Опрос: как стрессы на работе влияют на частную жизнь ИТ-специалиста

Бизнес Работа
, Текст: Любовь Касьянова
Агентство маркетинговых исследований Opinion Matters провело анонимный опрос среди 413 системных администраторов из США и Великобритании, работающих в малых и средних организациях с численностью персонала более 10 чел. Исследователи поинтересовались у работников сферы ИТ, насколько напряженной и утомительной они считают свою работу, и каковы причины и последствия стресса, который им ежедневно приходится испытывать.

Опрос показал, что 65% работников ИТ-отделов считают свою работу стрессовой. Эта цифра колеблется крайне незначительно. Из 207 специалистов, опрошенных в США, 57% планируют в перспективе сменить работу из-за стрессов на текущем рабочем месте. В Великобритании, где было опрошено 206 сотрудников, картина еще менее радужная: 73% системных администраторов хотели бы уволиться в связи с высокими психическими нагрузками.

Три основные причины стресса - конфликты с руководством (29%), нехватка рабочих рук (24%) и жесткие сроки выполнения задач (20%). В то же время работа с пользователями, вопреки расхожему мнению, с каждым годом приносит все меньше стресса - всего 12% системных администраторов упомянули в данном исследовании, в то время как в 2012 г. конфликты с пользователями занимали 2 место.

По данным опроса, в США почти треть работников ИТ-отделов каждую неделю проводят на работе более 8 ч сверхурочно. В пересчете на год, это почти 10 лишних недель, проведенных на работе. В Британии же почти половина системных администраторов (49%) еженедельно перерабатывает в среднем 6 ч, причем 12% из них могут оставаться на работе от 8 до 10 ч свыше нормы в 48 часов, установленной директивой 2003/88/ЕС.

Высокий уровень стресса и сверхурочная работа приводят к тому, что профессиональная жизнь ИТ-специалиста начинает оказывать негативное влияние на отдельные аспекты его частной жизни. В США 73% опрошенных сообщили об этом исследователям, в то время как в Соединенном Королевстве эта цифра составила 80%, что свидетельствует о значимости проблемы для подавляющего большинства людей в профессии.

По данным опроса, 21% американских системных администраторов стрессовая обстановка привела к проблемам со здоровьем, таким как повышенное кровяное давление. Еще 20% пожаловались на общее недомогание, являющееся результатом стресса. В Британии 19% опрошенных получили хронические заболевания, а 18% регулярно плохо себя чувствуют по причине стресса.

34% сотрудников американских ИТ-отделов страдают бессонницей, причиной которой являются неприятности на работе. В Соединенном Королевстве проблемам со сном подвержены 28% респондентов.

30% ИТ-специалистов в Соединенных Штатах признались, что регулярно отменяют встречи с родственниками и знакомыми в связи с проблемами на работе, а 36% забывают или не успевают выполнять свои социально-бытовые обязанности. В Британии такую проблему отмечают 26% респондентов. В целом, почти три четверти опрошенных утверждают, что работа негативно влияет на их быт и общение.

Наконец, у определенной доли людей напряженная работа создает проблемы в личной и семейной жизни. В США 16% ИТ-сотрудников столкнулись с конфликтами в отношениях или вовсе расстались со своим партнером по причине занятости на работе. 31% американских респондентов, обремененных детьми, заявили, что рабочие обязанности зачастую не дают им проводить время с семьей. В Британии с проблемами в семье и личной жизни столкнулись 18% работников.

«Компании все больше и больше полагаются на инновации в сфере ИТ, бесперебойную работу и быстроту развертывания, и поэтому работники ИТ-отделов находятся под экстремальным давлением», - пишет Opinion Matters. Более половины сотрудников ИТ-отделов, по результатам опроса, испытывают настолько серьезный стресс, что готовы уволиться по собственному желанию.

«Для среднего и малого бизнеса данное исследование должно послужить серьезным напоминанием о том, что штат ИТ-сотрудников нуждается в поддержке и соответствующих ресурсах для эффективного выполнения своей работы - и о том, что руководство должно быть помощником, а не препятствием на пути прогресса информационных технологий», - заключают исследователи.