Статья

Борис Вольфсон: Наша задача - создание трудно повторимых технических решений

Работа

На вопросы CNews ответил Борис Вольфсон, технический директор (CTO) компании HeadHunter.

CNews: Интернет-ресурсы постепенно становятся основным источником информации как для работодателей, так и для соискателей.  И число таких ресурсов постоянно растет. Как в такой ситуации обеспечить конкурентоспособность сайта hh.ru?

Борис Вольфсон: Ситуация на рынке интернет-рекрутмента России складывается сейчас таким образом, что hh.ru является лидером рынка не только по объемам резюме и вакансий, но и в технической части. Поэтому в сфере функционала, технической реализации продаж, поиска резюме и вакансий, дизайна конкуренты ориентируются на нас. Некоторые конкуренты фактически прямо заявляют, что могут копировать наш функционал в течение нескольких недель и позиционируют такую стратегию «игры вторым номером», как конкурентное преимущество. Находиться в такой конкурентной позиции лидера не так просто, как кажется на первый взгляд. Ведь скопировать функционал всегда сильно дешевле, чем придуматьи реализовать его первыми.

На мой взгляд, сегодня у нас есть два ключевых преимущества, которые сложно повторить конкурентам: качественный поиск резюме и вакансий, способный искать по большинству полей, учитывающий морфологию и синонимы и база качественных подробных резюме, что позволяет работодателям и соискателям тратить меньше времени на отбор резюме и вакансий.

Одной из своих задач мы видим создание функционала, который принесёт не только максимум ценности нашим клиентам, но и будет трудноповторим с технической точки зрения за счет технологичности решения. Вкачестве примера могу привести, кластеризацию поиска, о чем смогу подробнее рассказать через некоторое время.

CNews: Насколько, на ваш взгляд, серьезную конкуренцию сайтам по поиску работы составляют социальные сети, среди которых существуют и специализированные – LinkedIn, Professionali.ru и т.п.? Как вы намерены решать эту проблему?

Борис Вольфсон: Думаю, LinkedIn - наш конкурент в долговременной перспективе: эта компания не только имеет большую пользовательскую базу, но и качественно поставленные продажи, что стратегически важно в нашей сфере бизнеса. Очень интересно смотрится недавно появившаяся информация от Facebook о создании сервиса по поиску работы совместно с BranchOut, Jobvite, and Work4 Labs. Из отечественных профессиональных сетей могу выделить только «МойКруг», но у них фактически отсутствует четко выраженная монетизация сервиса.

В течение года мы планируем добавить элементы социализации на сайт: как внутренние, так и интеграцию с внешними социальными сетями. При этом мы не хотим делать из hh.ruсоциальную сеть в традиционном понимании этого слова, но есть желание использовать социальные связи, например, для рекомендаций на вакансии. Но все-таки главное наше конкурентное преимущество – это основной сервис по поиску резюме и вакансий, мы его планируем максимально развивать.

CNews:  Насколько вы как технический директор удовлетворены уровнем квалификации технических специалистов, работающих в вашей компании?

Борис Вольфсон: Я полностью удовлетворен своей командой: на мой взгляд, она одна из сильнейших технических команд в Рунете. Причем команда не только профессиональная, но и очень сыгранная, благодаря низкой текучке в районе 6%, причем на ней не сказалась даже смена директора департамента разработки. В значительной мере это все заслуга Сергея Никулина, моего предшественника. В своей работе я, безусловно, планирую сохранить лучшие его практики. Сейчас же мы укрепляем методологическую основу с помощью Scrum, более агрессивного использования инженерных практик и автоматизации технических процессов.

CNews:  Испытываете ли вы сложности в поиске  сотрудников нужной квалификации? Какими источниками пользуетесь для такого поиска?

Борис Вольфсон: Трудностей в поиске сотрудников,по большому счету,мы не испытываем. Компания следует принципу «Eatingyourowndogfood», то есть активно используем наш сайт при поиске сотрудников себе в команду. В итоге получается, что кроме подбора новых людей, мы еще и пробуем наш продукт на себе. Это позволяет более глубоко понять потребности клиентов, так как такой опыт не могут заменить ни исследования, ни фокус-группы. Хочу заметить, что мы стараемся искать действительно лучших специалистов, доступных на рынке, и наш сайт справляется с этим.

Младших специалистов мы растим сами в нашей школе программистов - school.hh.ru, лучшие выпускники которой становятся членами команды. Из оффлайновых методов дополнительно используем рекомендации: в нашей отрасли без этого никак.

CNews:  Как вы видите техническое развитие сайта в ближайшие 3-5 лет? Какие технологии будут реализованы?

Борис Вольфсон: Прежде всего, мы смотрим в сторону мобильных платформ, и тут есть три направления: развитие своего API (api.hh.ru), создание новой мобильной версии сайта (m.hh.ru) и создание мобильных приложений для разных платформ.

Мы планируем активно развивать API, потому что есть достаточно много запросов от партнеров. Мобильная версия сайта и мобильные приложения – это вложения в самый быстрорастущий сектор устройств, он уже занимает большую долю среди пользователей нашего сайта. Сейчас у нас есть наработки по каждому направлению, но пока нас не устраивает качество созданных продуктов: для его улучшения мы будем перемещать соответствующие компетенции от подрядчиков внутрь компании.