Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Врам Александрян: В условиях консолидации рынка возрастает роль интеграции ПО в единую ИС предприятия

Врам АлександрянНа вопросы CNews отвечает Врам Александрян, вице-президент консалтинговой группы «Борлас».

CNews: «Дорос» ли уже, на ваш взгляд, российский рынок до интеллектуальной «надстройки» (BI) к ERP? Или пока что системы управления ресурсами вполне покрывают его базовые потребности?

Врам Александрян: Российский рынок, безусловно, дорос до интеллектуальных «надстроек» к ERP, причем дорос он еще до 2004 года, поскольку в том или ином виде подобные системы внедрялись и ранее. При этом, действительно, системы управления ресурсами покрывают базовые потребности и охват отечественных предприятий учетными и ERP-системами уже весьма велик. Такие системы содержат полную и достоверную информацию о деятельности предприятия. Однако руководителям предприятий требуется большее: для принятия управленческих решений необходимы инструменты оперативного анализа информации, то есть те самые BI-системы.

CNews: Насколько заметно, из вашей практики, сказывается тенденция к консолидации российского рынка на увеличении спроса на интеграционные программные продукты?

Врам Александрян: Корпоративный ИТ-рынок растет, на российских предприятиях полным ходом идет внедрение различных программных бизнес-приложений. При этом в минувшем году в отечественном бизнесе стали особенно заметны тенденции консолидации, процессы укрупнения бизнеса, объединения предприятий. Это влечет за собой необходимость создания единого информационного поля холдинга и, соответственно, требуется в том или ином виде интегрировать различное ПО дочерних предприятий, их информационные системы. Таким образом, растет спрос на интеграционные программные продукты.

Тем более, что многие просто не готовы к революционным изменениям, к тому, чтобы все предприятия поставить под единую информационную систему, т.е. есть интерес и к горизонтальной интеграции программных продуктов.

Отмечу также, что растет не только спрос, растет и активность производителей, продвигающих свои интеграционные программные продукты. Это положительно сказывается на повышении значимости задачи интеграции как таковой. Однако в таких проектах особенно важна составляющая консалтинга и других услуг по интеграции приложения, а именно в этой части предложение на рынке пока отстает от спроса.

CNews: Существует ли на рынке интеграционных решений в России ниша, которую смогут занять российские разработчики ПО?

Врам Александрян: Безусловно, на отечественном рынке интеграционных решений существует такая ниша. Есть много задач, продуктов, решений, которые требуют написания интерфейсов и т.п., то есть того, чем могут заниматься российские разработчики.

CNews: Какие еще ИТ-задачи, наряду с интеграцией приложений, возникают при объединении предприятий в холдинги (консолидации)?

Врам Александрян: Возникают задачи разумного уровня консолидации и унификации ИТ-инфраструктуры различных предприятий, входящих в холдинг.

CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, будут определять развитие российского рынка интеграции в ближайший год?

Врам Александрян: Очевидно, со стороны крупных промышленных конгломератов все больше будет затребована способность поставщика наименее болезненно проводить интеграцию. Есть революционный путь — все «снести» и поставить единую информационную систему «с нуля». С точки зрения претворения в жизнь, это, казалось бы, самый легкий путь, но, с другой стороны, и наиболее болезненный. Другой путь — эволюционный: это интеграция различных систем.

Какой же должна быть единая система? Это зависит от интересов хозяина бизнеса. Если большой конгломерат предприятий состоит из более-менее независимых хозяйствующих субъектов, то, в принципе, единую, покрывающую все и вся информационную систему создавать, очевидно, не следует. Руководителям холдинга, акционерам интересны данные обобщающего характера, поэтому здесь следует идти по пути получения консолидированных данных и обработки этих данных на уровне, достаточном владельцам бизнеса для получения управленческой информации. Если степень детализации информации нужна более подробная, то, естественно, надо спускаться на уровень отдельных систем, здесь трудоемкость интеграции может возрасти в разы, на порядки, и наступит момент, когда процессы интеграции окажутся сложнее, более трудоемкими и затратными, чем построение новой, единой информационной системы. Где-то между этими Сциллой и Харибдой должно быть принято оптимальное с точки зрения затрат и пожеланий заказчика решение, оптимальное с точки зрения соотношения параметров «трудоемкость — деньги — желания». Здесь и нужен консультант, очень важна его роль, компетентность, способность оценить бизнес-потребности и возможности заказчика и предложить последнему «золотую середину».

Безусловно, есть и задачи такого плана, как ИТ-инфраструктура в холдингах, созданных на базе давно работающих предприятий, со сформировавшимися информационными системами. У каждого предприятия своя инфраструктура, зачастую различное программное обеспечение, оборудование различных производителей, они весьма разнородны. Когда речь идет о формировании единой политики управления холдингом, то возникают вопросы унификации ИТ-инфраструктуры, во всяком случае, с точки зрения дальнейшего развития. Это тоже задача консультантов. Консалтинговая компания здесь должна разработать некую политику развития, опять же, идя по пути оптимизации расходов и трудоемкости.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS