Сотовая розница: партнерство перерастает в поглощения

Рынок сотовой розницы растет быстрыми темпами, "федералы" укрепляются в российской глубинке и продолжают завоевывать новые рубежи. Приверженцы модели расширения за счет открытия собственных салонов активно скупают региональные сети и строят свои магазины по всей России. А владельцы торговых марок активно использую как смешанную, так и чистую форму франчайзинговой экспансии.

"Федералы" значительно продвинулись в регионы на рынке цифрового ритейла, используя разные модели развития бизнеса. Каковы основные финансовые показатели этого продвижения (обороты, чистая прибыль, структура доходов и пр.) - пока сказать трудно, так как рынок, за исключением игроков первой тройки ("Евросеть", "Связной" и "Диксис"), остается информационно закрытым. Но в общем – картина проясняется.

На рынке сотовой розницы участились случаи "обмена" франчайзинговыми региональными партнерами между "федералами" — держателями известных торговых марок. Например, в начале декабря 2005 г. "Дивизион" заключил франчайзинговый договор с пермской сетью салонов связи "Мир техники", которая ранее работала по франшизе "Цифрограда". С другой стороны, "Цифроград" перевел под свой брэнд с помощью франчайзинговых договоров "Анарион" (около 140 салонов в Москве и Московской области) и уральскую компанию "Т1" (90 салонов). Со временем, вероятно, эти сети могут быть выкуплены: такая практика уже имеется. Например, в ноябре в состав группы компаний "Диксис" вошел красноярский ритейлер StarCom-Mobile (46 магазинов), до этого работающий с "Диксис" по франшизе. Как стало известно CNews, владелец StarCom-Mobile в настоящее время занимает должность директора Сибирского филиала "Диксис", в задачи которого входит развитие сети "Диксис" по всей Сибири (потенциально включая Дальний Восток).

Региональная экспансия продолжается

Могут ли отдельные случаи покупки партнеров-франчайзи перерасти в тенденцию в других розничных сетях, использующих франчайзинговую модель развития? Татьяна Москалева ("Диксис") считает, что это маловероятно. Комбинированная схема развития сети, по ее словам, позволяет, в случае необходимости, выкупить у партнера его бизнес. Выстраивая отношения с франчайзи, в "Диксисе" определяют условия, на которых они могут выйти из программы франчайзинга "без потерь". И одним из возможных вариантов "выхода" является выкуп бизнеса франчайзором — владельцем торговой марки. "На рынке сотового ритейла подобный вариант может предложить только "Диксис", поскольку у нас есть своя собственная сеть, — утверждает г-жа Москалева. — К тому же мы можем заплатить большую сумму, поскольку нам не придется впоследствии тратить средства на ребрендинг и рестайлинг сети".

В "Диксисе" склонны расценивать это как конкурентное преимущество своей франчайзинговой программы, чего не могут предложить "чистые" франчайзинговые сети. Например, владельцы разошлись во взглядах на дальнейшее развитие, просто решили сменить сферу деятельности и сосредоточиться на другом, и т.д.

В октябре "Диксис" открыл первый магазин в Томске в рамках франчайзингового соглашения с компанией "Комстар-Телеком" — владельцем сети сотовой связи в Томской области, и планирует расширять в этом регионе свое присутствие. В этом же месяце по аналогичной схеме "Диксис" открыл два первых магазина под своей торговой маркой в Оренбурге (соглашение с "Консулом", владельцем сети сотовой связи "Мобильный мир"). Помимо открытия магазинов группа компаний создает в российских регионах свои филиалы. Сибирское представительство, открытое в ноябре 2005 года, стало восьмым по счету региональным филиалом "Диксис", акцентирующим свою работу в трех направлениях — розничной и оптовой торговле, сервисном обслуживании. Тогда же "Диксис" заключил франчайзинговый договор с компанией "Актив", владельцем сети салонов сотовой связи в Твери, состоящей из 13 магазинов. В декабре под этим брендом  открылось более трех десятков магазинов в 20 городах России. План по региональному развитию "Диксис" предусматривал расширение розничной сети до 700 точек до конца 2005 года, и с учетом Казахстана (32 магазина) был перевыполнен (712 магазина).

Региональное углубление

Увеличивали свое присутствие на российской территории и другие ритейловые цифровые сети, которые продвигались вглубь российских территорий по смешанным схемам — кто-то строил собственные салоны, кто-то — работал по франчайзингу. Так, в сентябре "Беталинк" открыл первый салон в Екатеринбурге, обозначив таким образом свое присутствие на Урале. Впоследствии компания планировала развивать сеть салонов в Челябинске, Перми, Тюмени и других городах. До конца 2005 года планировалось открытие салонов в городах Центрального Черноземья и Среднего Поволжья. По состоянию на начало сентября "Беталинк" был представлен в 16 городах России более чем 190 салонами и 6 филиалами; в настоящее время число городов, в которых есть магазины компании, возросло до 30, а число салонов достигло 349 (из них только 15 — франчайзинговых).

В течение 2005 года открыла свои салоны в Новосибирске, Екатеринбурге и Казани федеральная сеть "Ультра", до этого присутствующая в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Ростове-на-Дону и Самаре. В результате региональной экспансии число магазинов компании возросло до 193.

Значительно расширился и "Дивизион", который довел число салонов под своим брэндом до 550. Недавно компания сообщила о выходе на рынок мобильного ритейла Брянской и Рязанской областей.

По состоянию на конец 3 квартала 2005 года сеть группы "Связной" состояла из 750 собственных магазинов в 157 городах России. В конце года количество салонов увеличилось еще на 100 и достигло 850. По этому показателю "Связной" занимает вторую позицию, но если брать во внимание франчайзинговые сети конкурентов, то он уступает "Цифрограду", число салонов которого (включая магазины партнеров-франчайзи), по собственным оценкам, перевалило за тысячу. Правда, по экспертным данным, реально действующих салонов "Цифрограда" насчитывается около 700. В любом случае до лидера рынка им еще далеко — к "Евросети" по состоянию на конец 2005 года относилось 3111 магазинов на территории бывшего СССР (в России — 2854 салона).

Продажные сети

Кроме "франчайзинговой экспансии", в прошедшем году отмечен ряд прямых сделок купли-продажи цифровых сетей. Практически все приобретения сделала "Евросеть". В августе 2005 г. компания приобрела столичный "Техмаркет" (157 торговых точек — т.е. крупнейшая сделка подобного рода в России) и воронежскую сеть СССР — "Сеть салонов связи России" (32 точки). В ноябре — новосибирскую сеть салонов связи "Мобильный мир" (20 точек в Новосибирске, 40 в Сибири). Крупнейший сотовый ритейлер России продолжает экспансию в страны СНГ (Украина, Киргизия, Казахстан). В частности, "Евросеть" увеличила количество салонов мобильной связи в 2005 году на территории Украины до 126, открыв 124 новых магазина (из них 60 новых торговых точек в декабре). Напомним, что в конце 2004 года лидер мобильного ритейла купил донецкую "Мобилку" (39 салонов в Донецке и области). Помимо прямых покупок "Евросеть" планирует в ближайшее время расширяться в регионы по франчайзинговой схеме (в том числе — под брэндом "Техмаркета"), включая страны СНГ. В частности, в 2006 году компания, судя по всему, намерена выйти на рынок Молдавии.

Итак, вне зависимости от используемых моделей своего регионального развития, "федералы" продолжают завоевывать новые рубежи. А насколько эффективными могут быть усилия франзайзоров и владельцев собственных салонов — об этом судить финансовым аналитикам. Однако рынок цифрового ритейла, за исключением игроков первой тройки ("Евросеть", "Связной" и "Диксис"), остается информационно закрытым, и основные финансовые показатели (обороты, чистая прибыль, структура доходов и пр.) — тайна за семью печатями.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Андрей Шлыков: Августовский кризис привел к почти 20% повышению цен на телефоны

Андрей Шлыков

На вопросы CNews отвечает Андрей Шлыков, генеральный директор группы компаний DIXIS.

CNews: Какие тенденции доминировали, по вашим наблюдениям, на розничном рынке сотовых телефонов России в 2005 году?

Андрей Шлыков: В течение 2005 года сотовые дилеры активно продолжали наращивать свое присутствие в регионах России. Помимо этого, многие компании расширяли ассортимент предлагаемых товаров и услуг. На российский рынок вышло большое количество новых производителей оборудования для сотовой связи — соответственно, расширялись дистрибьюторские портфели участников рынка, и происходило перераспределение долей вендоров в обороте торговых сетей.

Августовский кризис послужил толчком к изменению условий работы основных игроков рынка. Во второй половине года практически все крупные компании стали самостоятельно осуществлять ввоз оборудования, отказавшись от услуг посредников. Кризис также спровоцировал повсеместный рост цен на телефоны, что позволило выровнять цены по рынку. Еще одна тенденция — обострение конкуренции и консолидация рынка. Крупные федеральные компании, штурмуя регионы, поглощают небольшие местные сети. Последние же постепенно уходят с рынка.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS