Обозрение подготовлено

версия для печати
Как организовать российский учет в западной системе

Как организовать российский учет в западной системе

Ведущие западные ERP-системы эффективно решают задачи управленческого учета, однако приходится прилагать немало усилий для постановки российского бухгалтерского и налогового учета. Здесь существуют два основных пути – либо проработка всех вопросов организации учета и реализации функционала в рамках выбранной ERP-системы, либо вынесение бухгалтерского и налогового учета за ее рамки, используя в этим целях более дешевое специализированное российское решение.

Всего семь – восемь лет назад российским интеграторам еще приходилось рассказывать своим клиентам о том, что такое ERP и какие конкурентные преимущества принесет внедрение системы этого класса на предприятии клиента. Сейчас использование ERP-систем для ведения автоматизированного учета стало нормой, российский рынок ERP вырос за это время по данным IDC в 11 раз (с 50 до 579 млн долл.), и здесь присутствует уже более 50 различных продуктов класса ERP. При этом традиционно высокую долю российского рынка занимают продукты западных производителей. Прежде всего, это, конечно, mySAP ERP, Oracle E-Business Suite, Microsoft Dynamics NAV, Microsoft Dynamics AX, Epicor iScala и SSA BaanERP.

Ведущие западные ERP-системы эффективно и качественно решают задачи управленческого учета, предоставляя пользователям информацию как на оперативном, так и на стратегическом уровне. Однако компании-интегратору или внутренней команде, занимающейся внедрением, приходится прилагать немало усилий для постановки российского бухгалтерского и налогового учета в западной системе. Для успешного внедрения необходимо заранее проанализировать возникающие сложности и спланировать пути их преодоления.

Разные стандарты учета

Прежде всего, необходимо отметить, что западные системы исходно ориентированы на ведение учета в соответствии с МСФО и US GAAP. В связи с этим возникает целых ряд различий в принципах построения учета в системе. В качестве примера можно привести функциональность по корреспонденции счетов и наличие типового плана счетов. Также к значительным расхождениям приводит ориентация российского бухгалтерского и налогового учета на момент перехода права собственности в рамках сделки. Именно переход права собственности определяет форму договора (является ли он агентским, или договором купли-продажи) и соответствующий порядок отражения операции в учете. МСФО, в свою очередь, включают принцип приоритета экономического содержания над правовой формой, поэтому согласно западным стандартам та же самая сделка может отражаться в учете другим способом и на другую дату. Производители всех ведущих западных систем решают эту проблему путем создания локализованных финансовых модулей. Однако в случае если компании необходимо предоставлять финансовую информацию одновременно российским и западным пользователям, ей так или иначе придется проделать серьезную методологическую работу по сопоставлению разных стандартов учета.

Традиционно трудным этапом автоматизации оказывается внедрение функционала, связанного с расчетом налогов и сдачей отчетности в соответствии с российскими требованиями. Даже если не принимать во внимание специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНДВ, ЕСН и СРП), а также ряд отраслевых налогов вроде НДПИ, водного налога и др., оставшиеся «традиционные» налоги достаточно сложны для автоматизации. Корректный расчет НДС, налога на прибыль организаций, ЕСН, НДФЛ, взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования на практике удается реализовать только с использованием целого набора специальных налоговых регистров. Кроме того, отчетность по налогам подается с использованием унифицированных форм и для формирования необходимых показателей отчетности требуется соответствующий аналитический учет операций, который часто тяжело организовать в системе. На практике для построения необходимого аналитического учета либо добавляют новые аналитические разрезы (что может потребовать приобретения дополнительных лицензий), либо организуют многоуровневый учет, при котором для формирования дополнительного аналитического разреза заводится новый субсчет. Однако надо отметить, что последний способ приводит к существенному раздуванию плана счетов, и по этой причине его использование ограничено.

Расчет налога на прибыль - как отдельный ИТ-проект

В ряду российских налогов стоит особо выделить налог на прибыль организаций, поскольку он требует реализации самостоятельного учета всех хозяйственных операций в системе. Российский налоговый учет в целях налогообложения прибыли регулируется достаточно сложными правилами, которые далеко не всегда совпадают с правилами ведения российского бухгалтерского учета. В результате построение правильного расчета налога на прибыль в ERP-системе выливается в отдельный проект. В рамках этого проекта необходимо реализовать правила ведения налогового учета всех хозяйственных операций, создать специальные налоговые регистры и обеспечить правильный механизм внесения корректировок в закрытые налоговые периоды. Кроме того, если организация не является некоммерческой или субъектом малого предпринимательства, необходимо организовать учет отложенных налоговых активов и обязательств в соответствии с ПБУ 18/02. Технически эти задачи решаются, как правило, либо созданием независимой области учета для расчета налога на прибыль организаций, либо построением учета на корректировках движений в Главной книге.

При использовании типовых локализованных решений западных ERP-систем надо быть готовым к тому, что они не будут в полной мере поддерживать ведение российских налогов, а часть налогов может не поддерживаться вообще. И даже если производитель заявляет о поддержке той или иной функциональности, на практике предоставляемое решение может потребовать доработки и устранения ошибок. Например, если в пакете локализации заявлена поддержка книги покупок/продаж, то, скорее всего, при внедрении придется доработать дополнительный лист книги покупок/продаж (которым отражают изменения в закрытых периодах) и реализовать правильное отражение в книге покупок/продаж возврата товара.

Еще одна типичная проблема связана с тем, что в соответствии с российским законодательством, для отражения хозяйственных операций компания обязана использовать первичные учетные документы из альбома унифицированных форм. Всего в альбоме унифицированных форм сейчас находится более 280 документов. На практике «в среднем» организация использует около 30 унифицированных форм первичных документов, хотя, конечно, это количество варьируется в зависимости от вида деятельности компании. При этом далеко не все российские локализации западных систем сразу поддерживают все необходимые первичные документы, и в рамках проекта внедрения западной ERP-системы приходится проводить работы по написанию и настройке недостающих форм.

Оперативные изменения

В заключение отметим общую сложность при автоматизации российского бухгалтерского и налогового учета, которая состоит в том, что правила, регламентирующие российский учет, а также унифицированные формы отчетности меняются практически непрерывно и иногда очень существенно. Это требует организации оперативной технической поддержки на этапе эксплуатации системы. В случае если компания решит самостоятельно вносить необходимые изменения, это приведет к значительному увеличению стоимости владения ERP-системой. Дешевле для компании использовать выпускаемые производителем обновления типовых локализованных решений. Однако надо иметь в виду, что эти обновления часто серьезно задерживаются. Можно привести пример компании Microsoft, которая запланировала на январь 2009 года выпуск обновления для своей системы Dynamics AX, отменяющего переоценку в бухгалтерском учете авансовых платежей в валюте. Данное изменение в российском бухгалтерском учете вступило в силу с 1 января 2008 года.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что существуют два основных пути решения упомянутых проблем при автоматизации российского бухгалтерского и налогового учета. Первый состоит в проработке всех вопросов организации учета и реализации функционала в рамках выбранной ERP-системы. Второй предполагает вынесение бухгалтерского и налогового учета за рамки ERP-системы и использование для его ведения какого-либо более дешевого специализированного российского решения (например, какого-либо продукта компании 1С). В этом случае, как правило, необходимо организовать перенос данных из одной системы в другую, что представляет собой отдельную и часто сложную задачу. Однако какой бы ни был выбран путь решения, в настоящее время на рынке присутствует большое количество компаний с опытом проведения подобных проектов и задача реализации автоматизированного российского учета может быть эффективно решена.

Вячеслав Кубаев

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS