|
|
|
Мировой рынок ПК: надежда на Восточную Европу Регионы мира По данным Gartner рост объема мировых поставок 2002 года составил 2,7%, в то время как за 2001 год они упали на 4%. Согласно опубликованным 16 января цифрам, агрессивные маркетинговые кампании и снижение цен привели в 4-м квартале 2002 года к неожиданному росту продаж ПК во всем мире, что позволило Hewlett-Packard потеснить Dell Computer с лидирующей позиции на этом рынке. Мнения рыночных аналитиков по поводу определения лидера рынка ПК за весь 2002 год разошлись. Gartner отдал преимущество HP, оценив долю компании на мировом рынке ПК в 16,2%. IDC же считает, что в 2002 году лидировал Dell. Такое отличие частично объясняется разницей в оценке прошлогодней сделки между Compaq и HP со стороны исследовательских компаний. IDC, например, считает, что купив в мае 2001 года Compaq, НР сразу же отодвинула Dell на второе место по уровню продаж. Однако в третьем квартале Dell восстановил свои позиции. «Они пару раз уступали первое место друг другу. Но НР больше ориентирована на индивидуального потребителя, чем Dell, поэтому она выиграла в квартале, когда потребители были наиболее активны», говорит аналитик IDC Роджер Кэй. Он ожидает, что в первом квартале корпоративные продажи ПК будут выше. «Вот тогда Dell, возможно, вернет себе первенство», говорит он. Однако обе исследовательские компании признают, что доля объединенной HP уступает долям рынка, занимаемым обеими компаниями отдельно в прошлом году, в то время как Dell увеличила свою нишу на 20%. По данным IDC, по сравнению с показателями 4-го квартала 2001 года объем поставок Dell вырос на 24%, превысив 6 млн. единиц ПК. Объем поставок HP в 4-м квартале 2002 года, в то же время, упал на 9,8% по сравнению с показателями аналогичного периода 2001 года отдельно для HP и Compaq. Ведущие поставщики ПК на мировом рынке по итогам 4-го кв. 2002 г., (денежные поступления) Источник: IDC, по сообщению Reuters Эксперты IDC объяснили успехи НР увеличением спроса на ее ПК со стороны потребителей во время предрождественских распродаж. Dell в конце года, напротив, оказалась в менее выигрышной ситуации, так как ориентирована главным образом на корпоративный рынок. В первую пятерку крупнейших поставщиков ПК в мире, согласно IDC, в 4-м квартале вошли, помимо Dell и НР, компании IBM с 5,9% рынка, Fujitsu Siemens с 4,3% и NEC с 3,3%. В Gartner отдельно учитывали доли рынка Fujitsu и Fujitsu Siemens, что позволило включить в пятерку лидеров NEC и Toshiba. Однако в этом рейтинге учитывались объемы поставок в единицах продукции, а не в денежном исчислении, что не гарантирует производителям ПК большой прибыли. Специалисты отмечают, что в последнее время компании сокращали инвестиции в высокие технологии из-за неясных перспектив экономики и ухудшения корпоративных показателей, и пока они не собираются увеличивать вложения в ИТ-сектор.
Азия По данным исследовательской компании Gartner, рост азиатского рынка ПК в 2002 г. опередил по темпам развития мировой. Объем продаж ПК в азиатском регионе, согласно последним сообщениям Gartner, составил в 2002 г. 21,7 млн. шт., соответственно темпы роста составили 8,6% по сравнению с 2001 г. При этом общий рост мирового рынка ПК, по данным компании, составил всего 3%. Старший аналитик Gartner по компьютерным платформам в азиатско-тихоокеанском регионе Лилиан Тэй (Lillian Tay), комментирует, что рост азиатского сегмента в значительной мере обусловил общемировой позитивный рост рынка. Основу роста составил рынок ПК для мелкого и среднего бизнеса и для дома, а также мобильные ПК. В Гонконге, тем не менее, на темпах роста негативным образом сказалось отсутствие покупательской лояльности и высокий уровень безработицы, в результате уровень продаж снизился на 4 % по сравнению с предыдущим годом. «Sony, Sharp и Samsung в 2002 г. вели агрессивную политику продаж ноутбуков на гонконгском рынке. При том, что цены на ноутбуки постепенно снижаются, доходы от их продаж по-прежнему превышают доходы от продаж настольных ПК. Таким образом, вендоры уделяют больше внимания маркетинговой поддержке ноутбуков, комментирует Анни Чанг (Annie Chung), аналитик Gartner Dataquest. Растет покупательский интерес к беспроводным устройствам, потребители готовы оплачивать дизайн, качество и современность компьютерной продукции». Знаковым событием уходящего года стало то, что Япония уступила Китаю второе место в списке крупнейших стран-потребителей персональных компьютеров по итогам продаж в 2002 году. По оценкам Ассоциации предприятий электронной промышленности и сферы информационных технологий Японии (JEITA), продажи компьютеров на внутреннем рынке составили в 2002 году 10 млн. экземпляров, что на 11% ниже показателей предыдущего года как в физическом, так и стоимостном выражении. В то же время, в Китае за год было, по предварительным оценкам, продано 10,8 млн. компьютеров. Безоговорочное лидерство сохраняет за собой США, где продажи составили 47,8 млн. единиц. В ноябре 2002 года тайваньский исследовательский центр Market Intelligence Center (MIC) прогнозировал, что в 2003 г. рост продаж тайваньских производителей ПК составит 3%, рост производства 4,7%. В то же время, существуют и другие оценки перспектив тайских производителей. Так, компания Tatung, заводы которой находятся в Китае, Мексике, Нидерландах и Таиланде, рассчитывает в 2003 году на рост 20%, что составит 8 млрд. тайваньских долларов. Эта компания является партнером Microsoft по разработке планшетных ПК и беспроводных дисплеев по технологии Mira. Производитель ПК под собственной торговой маркой Acer ожидает, что рост в 2003 году составит 130 млрд. тайваньских долларов, т.е. почти 80% по сравнению с 2002 г. First International Computer (FIC), который в 2002 г. зафиксировала самый низкий объем продаж за последние 4 года, ожидает рост на 20% 45 млрд. тайваньских долларов, по утверждению президента информационной группы компании Джина Шу (Gene Sheu). Mitac International перенесет фокус на производство карманных ПК и смартфонов, за счет чего планирует увеличить объем своих продаж в этом году на 30%.
* общий доход (не только ПК); Legend сохраняет свои позиции лидера по продажам ПК на азиатском рынке. На втором месте идут Hewlett-Packard и IBM. Dell зафиксировал максимальный рост в 2002 г., составивший 23%. Компания укрепляет свои позиции, в частности, на территории Китая, что также способствует повышению темпов роста, и вместе с тем, поддерживает взаимоотношения с Австралией, Малайзией и Сингапуром. Японский рынок сильнее всех пострадавший от глобального замедления экономики, продолжает уменьшаться. Южно-корейская компания LG IBM предполагает в 2003 г. увеличение южнокорейского рынка ПК на 7.8%, что составит 2.94 млн. ПК. Рост продаж настольных ПК возрастет на 6,3%, ноутбуков на 15.4%. Подобные прогнозы строятся с учетом спада на 7,3% (2,73 млн. ПК), зафиксированного в 2002 году. Однако, представители Samsung Electronics в свою очередь ставят под сомнение перспективы рыночного роста. Samsung придерживается более умеренных прогнозов относительно развития рыночной ситуации. Топ-менеджеры компании говорят о низкой покупательской способности, а также невысоком уровне спроса на ПК в корпоративной среде. В этой связи они высказывают предположения относительно продолжения спада на рынке в 2003 г. По оценкам Samsung, объем южнокорейского рынка ПК в 2002 г. сокращается на 10% (2,3 млн. ПК) TriGem Computer прогнозирует в этом году сокращение продаж настольных ПК на 5% (1,91 млн. штук), наряду с ростом продаж ноутбуков до 10% (2,5 млн.). По этим же оценкам, общий объем продаж ПК в Южной Корее сократится на 8,7% около 2,4 млн. штук.
Восточная Европа Объем поставок компьютеров в страны Восточной Европы увеличился, по данным IDC, в 2002 году на 16%, превысив общемировые темпы за счет роста зарплаты и притока инвестиций в регионе. Аналитик IDC Лукаш Рашка (Lukas Raska) заявил агентству Reuters, что в 2002 году в регионе было продано более 5 миллионов компьютеров, причем объемы продаж ноутбуков выросли на 28%, серверов на 22%, а ПК на 15% по сравнению с 2001 годом. В 2002 г. быстрее всего в Восточной Европе рос спрос на ноутбуки Источник: IDC, по сообщению Reuters Хотя объемы поставок в числовом эквиваленте остаются невысокими по сравнению с общемировыми, регион Восточной Европы рассматривается как один из основных источников роста для индустрии, пытающейся выбраться из двухлетнего периода спада производства. «Основными факторами роста в регионе в ближайшем будущем будут увеличение прямых иностранных инвестиций, повышение заработной платы, вступление (ряда стран) в ЕС и благоприятная динамика курсов местных валют», отметил Рашка. Укрепление валют ряда кандидатов на вступление в ЕС, например, Чехии привело к снижению импортных цен на компьютеры и другую высокотехнологичную аппаратуру и, как следствие, к повышению спроса на них. Двумя странами с самым высоким приростом поставок компьютеров стали, по данным IDC, Россия и Польша. Западная Европа В странах Западной Европы в 2002 году отмечалось превышение прогнозируемого объема поставок на корпоративный и потребительский рынок, но в целом наблюдался спад, около 0,5%. Исследуя положение в различных регионах по результатам 3-го квартала 2002 г., компания IDC указывает, что хуже всего обстоят дела именно в Западной Европе, где общие продажи составила $2,936млн, что на 12,4% ниже прошлогоднего уровня и на 7% показателей 2 квартала этого года. Анализ по странам региона показывает довольно разнообразную картину, что в немалой степени связано с культурными особенностями стран. Британия и Франция выглядят более устойчиво, чем Германия или Италия, в которой отмечается снижение продаж компьютеров на 23,3% по сравнению с 2001 годом. Картина по поставщикам также неоднородна и демонстрирует сезонные изменения в бизнесе и степень эффективности реорганизаций в некоторых компаниях. Общий доход европейских продавцов составил $2682 млн., при этом 33% рынка приходится на долю НР, 30% занимает IBM, 13% контролирует Sun, 10% FSC, 6% Dell и 8% приходится на прочих поставщиков. Кирилл Корнильев: Развитие Cnews.ru: Какие события 2002 года, на ваш взгляд, будут иметь решающие последствия для развития рынка информационных технологий в мире и в России? Кирилл Корнильев: В развитии Заметной тенденцией также стал новый этап развития интернета как дополнительного средства ведения бизнеса. Построение порталов, использование Не могу не отметить растущий интерес клиентов к решениям «под ключ». Соответственно, в проектах меняется роль компаний системных интеграторов. Такой качественный шаг переопределяет уровень интереса заказчиков к вопросам консалтинга, как в области IT, так и в области бизнеса. Рынок консалтинговых услуг пока находится на раннем этапе развития, но позитивные изменения уже наметились.
Российские производители компьютеров прожили 2002 год неплохо. Большинство руководителей крупных отечественных ИТ-компаний оценивают его как «великолепный» и «замечательный». Некоторые российские компании даже начали задумываться о выходе на внешние источники финансирования в связи с явной необходимостью наращивания бизнеса. Помимо этого, многим компаниям стало не хватать имеющихся производственных мощностей, и повысился интерес к сторонним сборочным предприятиям. Так, например, зеленоградский завод «Квант» неоднократно становился в прошлом году предметом спора хозяйствующих субъектов за контроль над комплексом. По данным российской исследовательской компании IT-Research, общий объем нашего рынка компьютеров в 3 квартале 2002 г. оценивается в 712 тыс. шт. 92,3% этого количества приходится на настольные компьютеры, примерно 5,6% на ноутбуки и около 2,1% на серверы (на платформе Intel). По сравнению со 2 кварталом объем продаж ПК вырос более чем на 19,6%. При этом IT-Research отмечает, что динамика показателей российских производителей была несколько выше чем у зарубежных компаний. На рынке серверов рост составил 35,1%, ноутбуков было продано на 14,3% больше чем во втором квартале. Интригой года стал именно третий квартал когда лидером продаж ПК стала компания «Аквариус». До этого бессменным лидером рынка ПК в течение двух последних лет была компания «Формоза», в этом квартале отодвинутая на третью позицию. Исследовательская компания IDC, свою очередь, считает, что полученные компанией данные свидетельствуют о том, что российский рынок ПК рос в III квартале гораздо быстрее, чем в предыдущие два квартала этого года. В официальном сообщении компании говорится, что общий объём поставок ПК в III квартале 2002 г. составил 551,9 тыс. шт., а ежегодный прирост (в количественном выражении) 24,4%. Первая пятёрка поставщиков российского рынка ПК в III кв. 2002 г. (поставки в шт.) в интерпретации IDC выглядит следующим образом:
При этом на первую тройку компаний («Аквариус», «Крафтвей», «Формоза»), по данным IT-resarch, приходится около 17% продаж настольных компьютеров. По мнению аналитиков рынка, подтвержденному представителями компании, такой рывок компании связан с успешной реализацией ряда проектов по продаже ПК корпоративным заказчикам. Напомним, что «Формоза» является успешным игроком на рынке розничных продаж, в то время как компания «Аквариус» всегда ориентировалась на поставки корпоративным заказчикам, участие в государственных тендерах и поставки таким клиентам как ГТК и МО РФ. Компания «Аквариус» является, пожалуй единственным крупным производителем ПК, который предоставляет общественности подробную информацию о своей деятельности. Оборот одного из крупнейших российских сборщиков компьютеров, производственной компании «Аквариус» и Шуйского завода «Аквариус» в 2002 г. составил 1 млрд. 403 млн. руб., увеличившись на 89% по сравнению с 2001 г. Эти данные компания официально распространила в начале 2003 года. В группу на сегодня входят, помимо управляющей компании, производственная компания «Аквариус», Шуйский завод «Аквариус», компании «Аквариус Дата», «Аквариус Консалтинг» и «Аквариус Финанс». В течение 2002 было реализовано 144079 ПК и 7274 серверов с торговой маркой Aquarius. Прирост объема продаж по сравнению с 2001 г. (в шт.) составил по ПК 71,5%, по серверам 57,8%, общий рост 71%. Ссылаясь на данные IDC, «Аквариус» сообщает, что компания занимает второе место по продажам ПК и серверов на российском рынке. Доля дистрибьюторского канала и VAR в структуре продаж ПК Aquarius составляла в 2002 году около 63%, серверов 54%. При этом 37% ПК и 46% серверов были проданы по федеральным контрактам через компанию «Аквариус Дата». Выпуск серверов продолжает оставаться важнейшим направлением деятельности ПК «Аквариус». По данным IDC, приведенным в официальном сообщении «Аквариус», эта компания является № 1 среди российских производителей серверов (второе место по продажам в России после НР) и единственной отечественной компанией, входящей в топ-5 в Восточной Европе по продажам серверов. В 2002 году компания предпринимала усилия по расширению производства. Был выкуплен второй производственный модуль в Шуе, и началась его реконструкция. Кроме того, начались работы по строительству третьего завода. Оборот компании «Аквариус Дата» в 2002 году составил 2 млрд. 229 млн. рублей, увеличившись на 56% по сравнению с прошлым годом. В 2001 году из компании «Аквариус Дата» выделилась производственная компания «Аквариус», в которую перешли большинство сотрудников. В 2002 году затраты на поддержание сервисной сети составили $1 млн. 152 тыс. В 2002 году оборот компании «Аквариус Консалтинг» составил 652 млн. руб., увеличившись на 227% по сравнению с 2001 годом. Первым крупным проектом компании «Аквариус Финанс» стала разработка программы внешнего финансирования на 1 млрд. рублей, объявленная осенью 2002 г. В рамках программы был выпущен первый транш векселей. Изначально планировалась сумма эмиссии 50 млн. рублей, но спрос превысил предложение, и общая сумма размещенных векселей составила 85 млн. рублей. Привлеченные средства были направлены на приобретение и начало реконструкции второго производственного модуля в Шуе. Данные по оборотам всех коммерческих компаний Группы «Аквариус» приведены в таблице.
Показательно, что штат компании увеличился всего на 35 человек (на 12% по сравнению с 2001 г.), а общий оборот группы вырос на 80%. Годовой оборот на одного сотрудника увеличился примерно на 61% по сравнению с 2001 г. Однако, проект по сборке ПК под торговой маркой Hewlett-Packard на мощностях «Аквариус» в России на сегодня затормозился. Пока это производство было одним из немногих примеров достаточно успешного сотрудничества российской компании-производителя с западным конкурентом, желавшем получить выход на российский рынок. Проект по сборке в России ПК под западной торговой маркой осуществляет и Fujitsu-Siemens. Компьютеры собираются на заводе «Квант» в Зеленограде, и недавно закончился год работы проекта. Сборка ПК производится под потребности крупных проектов (такие же цели декларировались и НР с «Аквариусом»), но полностью по немецким стандартам и только из немецких комплектующих. «Мы полностью удовлетворены началом проекта. В общем итоге, за прошедший с момента запуска производства в октябре год, предприятие собрало около 12 тысяч компьютеров Scenic», заявил менеджер по маркетингу российского представительства Fujitsu Siemens Computers Владимир Колин. К концу года количество собранных компьютеров достигло 14 тысяч. Компания пока не намерена начинать на мощностях завода в России производство ноутбуков, но вот серверы класса low-end, по мнению Владимира Колина, вполне имеют шансы. Эдуард Воронецкий: Интернет это мощный инструмент бизнеса, а бизнес требует регламентации CNews.ru: В конце прошлого года в интервью CNews.ru вы отмечали, что в 2002 году на российском рынке ПК не стоит ожидать качественного и количественного роста по сравнению с 2001 годом. Насколько оправдались ваши прогнозы? Эдуард Воронецкий: Пессимистический прогноз, данный мной в прошлом году, не оправдался, чему я очень рад. Рынок, по нашей оценке, вырос на 30%. В наступившем году основные ожидания рынка (и наши в том числе) связаны с сохранением стабильности в политической и экономической сферах. В этом случае для российского IT-рынка рост в 2003 году может составить Леонид Гольденберг: Говорить о насыщении рынка ПК в России пока явно рано CNews. ru: Темпы роста на рынке ПК в 2002 году заметно снизились. Говорит ли это о том, что рынок близок к уровню насыщения и без дополнительных мер его стимулирования со стороны государства дальнейший быстрый рост уже невозможен? Леонид Гольденберг: Я не считаю, что в 2002 году темпы роста рынка ПК заметно снизились. Аналитики действительно говорят о И говорить о насыщении рынка ПК в России пока явно рано. Многие даже крупные предприятия и организации еще только начинают всерьез задумываться об автоматизации. Кроме того, в стране огромное количество морально и физически устаревшей техники: не редко даже в правительственных учреждениях встречаешь ПК на 286 процессорах. Активно развивается рынок малых предприятий. Хочется верить, что и у населения когда-нибудь появятся деньги на приобретение ПК, хотя сейчас, когда среднемесячная зарплата по стране составляет около 120 долларов, этот рынок очень узок. Так что я не разделяю пессимистические настроения в отношении перспектив компьютерного рынка. Если экономическая обстановка в стране останется стабильной, то ИТ-рынок будет развиваться довольно быстрыми темпами. Геннадий Сочилин: Без вступления в ВТО наша экспансия на рынки стран-соседей будет очень трудной CNews.ru: Какие события 2002 года на рынке портативных компьютеров, на ваш взгляд, наиболее значимы? Геннадий Сочилин: На мировой IT-рынок в 2002 году оказало влияние слияние НР и Compaq, отмечаемое многими аналитиками. Результаты этого процесса уже заметны: поглощения, которого опасались многие, не произошло, объединение было очень успешным. В отдельных сегментах рынка НР удалось обойти IBM и Dell. Однако прогнозируемый прирост доли объединенной компании на рынке мобильных компьютеров (без учета КПК), оказался не столь заметным. В общемировом смысле суммарная доля компаний по ноутбукам выросла, и это позволило объединенной НР занять «почетное второе место» после прорыва Dell. Но в России при абсолютном росте суммарная относительная доля объединенной компании НРQ уменьшилась. Это было связано с усилением доли российских производителей ноутбуков и повышением активности на российском корпоративном рынке основных общемировых конкурентов, таких как Toshiba, Fujitsu Siemens Computers, IBM и Dell. Кстати говоря, российская программа перестройки сбытовой политики Dell в дальнейшем может оказать серьезное влияние на расстановку сил. Кроме того, бренды, ранее занимавшие нижние строчки в десятке лидеров, к концу 2002 года активизировали свою маркетинговую деятельность, в числе таких компаний можно отметить ASUS. Общая активность вендоров на отечественном рынке ноутбуков привела к тому, что его объем не только рос бурными темпами, но еще и превысил все прогнозы. Вместо ожидаемых 130-135 тыс. проданных устройств, объем продаж, судя по всему, составит 140-145 тыс. ноутбуков. Одним из событий, заставившим некоторые компании поменять стратегию и обострившим конкуренцию, стал наш выход на рынок.
Аналитическая компания Gartner не ожидает роста рынка ПК ранее конца 2003 года. Согласно последнему детализированному прогнозу по мировому рынку ПК, выпущенному в декабре прошлого года аналитиками Gartner, по-прежнему наблюдаемая в экономике неопределенность и продление жизненного цикла ПК негативно сказываются на продажах, однако к концу 2003 года в компьютерной индустрии начнется подъем. Как утверждают специалисты Gartner Dataquest в своем декабрьском прогнозе по мировому рынку ПК, поставки компьютеров в 2003 году вырастут на 7,6%, что превосходит ранее высказываемые Gartner прогнозные оценки. Gartner по-прежнему верит в стабильный рост мирового рынка ПК, прогноз млн. шт. Источник: Gartner Dataquest CAGR среднегодовой темп роста в сложных процентах на мировом рынке по прогнозу Gartner составит в период с 2001 по 2005 г 7,1% Больше всего в Gartner опасаются сокращения корпоративных ИТ-бюджетов в сложившемся на данный момент неблагоприятном экономическом климате, не способствующем принятию решения о модернизации ПК. Сокращение расходов корпоративных клиентов может, в свою очередь, крайне негативно сказаться на продажах профессиональных ПК во всех регионах мира. В Gartner полагают, что массовая модернизация компьютеров начнется во 2-м квартале 2003 года и продлится до 2004 года. Корпоративные вложения в высокие технологии вряд ли увеличатся в 2003 году из-за слабости экономики, предположил в 6 февраля 2003 года производственный директор Dell Computer Кевин Роллинс. «Опасения по поводу войны тоже не добавляют инвесторам оптимизма», добавил он. Роллинс также сообщил, что пока не ожидает активного восстановления инвестиций в hi-tech. «Затраты на информационные технологии будут расти с восстановлением экономики лишь постепенно. Вряд ли можно рассчитывать на активизацию вложений и с разрешением разногласий вокруг Ирака, сказал он. Скорее всего, это будет постепенный процесс». Роллинс также завил, что в этом году Dell намерен проводить очень агрессивную ценовую политику в связи со снижением стоимости комплектующих. Денис Борушевский / CNews.ru
|