[an error occurred while processing this directive]  
Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Интернет-коммерция пошла по средней траектории

Интернет-коммерция пошла по средней траектории

На заре возникновения электронной коммерции экспертные оценки ее экономической эффективности отличались диаметральной противоположностью. Одни рассматривали интернет как лишнего посредника в торговых операциях, неспособного оказать серьезное влияние на устоявшиеся принципы купли-продажи. Другие, наоборот, утверждали, что технологические преимущества сети наделяют ее таким экономическим потенциалом, который со временем сможет изменить и структуру ценообразования, и всю коммерческую систему в целом. А электронная торговля превратится в самую выгодную форму взаимоотношений продавца с покупателем. Истина, как всегда, оказалась посередине.

В течение последних нестабильных лет web-коммерция, хотя и не вытеснила торговлю «реальную», тем не менее, доказала свою жизнестойкость. Она продолжает развиваться, не стремясь при этом заменить собой иные формы торговых контактов и связей. Экономические свойства и особенности, которые проявились в процессе становления интернет-торговли, не только обеспечили ей возможность конкурентоспособного существования в мире современного глобального бизнеса, но и создали предпосылки для вполне оптимистичных прогнозов относительно ее будущего.

Экономическая эффективность торговли зависит от множества факторов, воздействующих в конечном счете на формирование стоимости и цены реализуемой продукции. По мнению экспертов университета Карнеги-Меллон, интернет уже показал себя отнюдь не бесполезным звеном в механизме коммерции. И хотя степень его воздействия на экономические основы торговли оказалась не столь радикальной, в развитии прогрессивных схем ценообразования он явно преуспел.

Электронная коммерция в России: цифры

По данным отчета Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) о состоянии отрасли электронной торговли в России, объем российского рынка электронной торговли в целом в конце 2003 года оценивается в 900 млн. долл. В 2004 г прогнозируется его увеличение почти на 50%.

Российский рынок e-commerce, млн.руб.

Российский рынок e-commerce, млн.руб.

Источник: НАУЭТ, 2004

На долю B2B в прошедшем году приходилось около 316 млн. долл. (для сравнения, доля B2С составила около 480 млн. долл., B2G — 141 млн. долл.). В 2004 г. эти показатели предположительно составят: В2С — 615 млн. долл., В2В — 464 млн. долл. и B2G — 275 млн. долл. Таким образом, в отличие от западных рынков в России В2В-продажи пока отстают от розничных (В2С).

Преимущества и проблемы онлайна

Торговля в интернете имеет ряд очевидных преимуществ перед привычной торговлей оффлайн — причем как для покупателей, так и для продавцов. Для последних это, во-первых, возможность сэкономить на аренде площадей. В принципе можно вообще ограничиться складом, а всю работу вести из дома. Правда, этот вариант приемлен для совсем уж «начинающих» или просто скромных интернет-магазинов. Во-вторых, это определенная экономия на рабочих местах — можно сократить персонал вдвое-втрое, по сравнению с обычным магазином. Следовательно, с учетом сокращения расходов, можно позволить себе снизить цены на товары. Именно этот фактор для большинства отечественных покупателей остается определяющим при совершении покупки — а значит, является определяющим конкуретным преимуществом самого предприятия. В-третьих, это хорошая «витрина», где можно детально и наглядно продемонстрировать товар. В-четвертых, в интернете обеспечить себе рекламу — чтобы не затеряться в кругу себе подобных — гораздо проще и дешевле, нежели повышать узнаваемость своего бренда в оффлайне.

Планируете ли вы приобрести что-либо через интернет в ближайшие полгода?

Планируете ли Вы приобрести что-либо через Интернет в ближайшие полгода?

Источник: МАСМИ, 2003

Для покупателей же главное преимущество покупок в интернет-магазине сводится к тому, что никуда не надо идти. С одной стороны, это экономия времени — которое для столичных жителей весьма дорого, тем более с учетом разноудаленности конечных пунктов. С другой стороны — это удобно. Правда, планка критерия «удобства» повышается, по мере того, как растет степень приобщения пользователя к интернету. Последний сейчас начинает обращать все больше внимание на дизайн сайта интернет-магазина — с точки зрения его понятности и «удобности». Другими словами, насколько красиво оформлена интернет«витрина», и как быстро можно найти требуемый товар. И, наконец, мало кого отпугивают от покупок более низкие, по сравнению с обычными магазинами, цены.

Пользователи, совершавшие покупку в интернете в 2003 году

Пользователи, совершавшие покупку в интернете в 2003 году

Источник: МАСМИ, 2003

Главное, чем электронные рынки обеспечивают своих участников, — это обилие специализированной, структурированной и целенаправленной информации о наличии продукции, номенклатуре цен, возможностях поставщиков и альтернативных вариантах сделок. Однако при этом следует учитывать, что издержки поиска товаров, как правило, для продавца являют собой дополнительный источник доходов: благодаря тому, что потребитель тратит массу времени, сил и средств на пути к самой выгодной для себя сделке, поставщик имеет возможность накапливать резервную прибыль. Устранение издержек поиска влечет за собой настоящую цепную реакцию: по мере сокращения расстояния от покупателя до нужного ему товара резко возрастает конкуренция между поставщиками, которым не остается ничего другого, как снижать цены.

Для того чтобы сделать интернет более привлекательным торговым пространством с точки зрения потребителей, система ИТ-торговли должна добиться соответствующего снижения эксплуатационных расходов продавцов. Фактически достигнутая торговыми web-компаниями на начальном этапе их деятельности экономия за счет предельного сокращения персонала и издержек, связанных с переучетом товаров, уже позволила многим из них одновременно понизить розничные цены и увеличить разницу между ними и себестоимостью продукции. Существуют также и другие аспекты процессов купли-продажи, например, возможность организации поставки товаров потребителю, оптимизации ассортимента, совершенствования взаимосвязей дилеров с производителями, потенциал которых с позиций повышения экономической эффективности интернет-торговли не только не исчерпан, но еще по-настоящему и не раскрыт.

2 плоскости интернета: бизнес-потребителю и бизнес-бизнесу

Расцвет именно розничной торговли онлайн (В2С) ознаменовал во всем мире ренессанс интернет-торговли как таковой. Интернет-магазины, торгующие книгами, видеокассетами и CD в розницу, заложили тот фундамент, на котором начала выростать народная любовь и доверие к электронной форме покупки. Постепенно «паутина» начала захватывать все большее количество сегментов рынка — в интернете стали активно продаваться компьютеры и другого рода техника, цветы, духи и продукты. Интернет-магазины создавались как «с нуля» — для вновь открываемых компаний, так и для уже функционирующих торговых предприятий, начинающих использовать теперь новый канал продаж.

С другой стороны интернет-среда вновь стала привлекать «большой» бизнес. Взаимодействие в онлайне на уровне В2В (бизнес-бизнесу) не сразу складывалось успешно — компании долго придерживались способа работы «по старинке», не сильно доверяя новым компьютерным технологиям. Эксперты пытались убедить предприятия в том, что перенос взаимодействия в интернет может стать для них альтернативным методом снижения производственных издержек и повышения рентабельности. Эти доводы особенно сложно было донести тем, кто уже «обжегся», поверив более ранним прогнозам увеличения оборота таких межкорпоративных торговых площадок за год чуть ли не вдвое. Ложной оказалась уверенность в том, что стоит лишь создать сайт, чтобы непосредственно связать продавцов и покупателей, как те мгновенно ринутся переводить бизнес в онлайн. В итоге, разрушились иллюзии, питамые относительно электронного бизнеса, — но не сам этот бизнес. За последние пару лет российские предприятия достаточно серьезно расширили свою активность в интернете. Резкий скачок пришелся на 2001 год — в начале которого на сайте business2business.ru было зарегистрировано 54 торгово-информационных проекта уровня «бизнес-бизнесу» (В2В), а через 6 месяцев их число удвоилось и перевалило за сотню. На начало марта 2004 года их количество достигло 154.

Наталья Попова/CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS