Глеб Мишин: ИТ-рынок постепенно становится менее зависим от государственных закупок
Своим видением тенденций в развитии рынка компьютерной техники в России в интервью CNews.ru делятся Глеб Мишин, генеральный менеджер Acer CIS и коммерческий директор по работе с партнерами компании Григорий Низовский.
CNews.ru: Какие тенденции на ИТ-рынке России, на ваш взгляд, были определяющими в 2003 году?
Глеб Мишин: Несомненно, основной тенденцией в 2003 году являлся рост инвестиций в ИТ-сектор во всех сегментах рынка. Для Acer ввиду специфики производимого оборудования, конечно же, наиболее интересен рост в сегменте малого и среднего бизнеса, а также домашних пользователей компьютеров. Например, при росте рынка ПК (включая ноутбуки) около 23%, я оцениваю рост рынка среднего и малого бизнеса плюс домашних пользователей за 2004 год около 50%. Это очень отрадно и дает надежду на то, что ИТ-рынок постепенно становится менее зависим от государственных закупок. На настоящий момент доля государственных закупок, к сожалению, чрезвычайно велика.
Как следствие роста потребительского сегмента ИТ радует динамика продаж ноутбуков. Между тем, при неуклонном снижении стоимости на все типы оборудования, разница в стоимости между ноутбуками и аналогичными настольными компьютерами быстро уменьшается. Ситуация очень напоминает историю с ЖК-мониторами, не исключено, что в ближайшем будущем нас ждет «всеобщая мобилизация».
Кроме того, популяризация ИТ все более стирает границы между бытовой и «вычислительной» техникой, что опять же открывает новые горизонты для применения ИТ. Хотя, в таком контексте правильнее говорить о цифровых технологиях, которые являясь, на мой взгляд, более общим понятием, все более ассоциируются и идентифицируются с ИТ.
CNews.ru: Одной из основных проблем иностранных поставщиков ноутбуков в России стали проблемы с логистикой и дефицит продукции. Удалось ли Acer избежать данной проблемы или кризисные ситуации в 2003 году все же были?
Глеб Мишин: Пройдя через сложный этап реструктуризации в 2002 году, компания обрела новые конкурентные преимущества, среди которых диверсифицированная система поставщиков. И если нам не удалось в полной мере избежать проблем с поставками ЖК-мониторов, дефицит которых ощущается и в настоящее время, то с поставками ноутбуков мы не испытывали абсолютно никаких проблем. Более того, в 2003 году нам удалось заложить солидный базис для развития в 2004. По нашим прогнозам за 1-й квартал 2004 года мы продадим такое же количество ноутбуков как за весь 2003 год.
Что касается логистики, то не секрет, что Россия не производит необходимого набора компонентов для современной вычислительной техники, поэтому все производители, в том числе и российские, поставлены в равные условия, тем более иностранные производители мирового класса.
CNews.ru: Какова динамика развития российского офиса Acer в сравнении с представительствами компании в других странах?
Глеб Мишин: Долгое время Acer не уделял российскому рынку достаточного внимания, предпочитая инвестировать в более прогнозируемые рынки Западной Европы. Сфокусированные инвестиции привели к ожидаемым и блестящим результатам. По отчетам независимых аналитических агентств Acer занял 1-е место в Европе по поставкам ноутбуков и ЖК-мониторов по результатам 4-го квартала 2003 года.
Однако динамика развития ИТ-рынка в России, политическая стабильность и выдающиеся результаты 2003 года российского Acer перевели нашу страну в группу приоритетных стран для Acer. Пусть объемы наших продаж в России пока не соответствуют лидирующей позиции, но они подчиняются жесткому плану и отлично прогнозируются, ввиду 100% продаж через дистрибьюторский канал. Все перечисленное позволяет нам с чрезвычайным оптимизмом смотреть в будущее, думаю, что не за горами тот день, когда ИТ-рейтинги будут начинаться с компании Acer.
CNews.ru: Какова была структура ваших региональных продаж в 2003 году? Планируете ли вы в ближайшее время расширять число своих партнеров в регионах России?
Глеб Мишин: В 2003 году усилия представительства были сосредоточены в основном на Москве и Санкт-Петербурге. Между тем, на регионы за исключением упомянутых приходится около 20% всех наших продаж.
В Acer действует постоянная программа авторизации партнеров. Стать партнером Acer достаточно легко, необходимо лишь выполнить ряд условий и регулярно продавать технику производства Acer. Авторизованным партнерам немедленно доступны все маркетинговые программы Acer в России. Более того, понимая региональную специфику, мы регулярно проводим специальные акции и программы в поддержку наших региональных партнеров.
CNews.ru: Какую долю в продажах ноутбуков Acer в России занимают продажи ноутбуков экономичного класса? Как изменилась ценовая политика компании в 2003 году?
Григорий Низовский: По классификации, принятой нашей компанией, среди моделей ноутбуков Acer, поставляемых сейчас в Россию, в категорию ноутбуков «эконом класса» попадает сразу три серии: TravelMate 240 на базе Intel Celeron, TravelMate 250 на базе Intel Pentium 4 и TravelMate 290 на базе Intel Centrino. В 2003 году поставки моделей этих серий, или им предшествующих, составили 62% от общего объема поставок в штуках. Вместе с тем единой базы для классификации нет и многие поставщики, работающие на российском рынке, позиционируют ноутбуки, например, близкие по своей функциональности к той же 290 серии, как «бизнес класс». Поэтому для удобства сравнений приведу также такую статистику: доля ноутбуков на базе процессоров Intel Celeron ( TravelMate серии 240 и модели ей предшествующие) составила 44%, доля ноутбуков с розничной ценой до 1000 долл. составила 21%, а доля ноутбуков с розничной ценой от 1000 до 1500 долл. составила 40%. Интересным и важным является то, что доля ноутбуков с розничной ценой свыше 2000 долл. составила 28%, а доля моделей TravelMate серии 800 ноутбуков «премиум бизнес класса» на базе Intel Centrino составила почти 15%.
Московское представительство Acer имеет достаточную степень свободы в определении ценовой политики в России. В 2003 году мы вели про-активную ценовую политику, которая была направлена на достижение финансовых целей, стоявших перед нашей компанией. В разных ценовых и функциональных сегментах мы действовали по-разному. Например, расширяли рынок и привлекали новых клиентов за счет нового уровня цен. Где-то предлагали лучшее чем у конкурентов соотношение цена/функциональность и качество. В каких-то случаях намеренно адресовали лишь потребителей с максимальной покупательной способностью, предлагая им продукты с уникальным сочетанием технологий.
CNews.ru: Вы упомянули, что в последние кварталы 2003 года Acer занимала первые места среди поставщиков ЖК-мониторов в Европе. Каковы ваши успехи в аналогичном сегмента российского рынка?
Глеб Мишин: Действительно, Acer показал блестящие результаты в Европе в 2004 году, заняв 1-е места по продажам ноутбуков и ЖК-мониторов, несмотря на то, что в 2002 году Acer вынужден, был полностью воссоздать мониторный бизнес. Прежняя линейка продукции отошла в ныне конкурирующую с Acer компанию.
Однако, как упоминалось ранее, ввиду дефицита ЖК-панелей мы не смогли выйти на ведущие позиции в России, но, между тем, занимаем достойное место среди производителей ЖК-мониторов. Очень скоро мы сможем объявить о победах в конкурсах на поставку ЖК-мониторов в очень авторитетные государственные структуры, что говорит о признании качества Acer и росте популярности нашей торговой марки.
CNews.ru: В прошлом году вы занимали первые места по поставкам планшетных ПК в регионе EMEA. Насколько, по вашим оценкам, эти продукты интересны сейчас российским пользователям? Какое место планшетные ПК занимают в стратегии Acer в России?
Григорий Низовский: Успех наших продуктов и сейчас и тогда состоит в том, что мы предлагаем не просто планшетные ПК, но мобильные ПК с функциональностью планшетов, объединяющие и другие интересные и востребованные технологии. При этом делаем мы это своевременно. Свой первый планшетный ПК на платформе Intel Centrino мы представили в России еще в июне 2003, а в 4 квартале мы представили 14" модель со встроенным отсеком для оптических накопителей. Наши конкуренты повторили некоторые из наших шагов лишь месяцы спустя. Известно, что существенным ограничением для роста популярности планшетных ПК в России является отсутствие локализации операционной системы. Если это ограничение будет снято в этом году, то мы ожидаем существенного роста поставок наших планшетов. Будут сформированы новые цены и никто тогда сможет устоять перед соблазном доплатить 150 200 долл. и получить современный ноутбук с функциональностью планшета. Тем не менее, эту ситуацию мы рассматриваем скорее как возможный бонус. Формируя свои планы в России на 2004 год мы исходили из того, что этого не произойдет.
CNews.ru: Каковы ваши планы относительно представления новых решений для сегмента малого и среднего бизнеса? Какого рода технологии будут пользоваться здесь наибольшим спросом в 2004 году?
Григорий Низовский: Мы считаем, что в 2004 году в данном сегменте пользователей наиболее популярной может стать идея замены настольных ПК на мобильные. Нам такая идея тоже нравится. Будем ее популяризировать и предлагать продукты с оптимальным соотношением цена/качество и функциональность. Кроме того, у нас есть ряд инициатив в области серверных решений, о которых мы в этом году еще расскажем. В целом концепция наших решений для малого и средного бизнеса может быть сформулирована следующей фразой: профессиональные решения для непрофессионалов в ИТ.
CNews.ru: Ваши коллеги говорят о том, что следующей заметной инновацией на рынке ноутбуков станет технология WiMAX. Как вы оцениваете перспективы появления данной технологии на массовом рынке?
Григорий Низовский: В том, что к определенному моменту на рынке появится достаточное количество моделей ноутбуков, поддерживающих протокол 802.16a, у нас сомнений нет никаких. Также не может быть сомнений в его преимуществах и в том, что он быстро завоюет популярность хотя бы потому что станет де-факто стандартным решением в качестве протокола беспроводной связи. Насколько он реально будет востребован в России и, попросту говоря, насколько покупатель с большим желанием купить ноутбук а не ПК, принимая во внимание то, что первый оснащен модулем 802.16a , оценивать не берусь. Мы всегда с некоторой осторожностью относимся к преимуществам, которые, возможно, будет нельзя ощутить сразу после того, как за продукт отданы деньги. Ведь точки доступа в России кто-то должен построить и это не зависит от отношений покупателя с производителем ноутбуков
CNews.ru: Какие задачи стоят перед Acer в 2004 году?
Глеб Мишин: Говоря о планах Acer в мире, необходимо отметить два приоритетных направления развития. Первое географическая экспансия. Заняв ведущее положение в Западной Европе, Acer планирует серьезно усилить свое присутствие в Америках и Восточной Европе. При этом в Восточной Европе ставка делается на Россию.
Второе развитие предложения продукции со стороны Acer. Сохраняя лидерство на рынке ноутбуков и ЖК мониторов, Acer планирует, прежде всего, взрывное увеличение продаж настольных компьютеров, как для домашних пользователей, так и в корпоративном сегменте. Более того, Acer продолжит работу над новым предложением в смежных направлениях и вскоре представит линейку ЖК-телевизоров. При лучших качественных характеристиках ЖК-телевизоры размером от 26" до 32" будут стоить вдвое дешевле, чем плазменные панели аналогичных размеров. Несомненно, имеет перспективы рынок устройств доступа к беспроводной связи. Также будет развиваться направление мультимедийных устройств: проекторы, MP3 плееры, флэш устройства и т.п.
В России мы планируем, как минимум, удвоение объемов продаж, возврат на рынок федеральных проектов, увеличение продаж ноутбуков и ЖК мониторов 3 раза. Первые весьма значительные успехи мы анонсируем уже в начале апреля. Нет сомнений, что в год 10-летия в России Acer достигнет результатов, достойных мировой торговой марки первой величины.