|
|
Обзор
Рынок ИТ: итоги 2011Обзор подготовлен
Продажи «таблеток» и «умных» телефонов растут рекордными темпами. При этом новые гаджеты не заменяют традиционные ПК, а дополняют другие устройства.
По данным Gartner, в 2011 г. было продано 60 млн планшетных устройств, и это еще не предел – в 2012 г. будет реализовано 118,9 млн «таблеток», предсказывают аналитики. Ожидается, что в этом году Apple займет 61,4% мирового рынка по объемам продаж конечным потребителям, Android будет принадлежать 31,9% рынка, а Windows - 4,1%. В дальнейшем разрыв между iOS и Android сократится, тем не менее, Apple продолжит занимать лидирующую позицию по величине рыночной доли. В то же время доля Windows вырастет до 11,8%, считают в Gartner.
В 2011 г. в Россию было поставлено 928,5 тысяч планшетных устройств, что в 10,4 раза больше, чем в 2010 году, когда рынок только начал свое бурное развитие, говорится в материалах IDC. Лидером была компания Apple (40%), но ее доля сократилась по сравнению с 2010 г. из-за выхода большого количества устройств на Android. Вторым по величине поставщиком c долей в 20% оказалась компания Acer. На данный момент главными покупателями планшетов выступают индивидуальные пользователи, корпоративный сектор пока присматривается к новым гаджетам, но ситуация может измениться с появлением устройств на Windows 8. Сдерживающим фактором для распространения планшетов в России будет наличие беспроводных широкополосных сетей доступа к интернету.
Мировой рынок мобильных телефонов продемонстрировал рост в прошлом году, при этом быстрее всего увеличивались продажи «умных» трубок. По данным Gartner, в 2011 г. было продано 1,77 млрд. мобильных устройств (+11% по отношению к 2010 г.), при этом продажи смартфонов подскочили на 58% до 472 млн. штук. Согласно статистике Strategy Analytics, в 2011 г. в каналы продаж было отгружено 1,55 млрд. телефонов (+14,1% по отношению к показателю годовалой давности), из них к категории смартфонов относятся 488,5 млн. аппаратов (рост на 63%).
Мировые продажи мобильных телефонов конечным потребителям в 2011 г. (тыс. шт.)
Компания | 2011 | Доля рынка в 2011, % | 2010 | Доля рынка в 2010, % |
Nokia | 422478,3 | 23,8 | 461318,2 | 28,9 |
Samsung | 313904,2 | 17,7 | 281065,8 | 17,6 |
Apple | 89263,2 | 5 | 46598,3 | 2,9 |
LG Electronics | 86370,9 | 4,9 | 114154,6 | 7,1 |
ZTE | 56881,8 | 3,2 | 29686 | 1,9 |
ResearchInMotion | 51541,9 | 2,9 | 49651,6 | 3,1 |
HTC | 43266,9 | 2,4 | 24688,4 | 1,5 |
Huawei | 40663,4 | 2,3 | 23814,7 | 1,5 |
Motorola | 40269 | 2,3 | 38553,7 | 2,4 |
SonyEricsson | 32597,5 | 1,8 | 41819,2 | 2,6 |
Прочие | 597326,9 | 33,7 | 485452 | 30,4 |
Всего | 1774564,1 | 100 | 1596802,4 | 100 |
Источник: Gartner, 2012
Главный тренд года - замедление роста рынка мобильных телефонов, сопровождающееся резким ростом в сегменте смартфонов, которые становятся дешевле и доступнее. Вторая тенденция это падение продаж телефонов Nokia. По данным StrategyAnalytics, доля финской компании в мировом «пироге» сократилась с 33% до 26,9%, а по подсчетам Gartner, с 28,9% до 23,8%. Впрочем, игроку номер два компании Samsungтак и не удалось догнать производителя из предместий Хельсинки по общему количеству поставленных аппаратов.
Поставки смартфонов на мировой рынок (млн штук)
Компания | 2010 | 2011 | Доля в 2010 | Доля в 2011 |
Nokia | 100,1 | 77,3 | 33,40% | 15,80% |
Samsung | 23,9 | 97,4 | 8,00% | 19,90% |
Apple | 47,5 | 93,0 | 15,90% | 19% |
прочие | 128,0 | 220,8 | 42,70% | 45,2% |
Источник: Strategy Analytics, 2012
Для России характерны те же тенденции, что и для остального мира, с поправкой на традиционно более сильные позиции Nokia. По оценке IDC, в 2010 г. на российский рынок было поставлено 40,92 мобильных телефонов, из 21% или 8,67 млн. устройств относятся к классу смартфонов. По данным «Евросети», за год в России было продано 7,5 млн. телефонов этой категории, «Связной» дает цифру в 7,6 млн.
Продажи смартфонов продолжают расти благодаря тому, что они спускаются в средние ценовые сегменты. Так, по итогам 2011 г. почти половина продаж пришлась на аппараты стоимостью до 7,5 тыс. руб., годом ранее на них приходилось лишь 25%. Основу доступных смартфонов составляет продукция компаний Nokia и Samsung. В верхнем ценовом сегменте (свыше 25 тыс. руб.) по-прежнему доминирует Apple. При этом аппараты на базе Android наращивают свою долю во всех ценовых сегментах. Номером один на отечественном рынке смартфонов как в натуральном, так и в денежном выражении по итогам 2011 г. осталась Nokia, несмотря на значительную потерю доли (47% против 69% в натуральном выражении в 2010 г). Самым быстрорастущим производителем оказался Samsung, доля которого выросла с 9% до 29%, говорится в материалах «Связного».
Несмотря на то, что продажи планшетов и смартфонов стремительно растут, а традиционных ПК замедляются, первые устройства вряд ли могут заменить вторые. «Начало "эры Post-PC", завершения эпохи персональных компьютеров предвещалось уже более десяти лет назад. Еще в 2000-м тогдашние ведущие идеологи ИТ -- Лу Герстнер, Ларри Эллисон, Стив Джобс -- предрекали скорый закат традиционным ПК. С тех пор прошло десятилетие, а компьютеры так и стоят на наших столах», - комментирует представитель аналитической группы Smartmarketing Светлана Завьялова.
Каннибализации рыночной доли традиционных ПК не происходит, уверен аналитик J`son&Partners Сергей Савин: «Планшеты это развлекательные устройства, а для смартфонов все равно главное функцией остается сотовая связь. Также есть ограничения по размеру экрана и вычислительным мощностям. В перспективе может появиться универсальный гаджет, который сможет подключаться к любым внешним системам и заменит все известные сейчас устройства, но пока об этом говорить рано».
«У каждого устройства есть свое место и своя ниша, - согласна Завьялова. - Смартфон - средство связи в эпоху цифровых коммуникаций, планшет - способ потребления контента, ноутбук - средство производства контента, ПК, по меткому определению Intel, занимает место "центра цифровой Вселенной». Другое дело, что раньше технологии не позволяли создать столь же доступных по цене устройств, не превращая их в буквально в "огрызки". Но все эти сегменты растут и развиваются вместе, подталкивая и стимулируя популярность друг друга».
В цифровом мире действует логика «и» вместо «или», причем функции перетекают между устройствами самых разных типов, например, в фотоаппаратах появляются навигаторы, а планшеты превращаются в медиаплееры. «Даже MP3-плееры сегодня существуют как отдельные устройства, хотя, казалось бы, играть музыку сегодня способны даже мыши, - рассказывает Светлана Завьялова. - Граница давно проходит не по функциям, а по удобству: пользоваться навигатором с большим экраном в автомобиле удобнее, чем прокладывать маршрут на смартфоне, а разница между планшетами с TFT-экранами и ридерами с E-Ink наглядно видна на пляже».
Павел Лебедев