фактической реализации национальных проектов как в целом, так и по отдельным направлениям, рейтинг проектов в средствах массовой информации, объем финансирования мероприятий из бюджета всех уровней и т. д. Вся информация об осуществлении проектов содержится в следующей структуре данных:

  1. Плановые показатели
    • сетевые графики — детализированные графики реализации приоритетных национальных проектов в разрезе по ведомствам и регионам;
    • контрольные показатели — промежуточные и финальные плановые значения показателей по мероприятиям;
    • финансирование — структура и объем финансирования мероприятий из бюджетов всех уровней.
  2. Отчетные данные
    • исполнение сроков — отчет об исполнении сроков выполнения отдельных этапов мероприятия;
    • показатели выполнения — отчет о фактическом значении контрольных показателей;
    • финансирование — отчет о фактическом расходовании выделенных средств из бюджетов всех уровней;
    • проектные документы — технические требования и задания, госконтракты, отчеты исполнителей и др.
  3. Аналитика
    • система комплексных показателей — расчетная оценка эффективности выполнения проектов, ведение рейтингов;
    • экспертные опросы — расчетная оценка рисков выполнения проектов;
    • общественное мнение — результаты проведенных опросов общественного мнения;
    • средства массовой информации — анализ упоминаний приоритетных национальных проектов в СМИ, оценка частоты и позитивности сообщений, копии первичных материалов;
    • отчеты контрольных органов — отчеты по результатам проведения ревизионно-контрольных проверок.

Основополагающей причиной создания ГАС "Управление" было наличие ряда значимых недостатков существующей системы управления приоритетными национальными проектами. Одни из них связаны с тем, что в выполняемых проектах отсутствовала единая база хранения сетевых графиков, плановых значений контрольных показателей и отчетности по всем органам власти в разрезе по мероприятиям и регионам, что затрудняло оперативный контроль по своевременности выполнения проектов. Другие недостатки предыдущей системы управления заключаются в том, что из–за отсутствия доступа контрольных органов к первичной отчетной информации о реализации проектов возникает дублирование в предоставлении отчетности органами власти контрольным органам. В результате этого итоги проведения проверок часто не увязываются с первичной отчетностью, что затрудняет их анализ и сопоставление.

Созданная система мониторинга приоритетных национальных проектов ГАС "Управление" дает возможность отслеживать интегральный показатель статуса каждого проекта, а также федеральную и региональную отчетность по всем проектам. Кроме этого, система дает возможность видеть не только сводные показатели, но и детализировать их вплоть до получения информации в режиме реального времени о положение дел в конкретной школе, поликлинике и т.п., а также проводить мониторинг публикаций в СМИ обо всех событиях регионального и федерального уровня, касающихся реализации приоритетных национальных проектов.

Стартовая страница ГАС "Управление"

Стартовая страница системы

Источник: Министерство информационных технологий и связи РФ, материалы заседания совета главных конструкторов информатизации регионов РФ, апрель 2007 г

Таким образом, ГАС "Управление" на уровне управления национальными проектами решает проблему интеграции информационных ресурсов, позволяя получить больший эффект от затраченных на реализацию проектов средств.

Создаваемая система мониторинга на данном этапе затрагивает исключительно приоритетные национальные проекты, но в дальнейшем будет распространена на все сферы деятельности государства, реализуя эффективный мировой опыт проектно-ориентированного подхода в государственном управлении в условиях  рыночной экономики. "С одной стороны, она должна опираться на мировой опыт использования проектного подхода в государственных интересах, с другой — учитывать реалии и специфику нашей страны, — считает начальник Управления информационных систем cпецсвязи ФСО России, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, генерал-лейтенант Николай Ильин. — На ее основе в единую систему должны быть увязаны и целеполагание, и планирование, и контроль, и регулирование, причем на всех  уровнях системы государственного управления и с участием всех ее звеньев — от конкретного гражданина или предприятия до отраслей экономики, социальной сферы и государства в целом".

Управление информационной системой и этапы ее создания

Для организации управления системой при cовете при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов созданы межведомственная рабочая группа, в обязанности которой входит рассмотрение проектных документов и решений и анализ хода реализации проекта, и совет конструкторов, отвечающий за выработку проектных решений и занимающийся координацией единой научно-технической политики. Координацию хода реализации и разработку проектных документов и решений выполняет государственный заказчик — координатор Мининформсвязи России.

Создание системы осуществляется в три этапа:

I этап (2006 год) — проектирование и ввод в опытную эксплуатацию 1-й очереди системы, включая отработку технологий информационного взаимодействия заинтересованных органов государственной власти в рамках обеспечения ее функционирования; создание центра обработки данных на базе межведомственного информационно-технологического центра Мининформсвязи России.

II этап (2007 год) — проектирование и ввод в промышленную эксплуатацию 1-й и 2-й очереди системы; подключение к Системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с населением 1 млн. человек и более; установка выносных мультимедийных комплексов в органах исполнительной власти субъектов РФ; создание системы информационно-коммуникационных центров аппаратов полномочных представителей президента РФ в федеральных округах; создание системы защищенной видеоконференцсвязи, обеспечивающей взаимодействие президента РФ, руководителей администрации президента и правительства РФ с федеральными и региональными органами власти; Обеспечение информационного взаимодействия с другими госинформсистемами, содержащими информацию о выполняемых проектах; корректировка форм отчетности о реализации приоритетных национальных проектов.

III этап (2008 — 2010 годы) — развитие функциональных возможностей системы и ввод 3-й очереди системы в промышленную эксплуатацию; модернизация технологий информационного наполнения и взаимодействия, а также аналитической поддержки реализации проектов в рамках функционирования системы; подключение органов местного самоуправления к системе; отработка технологий информационного обмена между органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Ксения Федичева / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS