Геннадий Сочилин: Без вступления в ВТО наша экспансия на рынки стран-соседей будет очень трудной
Одним из самых заметных событий на российском рынке ноутбуков в 2002 году стал выход компании «НКА Групп», выпускающей портативные компьютеры под торговой маркой iRU. О своем видении ситуации в сегменте ноутбуков, о сложностях, сопутствующих выходу новых игроков на рынок, в беседе с корреспондентом CNews.ru рассказывает Геннадий Сочилин, менеджер по товарному маркетингу iRU.
CNews.ru: Какие события 2002 года на рынке портативных компьютеров, на ваш взгляд, наиболее значимы?
Геннадий Сочилин: На мировой IT-рынок в 2002 году оказало влияние слияние НР и Compaq, отмечаемое многими аналитиками. Результаты этого процесса уже заметны: поглощения, которого опасались многие, не произошло, объединение было очень успешным. В отдельных сегментах рынка НР удалось обойти IBM и Dell. Однако прогнозируемый прирост доли объединенной компании на рынке мобильных компьютеров (без учета КПК), оказался не столь заметным. В общемировом смысле суммарная доля компаний по ноутбукам выросла, и это позволило объединенной НР занять «почетное второе место» после прорыва Dell.
Но в России при абсолютном росте суммарная относительная доля объединенной компании НРQ уменьшилась. Это было связано с усилением доли российских производителей ноутбуков и повышением активности на российском корпоративном рынке основных общемировых конкурентов, таких как Toshiba, Fujitsu Siemens Computers, IBM и Dell. Кстати говоря, российская программа перестройки сбытовой политики Dell в дальнейшем может оказать серьезное влияние на расстановку сил. Кроме того, бренды, ранее занимавшие нижние строчки в десятке лидеров, к концу 2002 года активизировали свою маркетинговую деятельность, в числе таких компаний можно отметить ASUS.
Общая активность вендоров на отечественном рынке ноутбуков привела к тому, что его объем не только рос бурными темпами, но еще и превысил все прогнозы. Вместо ожидаемых 130-135 тыс. проданных устройств, объем продаж, судя по всему, составит 140-145 тыс. ноутбуков. Одним из событий, заставившим некоторые компании поменять стратегию и обострившим конкуренцию, стал наш выход на рынок.
CNews.ru: А если говорить о событиях в мире технологий?
Геннадий Сочилин: Из технологических событий хотелось бы отметить выход в 2002 году платформы DeskNote и появление TabletPC -планшетных ПК. Пока дескноуты в России не столь востребованы, как на западных рынках, но уже через год-два, думаю, они станут для нас более актуальными. Это мобильная замена настольных систем с ЖК-экраном, выполненная на компонентном наборе настольного ПК и открытая к модернизации не только по накопительным устройствам, но и по процессору. От ноутбука ее отличает отсутствие аккумуляторной батареи единственная, но важная особенность этой недорогой по сравнению с ним платформы. Аккумуляторная батарея здесь предлагается в виде внешнего опционального устройства. При этом потребитель совсем немного доплачивает за то, чтобы получить мобильный компьютер весом 2,5-3кг с большим монитором и возможностью модернизации. Это дополнительно усиливает динамику замещения настольных ПК мобильными компьютерами.
Планшетные ПК своевременное возвращение к ранее предлагаемым технологиям, своеобразный гибрид карманного ПК и ультрапортативного ноутбука. Ранее выпускались планшетные модели ноутбуков с перьевым вводом информации и системой распознавания почерка от AST Research и Compaq. Производились они еще на старших i386 и младших i486 процессорах во времена Newton карманного ПК от Apple. И когда появились такие устройства, их были не готовы воспринять: рынок КПК и ультрапортативных ноутбуков был тогда очень маленьким. Сегодня карманные ПК вытеснили электронные записные книжки, превратившись в нечто большее, чем хороший органайзер. Они справляются с большим спектром задач, с помощью этих устройств уже сформировалась новая корпоративная культура. Да и рынок ультрапортативных ноутбуков существенно вырос, а на некоторых локальных рынках наблюдается повышенный спрос на мини-ноутбуки.
Второе пришествие планшетных ПК происходит при поддержке Microsoft и представляется очень своевременным, что позволяет надеяться на успешное будущее этого продукта.
Единственная проблема роста продаж подобных устройств на российском рынке локализация ПО Microsoft. А поскольку из-за этого российские пользователи не могут полностью использовать возможности планшетных ПК, то для нашего рынка отсутствие локализации этих устройств пока будет оставаться сдерживающим фактором.
CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы выхода российских производителей ноутбуков на рынки стран СНГ и Восточной Европы? Насколько серьезным препятствием в этом вопросе, на ваш взгляд, являются современные таможенные правила в России?
Геннадий Сочилин: Сейчас компания iRU уже продает технику в Белоруссии. Рынок там не так велик, мы работаем с двумя партнерами.
Понятно, что сегодня таможенное законодательство препятствует серьезной экспансии российской техники на рынок СНГ. Еще одна помеха большая сложность с получением сертификата, подтверждающего российское происхождение товара. Если я не ошибаюсь, согласно отечественному законодательству продукт российского происхождения должен на 60% состоять из российских же комплектующих. А для IT-рынка такая ситуация не реальна: техника создается из импортных деталей и компонентов, и на долю российских производителей ложится выбор комплектующих, сборка, локализация, ПО и тестирование. Доказать «компетентным органам», что немалая составляющая в компьютерном оборудовании приходится на интеллектуальную собственность не всегда получается.
Производители упираются в то, что при отсутствии сертификата, подтверждающего российское происхождение товара, их зарубежные партнеры из стран СНГ будут вынуждены платить высокие таможенные пошлины. И если законодательство не будет пересмотрено, то для IT-сектора подобные проблемы будут сдерживающим фактором.
Вторая трудность, связанная с этим направлением отсутствие у большинства российских IT-компаний опыта ведения бизнеса в Восточной Европе. Мы не знаем ни законодательства, ни таможенных процедур этих стран. И если говорить о ноутбуках, то суммарный рынок данного товарного сегмента в этих небольших государствах, не столь велик, а локализовать и адаптировать продукт надо для каждой... Теоретически, все это можно было бы сделать, но требуемые вложения на открытие представительств на местах, на «погружение» в местные законодательства, построение сбытовых каналов и сервисных сетей становятся при таком небольшом рынке весьма накладными.
А таможенные барьеры, отсутствие нормальных логистических путей делают проблемным даже сервисное обслуживание техники. Пока наше законодательство не придет в соответствие с нормами и требованиями ВТО, и не произойдет увеличение степени интеграции России в мировую экономику, осуществлять «экспансию на рынки наших соседей» будет очень трудно.
CNews.ru: Как вы оцениваете влияние государства на развитие IT-отрасли в 2002 году? Вы разделяете точку зрения, что «главное не мешать» или ждете от власти каких-то реальных действий?
Геннадий Сочилин: Я считаю, что влияние государства на развитие IT-сферы очень высоко. Роль государства должна состоять в поддержке науки, медицины, образования, ВПК, производства тех отраслей, где без высоких технологий не обойтись. При этом поддержка должна быть не прямой, а косвенной. Лучше, конечно, помогать, чем «не мешать», а точнее лучше грамотно направлять усилия IT-бизнеса. Поскольку это позволит последовательно развивать отдельные отрасли хозяйства.
В 2002 году были хорошие примеры такого влияния, например продолжение ранее начатой программы Министерства образования «Дети России». Она повлияла не только на расширение IT-пространства и автоматизацию учебных заведений, но и сыграла существенную роль в развитии рынка проектов. Количество техники (проекторов), поставленное по итогам данного тендера, фактически превышает российский рынок этих устройств 2001 года.
Подобные программы способствуют не только расширению IT-рынка, но и снижению цен, популяризации техники, формированию IT-культуры. Но, по большому счету, в 2002 году в IT-сфере государство сделало не так много, как хотелось бы. Если взглянуть на то, что вообще можно было бы автоматизировать в этой стране работы открывается просто непочатый край.
Представьте, какова была бы экономия бюджетных средств и времени после внедрения систем автоматизированного управления и электронного документооборота в органах местного, федерального и государственного управления. Насколько в результате этого сократился бы непрерывно растущий чиновничий аппарат!
Почему, например, нельзя организовать процесс так, чтобы сбор налогов и подачи деклараций стал удобным для населения? Можно автоматизировать процесс заполнения и обработки налоговых деклараций: получать и отправлять их обычной или электронной почтой, заполнять соответствующие анкеты на сайтах налоговых органов. Примеров можно привести массу, но они так и останутся примерами, пока государство не займется решением подобных задач, не станет главным заказчиком. Представьте, насколько в этом случае вырастет IT- рынок.
А пока мы постоянно действуем старыми методами. Есть ощущение, что государство по-настоящему еще не ставило для себя задачи по поддержанию IT-отрасли. Что вполне понятно, поскольку оно пока решает более важные проблемы, стоящие перед нашей экономикой.
CNews.ru: Общемировой тенденцией является снижение стоимости портативных компьютеров. До каких пределов могут снижаться цены на ноутбуки в России в ближайшие два-три года? Какими факторами будет определяться этот процесс?
Геннадий Сочилин: В позапрошлом году произошло снижение средней цены ноутбука на 23-25%. В прошлом году темпы падения цены существенно замедлились и составили уже не более 12-15%. Такая разница объясняется тем, что 2001 год был ключевым с точки зрения «взрыва» на мировом рынке LCD-мониторов произошло значительное снижение цены на эти устройства. А в 2002 году ничего экстраординарного не происходило, даже наблюдалась нехватка ЖК панелей как основного компонента ноутбука. Все шло по плану, и понижение цены было вполне прогнозируемым.
Однако в начале января 2003 года ряд компаний объявили о том, что разрабатывают ноутбуки, которые будут стоить чуть выше $500 и предназначаться для рынков Китая, Восточной Европы и России. Судя по всему, эти продукты будут сделаны на базе устаревших платформ и, фактически, станут альтернативой пишущей машинке (со стандартным набором программ). Такой анонс подстегивает всех производителей ноутбуков, поскольку подобная инициатива может стать цепной реакцией.
Давайте посмотрим, можно ли достичь такой цены в следующем году. Пластик корпуса находится на пределе себестоимости. Свободного рынка материнских плат в ноутбуках просто не существует, поскольку каждый производитель изготавливает их «под дизайн корпуса». Соответственно, здесь удешевления быть уже не может. В прошлом году большинство производителей ноутбуков отказались от использования никель-кадмиевых батарей и перешли на использование литий-ионных, что говорит о минимальной ценовой разнице между ними. Ждать дополнительного снижения цены и здесь не приходится.
Процессоры устаревают и дешевеют по плану Intel, своевременно заменяются технологически новым поколением устройств. Ожидать существенного прорыва в цене в этом сегменте было бы ошибочным.
Остается последний, основной дорогостоящий компонент ноутбука, за счет которого может произойти дополнительное снижение цены ноутбука LCD-панель. Учитывая высокие темпы роста рынка ноутбуков и ЖК-мониторов (а LCD-панели для них изготавливают одни и те же производители), можно ожидать постоянного снижения стоимости по мере роста производства. Но, на мой взгляд, это не повлечет за собой столь радикального снижения цены ноутбука.
Если обещания названных компаний и их конкурентов будут выполнены, то с возможной ценой все ясно. А если нет то на российском рынке ноутбуков с учетом предполагаемых темпов его роста может произойти снижение средней розничной цены на 10-15%. И через 2-3 года «психологический порог» стоимости ноутбука у российских потребителей не только опустится ниже $1 тыс., но и перешагнет рубеж $850.
И последнее. Российский рынок ноутбуков растет очень быстро, думаю, в 2003 году темпы роста составят примерно 35% , при этом объем продаж достигнет лишь 190-200 тыс. единиц. А при таком небольшом, но быстро растущем рынке его участники не заинтересованы в снижении цен, если оно, конечно, не является радикальным способным привести к его «взрыву».
CNews.ru: Каково ваше отношение к использованию в ноутбуках процессоров, разработанных для настольных систем? Каковы, на ваш взгляд, плюсы и минусы такого шага?
Геннадий Сочилин: Я не вижу в этом никаких минусов. С коммерческой точки зрения это только расширяет рынки. Концепция DeskNote явилась первым шагом на пути использования процессоров для настольных систем в ноутбуках. Использование процессоров для настольных систем позволило снизить стоимость изделия и расширить рынок сбыта.
С точки зрения потребителей за меньшие деньги можно получить более производительный процессор. Однако потребитель оказывается в проигрыше в плане производительности тогда, когда ноутбук начинает работать от батареи. Но эти детали, с учетом статистики (согласно которой 70% пользователей работают со своим ноутбуком от сети) мало кого останавливают. Условно говоря, серьезный минус от настольного процессора в ноутбуке только один падение производительности системы при работе с батареями и малозначительный увеличение веса и габаритов. (Хотя дескноут достаточно легок, его вес при внушительных габаритах менее трех кг.).
Мобильный процессор хорош тем, что не только экономит энергоресурсы, но и распределяет энергопотребление в зависимости от загруженности системы. Ноутбук, построенный на мобильном процессоре и чипсете, учитывает гораздо большее количество факторов при энергораспределении внутри системы. Это позволяет всей системе работать гораздо более производительно в каждый момент времени. С точки зрения максимального использования мобильных свойств ноутбука такой процессор лучше. Учитывая тенденцию сокращения разницы стоимости между двумя типами процессоров, я склонен думать, что в будущем процессор станет единым, построенным на мобильном ядре, и будет работать как в настольной системе, так и в мобильной.
CNews.ru: Каковы финансовые результаты деятельности вашей компании в 2002 году?
Геннадий Сочилин: Мы пока не подводим годовые итоги, поскольку не завершили еще свой первый год работы продажи мы начали в мае 2002 года. Финансовые результаты мы будем объявлять в мае-июне 2003 года после прохождения аудита.
Сейчас мы соотносим свою ежемесячную долю продаж с долями ближайших конкурентов. Цель, ранее озвученная нами, осталась прежней достижение на российском рынке ноутбуков доли в 10-15%. Пока средние ежемесячные темпы роста продаж составляют 44%. В декабре 2002 года российский рынок ноутбуков составил 16 тыс. устройств, соответственно наша доля в нем порядка 6%. Такие результаты и темп роста нас вполне устраивают и дают надежду на выполнение поставленной цели в 2003 году.
Говоря о продажах, отмечу, что ежемесячно мы наблюдаем перетекание спроса от одного модельного ряда к другому. Можно сказать, потребитель пробует «на вкус» ноутбуки iRU и, как следствие, оптовые клиенты приобретают каждый месяц разные модели. И только по завершении года работы можно будет составить правильную сезонную картину продаж, выявив наиболее популярный модельный ряд.
В текущем финансовом году для нас важнее всего было создать законченный «коробочный» продукт, удобный для продажи. И мы сделали это. Нашей маркетинговой задачей было информирование потребителей и участников рынка о появлении нашей техники. А коммерческой целью максимальное присутствие ноутбуков iRU в розничных торговых сетях. И ее нам удалось достичь.
CNews.ru: Насколько сложно товарам новых игроков IT-рынка «проникнуть» на прилавки розничных торговых сетей? Какую роль в этом процессе играет цена продвигаемых продуктов?
Геннадий Сочилин: Должен сказать, что с торговыми сетями достаточно сложно договориться. У них нет единых правил, у каждой сети своя система отчетности и учета товаров, свои требования к поставщикам. Торговые сети тщательно следят за российским законодательством, поскольку постоянно подвергаются проверкам. Соответственно, продаваемый ими продукт не должен создавать проблем этим компаниям.
Все эти разнообразные требования отразились на нашем продукте. iRU одна из немногих компаний, «до последней буквы» исполнившая все требования Российского торгового законодательства. Общаясь с розничными сетями, мы фактически постарались максимально адаптировать технику для розничной продажи. Мы создали не просто высокотехнологичный товар, а, прежде всего, «коробочный» товар, который может продать с полки любой реселлер, не обладающий специальными знаниями и навыками.
На основе опыта западных компаний были созданы и сопровождающие продажи материалы (вплоть до подставок под ценники), помогающие в реализации нашего продукта. Была разработана и внедрена система обучения торгового персонала партнеров.
Если коснуться ценового позиционирования, то мы стремимся занимать ценовую нишу несколько ниже западных брендов, но выше российских. В 2002 году мы фактически платили ценой товара за вхождение на рынок.
CNews.ru: Какие планы компании не удалось реализовать в 2002 году?
Геннадий Сочилин: Честно говоря, в ноябре и декабре прошедшего года у нас наблюдались некоторое снижение плановых продаж (из запланированных тысячи ста ноутбуков, мы продали порядка 940 штук).
Некоторым разочарованием для нас стала не столь высокая готовность отечественных покупателей воспринимать российскую марку ноутбуков. При этом уже появился потребитель, готовый покупать по газетным объявлениям ноутбуки, собранные «на коленках» за 2-3 часа безо всякого тестирования и соблюдения технологических норм. Это парадокс российского рынка: часть потребителей готова платить за некачественный товар, который может сломаться уже через два дня. Другая же часть с удовольствием переплачивает за «иномарку», выполненную из тех же самых комплектующих и по тем же технологическим стандартам, что и качественная российская техника
CNews.ru: Какие задачи поставлены на 2003 год, помимо уже упоминавшихся вами?
Геннадий Сочилин: Поскольку торговая марка iRU задумывалась как бренд высокотехнологичных товаров, то одной из нашей задачей является расширение ассортимента выпускаемой техники Hi-Tech. В дальнейшем под этой торговой маркой, помимо ноутбуков, могут появиться карманные компьютеры и цифровые камеры.
Наши коммерческие цели на 2003 год доля в 10-15% на рынке ноутбуков. Новая рекламная активность iRU начинается уже в феврале. Мы хотим стать первой по-настоящему национальной российской компьютерной торговой маркой. Наступивший год мы посвятим формированию образа бренда, который стремимся донести до нашего потребителя.
На сегодняшний день на рынке компьютерных систем нет национальных торговых марок, есть «канальные» торговые марки. Если вычесть из их объема продаж технику, поставляемую под различные проекты, и оставить «свободные» продажи, то окажется, что за их брендом люди не идут в магазин приходят просто за «компьютером».
Сейчас все отечественные ноутбуки собираются российскими компаниями из зарубежных комплектующих. Понятно, что компоненты сделаны на ограниченном числе азиатских заводов, где стоимость производства существенно ниже, чем где-либо. И продукция iRU фактически ничем не отличается от продукции любой другой западной компании. Разница лишь в позиционировании продуктов, а также в том, где именно производится финальная сборка и предпродажная подготовка.
Мы собираем ноутбуки в России, а могли бы делать это в Азии, как и большинство западных брендов. Но тогда, кроме таможенных пошлин, НДС и налога с продаж мы ничего бы не платили государству. Нам не нужно было бы содержать цех с высококвалифицированным персоналом, отдел разработки и внедрения и т.д.
Наше присутствие здесь это налоги с зарплат, налоги с ввоза товаров, создание новых рабочих мест. Кроме того, наша компания оказывает поддержку спортивным и образовательным российским программам. Условно говоря, страна получает больше оттого, что мы здесь. А нам присутствие в России дает возможность быть ближе к потребителю.