[an error occurred while processing this directive]  
Обзор подготовлен при поддержке   Pilot

Проект: Автоматизация розничных продаж в сети центров мобильной связи «Связной»

Проект: Автоматизация розничных продаж в сети центров мобильной связи «Связной»

Развитие российского рынка мобильной связи

Рынок мобильной связи является сегодня одним из наиболее динамично развивающихся в России. По данным Mobile Research Group, в 2003 году общий объем российского рынка мобильных телефонов составил 15 млн. 117 тыс. штук. К началу 2004 года общее количество абонентов сотовой связи в соответствии с данными аналитических отчетов превысило 22 миллиона человек. При этом, по оценкам экспертов, проникновение мобильной связи в настоящее время составляет не более 15% от общей численности населения России, поэтому можно предположить, что стремительный рост числа GSM-абонентов в России будет продолжаться.

На рынке розничной торговли мобильными телефонами и аксессуарами, услуг подключения к тарифам сотовых операторов и оплаты телекоммуникационных услуг наблюдается устойчивый рост: по данным Mobile Research Group, общий оборот розничного рынка мобильной связи составил в 2003 году 2 млрд. 257 млн. USD, что на 40% больше, чем в прошлом году. Из общего объема продаж 81% составляют продажи мобильных телефонов, аксессуаров, 19% — платежи абонентов, контракты. Конкуренция между розничными точками и сетями салонов связи острее, чем на рынке самих операторов связи. Торговые точки, салоны сотовой связи стремительно открываются в сотнях городов России, причем на рынке присутствуют и мини-точки с торговой площадью 5 кв. метров, и сети салонов мобильной связи, популярность которых растет день за днем.

По статистике, выбор салона связи для последующих покупок, как правило, связан со следующими ключевыми параметрами:

  • Салон должен предлагать услуги и товары по приемлемым для большинства клиентов ценам.
  • Салон должен находиться в удобном для покупателей месте.
  • В салоне должен быть высокий уровень обслуживания: оперативность оформления продаж, приема платежей, профессионализм и доброжелательность продавцов.
  • Салон должен иметь положительные отзывы от уже воспользовавшихся его услугами покупателей.

Невысокий уровень цен на товары может выдерживаться благодаря прямым договорам с производителями. Удобное месторасположение обеспечивается стратегическим планированием развития розничной сети и расчетом полезности места для посетителей по строго заданным правилам.

Немаловажную роль в том, чтобы салон-магазин соответствовал требованиям к качеству работы с покупателями и был конкурентоспособным на рынке, играет эффективная эксплуатация программно-аппаратного комплекса, автоматизирующего торговые операции. Если с поставкой оборудования вопрос решается относительно просто — достаточно приобрести компьютер, сканер штрих-кода, ККМ или фискальный регистратор известных и надежных производителей, то выбор программного обеспечения требует более тщательного подхода.

Справка о заказчике: Cеть центров мобильной связи «Связной»

«Связной» — это одна из ведущих сетей центров мобильной связи в России, созданная торговой компанией «Максус», крупнейшим официальным дистрибьютором услуг сотовых операторов и персональных средств связи и аудиотехники, работающим на российском рынке с 1995 года. «Максус» является официальным дистрибьютором Alcatel, Aiwa, LG, Maxon, Motorola, Nokia, Panasonic, Pantech, Philips, Rolsen, Samsung, Siemens, Sony, Sony Ericsson, VK Mobile, Voxtel и дилером ведущих провайдеров услуг сотовой связи: МТС, Би Лайн GSM, МегаФон, Матрикс Телеком, Sky Link, Центральный Телеграф, TELE2, НСС, Татинком, СМАРТС.

Оборот компании «Максус» в 2003 году составил 280 миллионов долларов США. В прошедшем году сетью центров мобильной связи «Связной» было принято от населения 53 миллиона долларов США в качестве платежей за мобильную связь. В настоящий момент рыночная доля сети «Связной», ведущей торговые операции в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани, составляет 14%.

В 2003 году в сети центров мобильной связи «Связной» было реализовано 1 281 593 телефона GSM и продано 1 027 185 контрактов сотовых операторов. Ежемесячно центры «Связной» в трех городах России посещает более 5 миллионов человек.

Официальный запуск сети центров мобильной связи «Связной» состоялся 23 апреля 2002 года. На момент запуска сеть «Связной» насчитывала 81 торговую точку в Москве. После запуска брэнда «Связной» розничная сеть компании «Максус» продолжила свое стремительное развитие, причем не только в Москве и Московской области, но и в регионах. Осенью 2002 года были открыты первые центры мобильной связи «Связной» в Санкт-Петербурге. Следующим этапом экстенсивного развития сети стало открытие в апреле 2003 года первых точек в Нижнем Новгороде.

«Связному» удалось в кратчайшие сроки построить сильную розничную сеть и занять лидирующие позиции в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. На текущей момент вся розничная сеть «Связной» насчитывает 274 центра, из них в Москве и Московской области работает 180 центров «Связной», в Санкт-Петербурге и области — 63, в Нижнем Новгороде и области — 29, в Казани — 2.

Претворение в жизнь проекта под названием «Связной» подразумевает в первую очередь качественное, а не количественное развитие. Для этого был создан собственный, отличный от других дилеров стандарт обслуживания и предложения товаров, подкрепленный ярким имиджем брэнда. Этот стандарт включает в себя целый комплекс особенностей и выгод, которые предлагаются сегодня покупателю в центрах мобильной связи «Связной». Продукт, представляемый «Связным» на рынке, — это как богатый ассортимент товаров, так и широкий спектр дополнительных услуг. Среди них Trade in — обмен старых телефонов на новые с доплатой, прием платежей в режиме on-line без комиссии и другие.

В «Связном» представлен самый широкий ассортимент по следующим товарным группам: сотовые телефоны и аксессуары, подключение к сотовым операторам, стационарные телефоны и факсы, а также карты экспресс-оплаты, IP-телефонии и доступа в Интернет.

Удобное местоположение центров «Связной», их качественное оформление, большая площадь — важнейшие условия успешных продаж. «Связной» постоянно улучшает местоположение своих торговых точек, отслеживает их пропускную способность, увеличивает охват в регионе с целью сделать сеть доступной для максимального количества потребителей.

Cеть центров мобильной связи Cеть центров мобильной связи
Cеть центров мобильной связи Cеть центров мобильной связи

Проект, результаты совместной работы и планы дальнейшего сотрудничества

В целях обеспечения наиболее эффективной работы сети торговых точек «Связной» и повышения пропускной способности каждого салона руководство компании «Максус» приняло решение о внедрении удобной в эксплуатации системы автоматизации, поддерживающей продажи товаров и услуг и отражающей специфику работы салона связи. IT-подразделение компании провело исследование существующих технологий на рынке автоматизации и остановило свой выбор на решении компании «1С-Рарус» — «1С-Рарус:Магазин», разработанном на платформе «1С:Предприятие». Аргументом «за» послужило соответствие информационной системы следующим требованиям заказчика:

  • Решение должно быть тиражным для возможности внедрения в нескольких сотнях магазинов в сжатые сроки.
  • Программа должна быть максимально простой в эксплуатации, но при этом иметь весь необходимый функционал.
  • Система должна быть доступна для дополнительных настроек в соответствии со спецификой розничной торговли мобильными средствами связи, сопутствующими товарами, услугами и т.п.
Типовое решение «1С-Рарус:Магазин» полностью удовлетворяет перечисленным выше требованиям. В феврале 2004 года компании «Максус» и «1С-Рарус» начали совместную работу по внедрению в сети центров мобильной связи «Связной» программного продукта «1С-Рарус:Магазин», созданного на базе компоненты «Оперативный учет» системы программ «1С:Предприятие». Была разработана стратегия по созданию системы автоматизации, единой для всех торговых точек. 1-й этап — «пилотный» запуск системы в 2-х торговых точках; 2-й этап — опытная эксплуатация программ в 26 московских салонах, составляющих 15% от общего количества московских торговых точек «Связной»; 3-й этап — широкомасштабное внедрение системы во всех существующих, а также во вновь открывающихся торговых точках.

Виктор Артюшин, руководитель отдела автоматизации бизнес-процессов компании
Виктор Артюшин, руководитель отдела автоматизации бизнес-процессов компании «Максус»
Перед специалистами «1С-Рарус» была поставлена задача дополнить типовую конфигурацию тиражного решения функциональными возможностями для автоматического оформления платежей абонентов в режиме on-line, организации специализированной дисконтной системы, учета контрактов и SIM-карт.

Эта задача была успешно реализована в кратчайшие сроки. По словам Виктора Артюшина, руководителя отдела автоматизации бизнес-процессов компании «Максус», «доработка типовой конфигурации „1С-Рарус:Магазин“ для автоматизации приема платежей и учета карт и контрактов абонентов не потребовала серьезных изменений в программе и значительных финансовых затрат, при этом реализация этих функций очень важна для повышения эффективности работы торговых точек и имиджа сети „Связной“ в целом».

I-й этап реализации проекта:
2 апреля 2004 года новая система была запущена в двух центрах «Связной», расположенных в Москве (Озерная, 42 и Кутузовский проспект, 71).

II-й этап реализации проекта:
После трехнедельной успешной эксплуатации в первых центрах специалисты компании «1С-Рарус» в течение двух дней установили программное обеспечение в 25 центрах продаж «Связной», расположенных в нескольких районах Москвы. Следует отметить, что перед запуском системы были проработаны методы обучения сотрудников салонов, специалистами «1С-Рарус» было подготовлено методическое пособие, ориентированное именно для сотрудников сети «Связной». Инструкторы Школы по подготовке персонала сети «Связной» провели занятия по обучению продавцов работе с программой, что позволило каждому продавцу уверенно пользоваться программным продуктом «1С-Рарус:Магазин».

Схема процесса принятия платежей в сети центров мобильной связи «Связной»

Схема процесса принятия платежей в сети центров мобильной связи

Руководитель IT-департамента компании «Максус» Евгений Сизов отметил: «Использование в торговых точках новой системы автоматизации на технологической платформе „1С:Предприятие“ показало неоспоримые результаты: сокращено количество операций с ручным вводом информации с трех до одной, вследствие чего вероятность ошибки продавца снизилась практически до нуля. Повысился общий уровень обслуживания клиентов за счет увеличения скорости принятия платежей. Для нас это принципиально, ведь именно качественный сервис и профессионализм персонала отличают сеть центров мобильной связи „Связной“ и делают возможным ее дальнейшее стремительное расширение в масштабах России».

В 2004 году компания «Максус»/Сеть центров мобильной связи «Связной» продолжает динамичное развитие розничного бизнеса, основой которого станет региональная экспансия. Компания «Максус» планирует открытие центров «Связной» еще в 5 крупнейших городах России. Ежемесячно планируется открывать 15 новых центров мобильной связи «Связной». Всего к концу 2004 года появится более 180 новых торговых точек, 160 из которых — в регионах России. Все открывающиеся точки будут оперативно оснащаться торговым оборудованием и программным решением «1С-Рарус:Магазин» на платформе «1С:Предприятие».

Сотрудничество компаний «1С-Рарус» и «Максус» продолжается.

Система автоматизации: типовое решение «1С-Рарус:Магазин» на платформе «1С:Предприятие»

Типовое решение «1С-Рарус:Магазин» создано на базе компоненты «Оперативный учет» системы программ «1С:Предприятие 7.7» и предназначено для автоматизации торговых процессов и оперативного учета розничных торговых предприятий. Решение может быть использовано как небольшими и средними магазинами (торговые павильоны, мини-маркеты, локальные торговые точки сетей магазинов), так и крупными магазинами (торговые дома, универмаги). Основные преимущества продукта — в простоте использования, возможности адаптации под требования заказчика и невысокой стоимости.

Решение позволяет автоматизировать основные процессы деятельности розничного предприятия:

  • Организация эффективного торгового оперативного учета.
  • Управление широким спектром торгового оборудования.
  • Создание автоматизированных рабочих мест кассиров.
  • Формирование всей необходимой отчетности и документации.
  • Удобное администрирование системы.
Для торговых точек сети «Связной» основное использование программы «1С-Рарус:Магазин» — автоматизация рабочих мест продавцов-кассиров с возможностью выполнения всех стандартных операций.

Подбор товаров в чек осуществляется несколькими способами:

  • Поиск товара по штрих-коду.
  • Поиск товара по артикулу.
  • Одиночный выбор товаров.
  • Множественный подбор товаров.
  • Использование для выбора и подбора товаров справочника.
  • Использование для выбора и подбора товаров прайс-листа.
Программа позволяет вести операции с кассой:
  • Выбор (смена) текущего фискального регистратора.
  • Начало смены (0-чек).
  • Внесение средств для выплаты сдачи (инкассация).
  • Пробитие чеков на продажу.
  • Пробитие чеков на возврат.
  • Отчет о продажах (x-отчет).
  • Изъятие денег из кассы (инкассация).
  • Закрытие смены (z-отчет).

Программный продукт «1С-Рарус:Магазин» используют в своей работе 250 предприятий розничной торговли. Среди них 40 магазинов Adidas, включая крупнейший в Европе монобрендовый магазин компании, несколько магазинов сети «Ив Роше», магазин одежды Terranova на Тверской, магазин сувениров «Арбатская Лавица», книжный магазин издательства «Молодая гвардия».

С более подробным описанием программного продукта «1С-Рарус:Магазин» можно ознакомиться на сайте компании «1С-Рарус».

Справка об исполнителе: компания «1С-Рарус»

Внедренческий центр «1С-Рарус» — совместное предприятие фирм «1С» и «Рарус», созданное в 1994 году. За 10 лет работы на рынке клиентами компании стали более двенадцати тысяч предприятий России и стран СНГ, а также подразделения крупнейших мировых компаний. «1С-Рарус» имеет статусы: 1С:Франчайзи, 1С:Дистрибьютор, Авторизованный учебный центр фирмы «1С», Авторизованный центр сертификации «1С:Профессионал», Golden Partner фирмы Novell, официальный партнер фирмы «ASP Linux», официальный партнер корпорации American Power Conversion (APC), партнер компании «Панасоник Инжиниринг СНГ», Торговый партнер Microsoft. «1С-Рарус» является членом ассоциации Некоммерческого Партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП).

В компании работает 235 сотрудников, 120 из которых сертифицированы фирмой «1С». Система менеджмента компании сертифицирована на соответствие международному стандарту качества ISO 9001:2000.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS