Индийские ИТ-специалисты больше не будут дешевой рабочей силой
Индийские ИТ-компании, работающие на аутсорсинг, одна за другой начали отказываться от большого штата малоквалифицированных и малооплачиваемых сотрудников, сообщает агентство Reuters. Крупнейшие работодатели Индии все чаще стремятся собрать небольшую команду высококлассных профессионалов вместо того, чтобы нанимать тысячи молодых специалистов.
Сдвиг наметился среди крупнейших игроков индийского софтверного рынка, таких как Infosys Ltd. Тенденция отказа от услуг многочисленного малоквалифицированного персонала в пользу отдельных профессионалов достаточно симптоматична для индустрии, которая достигла зрелости и стремится начать зарабатывать на своей интеллектуальной собственности, а не на предоставлении трудоемких и низкорентабельных ИТ-услуг.
Спрос на другие навыки
Трансформация политики найма выбила почву из под ног у тысяч выпускников индийских вузов, для которых трудоустройство в ИТ-индустрии, с её суммарным годовым доходом в $108 млрд, было верной дорогой в средний класс.
Десятки выпускников, приглашенных на стажировку в HCL Technologies - четвертую по величине ИТ-компанию в Индии - устроили пикеты у офисов компании в нескольких городах. В 2011 г. все они получили от HCL приглашения на стажировку с последующим трудоустройством. Однако, защитив дипломы летом 2012 г., студенты обнаружили, что на работу их никто брать не собирается - равно как и оплачивать практику.
Из 5 000-6 000 стажеров, получивших гарантийные письма от HCL в 2011 г., в штат было принято всего 20%, которых компания сочла наиболее «гибкими». Кроме того, в 2012 г. компания вообще не приглашала на практику студентов, которым предстоит выпуск в июне 2013 г.
На претензии выпускников HCL ответила, что была вынуждена сделать отбор более строгим абсолютно для всех кандидатов. Виной тому медленный рост, низкая текучка кадров, высокий спрос на опытных специалистов со стороны клиентов, а также нарастающая автоматизация производства.
«То, что у нас нет спроса - неправда. Спрос есть, но на совершенно другие навыки», - заявил пикетирующим выпускникам Аджай Давессар (Ajay Davessar), директор по связям с общественностью в HCL.
«Типичный сценарий, которую представляет себе студент - «я просто приду на работу и начну писать код, и у меня все будет хорошо» - сейчас проходит проверку реальностью, - добавил он. - Любой кандидат, будь то молодой специалист или опытный, должен развивать в себе гибкость, чтобы применять свои навыки в других областях».
«Чернорабочие от программирования» не нужны
Большая часть индийской индустрии ИТ по-прежнему полагается на аутсорсинг услуг, не требующих от исполнителя высокой квалификации, таких как техническая поддержка или автоматизированная обработка данных. Однако, фирмы, занимающиеся разработкой ПО, стремятся подняться на уровень выше.
«Уважаемый HR, вы тоже были выпускником… Когда-то». Выпускники пикетируют офис HCL в Бангалоре
Tech Mahindra Ltd, пятый по величине игрок рынка, собирается назвать 100 сотрудников, которых она называет "мини-CEO". Им будут даны широкие подномочия в управлении доверенной им частью бизнеса.
"Мы движемся к ситуации, похожей на ту, что сложилась в развитых странах - просим людей быть более подготовленными", - заявила Суджита Карнад (Sujitha Carnad), которая возглавляет отдел HR в Tech Mahindra.
"Мы хотим, чтобы у нас было больше сотрудников, умеющих проектировать архитектуру решений. "Кули" от программирования нам больше не нужны, это решено", - сказала Карнад, используя термин, широко применяющийся в Индии для обозначения чернорабочих.
Сокращение «скамейки запасных»
По прогнозам Forrester Research, в следующие 2 года заработная плата сотрудников индийской ИТ-индустрии начнет возрастать в среднем на 5% в год, а с 2015 г. темпы роста увеличатся. Еще более оптимистичны для Индии прогнозы Mercer LLC, которая ожидает 12%-ный прирост зарплат по индустрии.
С ростом зарплат индийские ИТ-специалисты наконец смогут избавиться от ярлыка «дешевой рабочей силы», благодаря которой местная индустрия поднялась на ноги. В предыдущие годы, когда средний прирост зарплат по индустрии составлял менее 3%, компаниям было выгодно нанимать тысячи выпускников и держать их «про запас» перед развертыванием нового проекта.
Найм сотрудников «про запас» - распространенная практика, которой подвергается почти 30% рабочей силы в индийской индустрии ИТ. Работодатель приглашает сотрудника и держит его в статусе стажера с минимальной заработной платой до тех пор, пока не развернет новый проект. Тогда сотрудника принимают на работу на постоянной основе и «бросают» на обслуживание проекта, причем зарплата ему выплачивается с денег, получаемых от клиента.
В последней четверти 2012 г. около 70% сотрудников Infosys и почти 65% сотрудников Wipro - третьей по величине индийской компании - работали на оплачиваемых проектах. У Tata Consultancy Services, крупнейшего индийского провайдера ИТ-услуг, эта цифра составляла 72%. Оставшиеся находились на своего рода "скамье запасных".
Однако, с переходом от продажи услуг к продаже интеллектуальной собственности и сопутствующем росте зарплат потребность в «запасе» рабочих рук начнет сходить на нет. Так, iGate Corp, провайдер ИТ-услуг, занявшийся продажей ПО, прогнозирует, что в ближайшие 5 лет размер его «запаса» удастся снизить на 2-3%. Шринивас Кандула (Srinivas Kandula), глава отдела HR в iGate, заявил, что в идеале «в запасе» должны находиться не более 10% сотрудников.
Запасной вариант
Спрос на навыки и сокращение найма «про запас» приводит к тому, что скоро большая часть сотрудников в индийских ИТ-компаниях будет набираться не из выпускников вузов, а из числа опытных специалистов, переходящих из конкурирующих фирм. Компании уже готовят стратегии удержания сотрудников, особенно высокопрофессиональных, такие как повышение срока уведомления об увольнении с одного месяца до трех.
В компаниях, наиболее активно старающихся продвигать концепцию нелинейного роста, при которой доходы компании не зависят от количества рабочих рук, около 70% постоянных сотрудников являются опытными специалистами, что значительно больше, чем в 2008 г., когда этот показатель был равен 60% в, рассказал Раджив Шринивас (Rajiv Srinivas), заместитель директора Tech Mahindra. Он добавил, что его компания рассчитывает довести эту цифру до 90%.
В то время как чистый ежеквартальный прирост количества сотрудников в Infosys снизился с 4 906 человек в 1 квартале 2012 г. года до 977 в последнем квартале (исключая приобретение компании), найм на стороне сохранялся на уровне 4 300 человек в квартал до самого декабря, что свидетельствует о значительном снижении приема выпускников.
«Ранее мы фокусировались на карьере, - заявил Сунил Гупта (Sunil Gupta), который сам присоединился к Infosys полгода назад в качестве первого вице-президента по качеству, перейдя из индийского подразделения Logica Plc. - Вы приходите в профессию, начинаете учиться и получаете знания в течение некоторого периода времени. Сегодня же профессионал оценивается по тому, как быстро он может адаптироваться, приспосабливая уже имеющиеся навыки к среде».
Для молодых индусов, которые считали работу в ИТ-индустрии «билетом в средний класс», это означает потерю определенности в поиске подходящей карьеры. Те из них, кто сможет пробиться и приобрести ценные навыки, будут пользоваться спросом, однако времена, когда средний индийский выпускник мог выбирать из пяти-шести конкурирующих предложений, подошли к концу.
Молодым специалистам остается надеяться на диверсификацию индийской экономики, благодаря которой в стране открывается все больше представительств международных компаний. Это дает им возможность найти подходящее место в индийском подразделении какой-либо транснациональной корпорации, к примеру Google.
«Мы рассматриваем такие ИТ-компании в качестве запасного аэродрома», - заявляет бангалорский студент Джайярам, которому недавно повезло устроиться в индийское подразделение Mu Sigma - недавно открывшей индийский офис аналитической компании из США.
Любовь Касьянова
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3326