Пакт о ненападении: Parallels договорилась с «Яндексом», «Касперским» и другими не хантить программистов
Parallels договорилась с «Лабораторией Касперского», «Яндексом», Acronis и Epam о том, что компании не будут заниматься активным хедхантингом в отношении сотрудников друг друга, рассказал CNews Станислав Протасов, сооснователь и глава центра разработки Parallels.
Соглашение носит джентельменский характер и касается разработчиков, находящихся в России. Оно подразумевает, что компании не будут «рассылать «письма счастья» на корпоративную почту, прибегать к прямому хантингу через кадровые агентства, вербовать потенциальных соискателей предложениями работы через «Мой Круг», LinkedIn и т.п.», объясняют в Parallels.
Прецедентом к этому, по словам Протасова, послужили действия одной из перечисленных компаний в отношении сотрудника Parallels, которого пригласили на другую работу во время одной из конференций, а затем предложили работу нескольким людям из его команды.
«Конкуренция за ресурсы должна быть - рабство отменили в XIX веке - тем не менее, хотелось бы, чтобы эта конкуренция была более-менее честной, - считает Протасов. - Сотрудник должен иметь возможность выбирать место работы, а дело компании сделать так, чтоб ему было интересно работать. Максимум, что может быть, это устные договоренности о том, что кто-то кого-то активно не переманивает».
Участники соглашения подтвердили CNews суть договоренностей, озвученных Parallels.
«У нас с Parallels устное джентельменское соглашении о непереманивании сотрудников. При этом если сотрудник той или иной компании сам откликается на вакансию, «Яндекс» и Parallels могут рассматривать их в качестве кандидатур на открытые позиции», - говорит представитель «Яндекса» Очир Манджиков.
Согласно договоренности с Parallels все коммуникации с потенциальным кандидатом в Acronis ведутся с разрешения его руководителя и отдела кадров компании-донора, подтверждает Ольга Балицкая, директор Acronis по персоналу. Договариваться о подобной практике со всем рынком компания, по словам Балицкой, не планирует, хотя единичные договоренности возможны.
«Мы работаем максимально открыто и для привлечения высококвалифицированных специалистов не идем по пути их переманивания. Мы стремимся создавать привлекательные условия труда для наших сотрудников, - отмечает Марина Алексеева, директор по работе с персоналом «Лаборатории Касперского». - Такой подход представляется нам наиболее правильным и способствует созданию здоровой конкуренции и честных правил игры на рынке».
Профессиональные хантеры не припомнят, чтобы в России заключались соглашения такого масштаба. «Когда я работала в Mail.ru, такая договоренность существовала между Mail.ru и «Яндексом», - рассказала CNews Алена Владимирская, руководитель агентства интернет-рекрутинга Pruffi. Помимо этого она смогла назвать только один похожий случай, когда о непереманивании договорились стартапы «Островок.ру» (сервис онлайн-бронирования отелей) и «Викимарт» (онлайн-торговля).
Основная сложность таких договоренностей, по мнению эксперта, заключается в том, что «у нас давно отменено крепостное право, и любой сотрудник всегда сам может перейти на работу в любую компанию»: «Выяснить, сам он перешел или ему «помогли» сделать нужный выбор хантеры, невозможно».
Но для ИТ-отрасли такие соглашения позитивны, считает Владимирская: «Они сдерживают зарплатный пузырь, потому что, к сожалению, чаще всего у нас хантят не интересными задачами, а зарплатами».
«Подобные соглашения заключаются, в первую очередь, чтобы попытаться избежать гонки зарплат, - соглашается представитель HeadHunter Иван Тютюнджи. - Их суть в том, что рекрутеры компаний не пытаются сознательно переманить деньгами сотрудников из компаний, подписавших соглашение».
Но работают такие соглашения плохо, считает Тютюнджи, потому что гонка зарплат – это результат недостатка кадров на рынке - мало какие компании в России серьезно вкладываются в молодых специалистов. Даже если соглашение запретит переманивать людей, оно не может запретить сотрудникам самим менять компанию, самостоятельно откликнувшись на вакансию.
«В целом, это достаточно редкая практика для России. Наша компания, например, не состоит в подобных соглашениях», - добавляет представитель HeadHunter.