|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как вы оцениваете темпы восстановления российского телеком-рынка от кризисных последствий - по итогам 2010 г.?
Константин Юнов: На мой взгляд, кризис сыграл положительную роль. Для себя мы решили, что кризис как раз такое время, когда нужно реализовывать возможности. Поэтому мы были, может быть, единственной компанией в России, которая в год кризиса увеличила инвестиционную программу. Начиная с 2008 г. мы начали активно инвестировать в сети третьего поколения (3G) как в основу для роста компании. В результате собственного строительства и покупки в 2010 г. компании «Синтерра» у «МегаФона» сейчас вторая в России по протяженности после «Ростелекома» магистральная транспортная сеть. Путем активизации на рынке нашей компании удалось занять второе место по выручке среди операторов мобильной связи.
Естественно, теперь наша задача – стать первыми. Другой вопрос, какой ценой. Конечно, можно раздать миллионы сим-карт клиентам, уронить рынок до отрицательных величин, доплачивая пользователям за полученные услуги. Но это не принесет никакой пользы ни нам, ни акционерам, ни, в конечном счете, потребителям, поскольку если нет нормальной конкурентной услуги, она не может развиваться. Что-то подобное мы можем наблюдать сегодня на рынке телевидения, где существует множество бесплатных программ и компаний, которые демпингуют. И это сказывается на развитии отрасли в целом.
На примере европейских операторов, у которых бывают достаточно низкие тарифы, становится очевидно, что когда бизнес не приносит деньги, не происходит развития новых услуг, да и качество доступа к интернету и передачи данных остается низким. Поэтому перед нами не стоит задача пополнения абонентской базы любой ценой. Но, конечно, быть лидером важно и акционерам, и сотрудникам компании. Как вы знаете, «МегаФон» позже всех появился на рынке, но смог догнать и даже перегнать игроков-ветеранов.
CNews: Отмечаете ли вы появление новых трендов на телекоммуникационном рынке России? Насколько они коррелируют с глобальной ситуацией?
Константин Юнов: Тренды на рынке появляются с определенной периодичностью, но, конечно, с некоторыми изменениями. Мы развиваем наиболее популярные сейчас направлениями - это виртуализация и облачные вычисления - но они не являются для нас новыми. Наша компания широко использовала виртуализацию и ранее, до того, как она стала настолько модной и получила название «облака».
Единственное отличие заключается в том, что сегодня мы стали предоставлять «облачные» услуги нашим клиентам, а не использовать эту технологию только для внутренних нужд компании. Например, наши клиенты могут заказать виртуальный сервер любого объема, любой мощности в любой точке на базе нашего самарского ЦОДа, который первым в России получил сертификат Tier 3. На базе облачных технологий успешно работают наши сервисы «МультиФон» и портал «Трава.ру», которые популярны среди пользователей.
Кроме того, трендами телеком-рынка сегодня стали конвергенция услуг и внедрение аналитических систем, позволяющих компании лучше узнать своего клиента.
CNews: Какого рода ИТ-задачи являются для операторов сегодня первостепенными? Насколько вообще ИТ-составляющая задействована в повышении конкурентоспособности в вашем сегменте?
Константин Юнов: Главная задача ИТ в любой компании - предлагать решения, которые позволяют бизнесу зарабатывать и экономить деньги. Зарабатывать оператору помогают, в первую очередь, аналитические системы, с помощью которых в условиях жесткой конкуренции можно формировать целевые предложения для клиентов. Большое значение имеют решения, способствующие повышению эффективности бизнес-процессов, например, более быстрому продвижению продуктов.
Не менее актуальными для нас являются задачи по конвергенции и ИТ-поддержке предлагаемых компанией услуг.
CNews: Как в целом можно охарактеризовать структуру ИТ-затрат в телекоме в настоящий момент? Различаются ли подходы к инвестированию в инновации у российских и иностранных игроков?
Константин Юнов: Структура ИТ-затрат телеком-рынка традиционна. Основные средства направляются на все, что связано с обслуживанием и поддержкой клиентов. Естественно, часть ресурсов ориентирована на оптимизацию внутренней деятельности оператора.
Понятно, что в первую очередь наша компания инвестирует в те проекты, которые приносят прибыль. Однако мы не забываем и о задачах, которые просто необходимо решать универсальному оператору, чтобы обслуживать, в том числе, и фиксированных клиентов.
Естественно, мы проводим анализ и сравниваем свою структуру затрат с аналогичными показателями европейских операторов. Хочу сказать, что каких-то существенных отклонений не наблюдается.
CNews: Насколько ИТ в вашем случае успевает за ростом бизнеса и изменениями в нем?
Константин Юнов: Мы постоянно отслеживаем новые тенденции, появляющиеся на рынке, и это позволяет нам корректировать свою позицию и заниматься именно тем, что востребовано в данное время. Нередки случаи, когда ИТ-подразделения подталкивают бизнес к изменениям, предлагая новые функциональные возможности.
Конечно, существуют направления, в которых мы просто обязаны соответствовать стандартным требованиям бизнеса, например, создавать решения, которые необходимы различным подразделениям компании. Одновременно, мы стараемся предлагать какие-то сервисы сами. Например, в компании реализуется крупный проект в области обработки документации, связанный с внедрением технологий штрихового кодирования, сканирования, распознавания, электронной цифровой подписи. Мы создаем интеллектуальную библиотеку, которая будет интегрирована с ERP-системой и позволит отказаться от ручной обработки данных. Это позволит ускорить бизнес-процессы, сделать более прозрачным сам механизм предоставления услуг.
CNews: Расскажите о наиболее значимых ИТ-проектах, реализованных вашей компанией в 2010 г.
Константин Юнов: Прежде всего, в 2010 г. мы запустили центральное хранилище данных. Теперь вся биллинговая информация обновляется в нем каждые 4 часа. Меньшего промежутка времени просто не требуется ни для бизнеса, ни для аналитики. В дальнейшем мы собираемся развивать это хранилище, подключать новые интерфейсы. Несмотря на то, что биллинг составляет около 70% всех данных, существуют еще финансовые системы, данные об интернет-ресурсах, на которые заходил клиент, его звонки в службу поддержки и т.д. В конечном итоге любой контакт абонента с компанией войдет в состав профиля клиента, что позволит предоставить ему наилучшие условия для работы именно с нами.
Существуют еще и внутренние проекты. Например, мы полностью перешли на расчет заработной платы и управление командировками в SAP. Это позволило существенно сэкономить рабочее время сотрудников, отказаться от множества бумаг.
Естественно, что после объединения с «Синтеррой» были проведены работы по внедрению системы обслуживания фиксированных абонентов, прежде всего в Санкт-Петербурге и на Урале. Эта система пока еще дорабатывается и в дальнейшем станет универсальной, но уже сейчас она позволила не прерывать обслуживания клиентов и, соответственно, не потерять клиентскую базу.
CNews: Какова стратегия вашего развития на ближайшую перспективу? На каких направлениях вы планируете сфокусироваться?
Константин Юнов: Основными направлениями являются развитие аналитических и биллинговых систем, о которых я уже говорил. Кроме того, мы занимается созданием универсального инструмента для бизнеса, позволяющего формировать пакетные предложения и в мобильном, и в фиксированном сегментах.
Помимо этого, существует достаточно много проектов, направленных на расширение функциональности, которую мы предоставляем внутренним пользователям. Например, проект под девизом: «Требуйте от ИТ большего», который позволит нам более эффективно использовать ресурсы. Это очень важно в условиях усложнения бизнеса, связанного с тем, что у нас появился полномасштабный фиксированный сегмент.
Большое внимание мы уделяем сейчас портальным решениям как эффективному средству коммуникации и организации проектной работы. Кроме того, мы хотим использовать портальные решения как инструмент для отработки вэб-приложений, в частности, оптимизации работы клиентов по географически разнесенным объектам. Понятно, что если бы мы разместили свой портал здесь, в Москве, то пользователи с Дальнего Востока работали бы с ним с большой задержкой. Поэтому мы разносим различные модули, используем технологии виртуализации с помощью самарского ЦОДа. Именно на примере портала мы хотим отработать сервисы, которые потом будут предоставлены не только внутренним, но и внешним пользователям. Необходимо определить оптимальные маршруты – ведь клиенту важна не абстрактная скорость доступа в интернет, а скорость доступа к определенному ресурсу.
Мы реализуем проект с питерским метрополитеном, в рамках которого отрабатываем технологию оплаты за проезд с помощью наклейки на мобильный телефон или на другое устройство.
Думаю, что в ближайшее время мобильная коммерция будет активно развиваться. Уже сейчас соответствующие законопроекты внесены в ГосДуму, и когда они будут приняты, появится возможность полномасштабно использовать телефон для мобильной оплаты услуг. «МегаФон» также уже предлагал Олимпийскому комитету использовать мобильные технологии для того, чтобы обеспечить доступ сотрудников или гостей Олимпиады на объекты. Надеюсь, эта инициатива будет поддержана.
До конца 2011 г. мы собираемся сделать услуги 3G доступными 95% населения России. На мой взгляд, это очень важно с точки зрения преодоления цифрового неравенства. Ведь все предлагаемые клиентам услуги и приложения доступны только при наличии скоростного выхода в интернет. А в нашей стране очень низкий уровень проникновения компьютеров – около 30%, в то время как в США, например, 105%. Зато широкое распространение получили смартфоны, и благодаря 3G мы сможем сделать услуги доступными каждому гражданину.
CNews: А есть ли смысл развивать 3G, если на подходе технология 4G?
Константин Юнов: Мы сейчас тестируем технологии LTE в Краснодарском крае на олимпийских объектах. В феврале этого года мы продемонстрировали руководству страны возможности работы в сети со скоростью 90 Мб/с. Эта скорость позволила обеспечить высокое качество онлайн-трансляции мужского этапа соревнований Кубка Европы с первой олимпийской трассы горнолыжного курорта Красная Поляна. Миллионы абонентов «МегаФона» могли наблюдать за знаковым спортивным событием со своих мобильных телефонов. Однако, что касается мобильного доступа, то, во-первых, клиенту не всегда нужна скорость выше той, которую дает 3G, т.е. выше 42 Мб/с. Ведь скорость ШПД, существующего в Москве, в среднем составляет 5 Мб/с. В любом случае, наши базовые станции оборудованы так, что их несложно модернизировать до 4G.
CNews: Готовы ли вы противостоять конкуренции со стороны интернет-компаний, таких как Skype, Google и т.п.?
Константин Юнов:
Наибольшая опасность для операторов связи, на мой взгляд, в большей степени исходит со стороны компаний, которые пытаются использовать мобильных операторов просто как инфраструктуру. Развитие многочисленных приложений и сервисов приводит к тому, что пользователь воспринимает именно авторов сервисов как носителя услуги, а оператора – просто как способ ее получения. При этом контентные компании и компании – производители устройств не собираются создавать собственную инфраструктуру, а пытаются зарабатывать исключительно на сервисах.
Как вы знаете, недавно за рубежом была попытка провести законопроект о нейтральности сети, в котором предусматривалась одинаковая стоимость трафика для всех абонентов во всех сетях. Принятие этого законопроекта привело бы к обезличиванию операторов, а основная часть прибыли досталась бы создателю устройства. При этом пользователи не задумываются о том, что если тот, кто содержит инфраструктуру, не будет получать прибыль, не сможет развивать сети и обеспечивать должное качество. В таком случае устройства станут бесполезны.
Конечно, мы развиваемся и в сервисном направлении, так как понимаем, что в первую очередь клиента интересует сама услуга. Мы cобираемся заниматься контентом, оказывать клиентам услуги в интернете, создаем собственные приложения, сервисы. Одновременно мы занимаемся вопросами тарификации и управления трафиком. Мы прекрасно понимаем, что работаем на высоко конкурентном рынке и сегодня это уже не только конкуренция среди операторов связи. Но с другой стороны, эти компании создают на рынке хорошую спортивную среду, которая заставляет нас развиваться быстрее и создавать уникальные инновационные решения.
CNews: Спасибо.