|
|
Российские банки приступают к автоматизации выпуска отчетности для Банка России, даже несмотря на сокращение ИТ-бюджетов. Самой привлекательной платформой для решения этой задачи становятся BPM-системы. Именно поэтому впервые в 2008 году BPM-решения, ориентированные на выпуск регулятивной отчетности, стали так же востребованы, как традиционно популярные решения для финансовой консолидации и планирования и бюджетирования.
В фокусе анализа – «классические» BPM-системы (Business Performance Management –управлениt эффективностью бизнеса), разработанные на основе средств построения и администрирования хранилища данных, технологий управления и интеграции данных, инструментов выпуска отчетности и бизнес-анализа. «Классические» системы предлагают готовую методическую модель, реализующую ключевые BPM-процессы: планирование и бюджетирование, управление доходностью, управление рисками, финансовая консолидация и подготовка отчетности для регуляторов. Такие системы способствуют повышению качества управления бизнесом и обеспечивают поддержку принятия критически важных решений, выработку менее рискованных и максимально прибыльных стратегий в условиях финансового кризиса.
2007 г. стал годом консолидации рынка BPM-систем. Произошел ряд сделок слияний и поглощений, в результате которых на мировом рынке инструментов BPM/BI, вместо 23 независимых поставщиков, осталось несколько крупных ИТ-корпораций. Поставщики баз данных и корпоративных приложений (ERP) приобрели лидеров рынка BPM и расширили портфели своих продуктовых предложений средствами бизнес-аналитики и управления эффективностью.
2008-й год был переходным после бума слияний и поглощений: поставщики интегрировали приобретенные системы в свою продуктовую линейку, клиенты пытались сориентироваться в новом предложении. Крупные поставщики стали предлагать универсальные BI и BPM-платформы и обеспечивать их интеграцию со своими ERP-платформами, инфраструктурой хранилища, серверными, клиентскими средствами и инструментами разработчиков. Несмотря на это оставшиеся независимые поставщики продолжали играть активную роль на рынке.
В 2008 году финансовый кризис начал набирать обороты и внес свои коррективы. Главными задачами для поставщиков BPM/BI и CIO компаний-заказчиков стало оправдать инвестиции в ИT и помочь бизнесу выжить. Изменения на рынке позволили поставщикам с альтернативным подходом увидеть свою нишу на рынке более доступных BI и BPM-решений. В их числе свободно распространяемые BI-системы с открытым кодом, BPM-приложения, поставляемые по бизнес-модели SaaS (Software as a Service, «ПО как услуга»). Узкоспециализированные решения, предназначенные для конкретных подразделений, стали обретать второе дыхание.
Аналитики Gartner указывают на то, что 2009-й станет критическим годом, когда на чаше весов будет стоимость владения BPM и BI и ценность этих технологий как инструмента принятия решений в кризис. По их мнению, при выборе BPM-системы потребителям следует исходить из того, насколько система будет способствовать реализации задач, стоящих перед руководством компаний – минимизации издержек и максимизации прибыли, а также насколько она способна использовать эксплуатируемую в организации BI-платформу.
Текущая ситуация на российском рынке BPM отражает мировые тенденции, а также имеет свои особенности. Здесь альтернативу крупным западным вендорам составляют отечественные поставщики. Они предлагают решения, разработанные с использованием промышленных средств построения хранилища данных, интеграционных инструментов, систем бизнес-анализа. Эти системы выгодно отличает наличие готовой методической модели управления, ориентированной на национальную специфику и законодательство, а также стоимость, которая ниже иностранных продуктов. Функциональность по обоснованной цене – будет главным критерием выбора в кризис для большинства российских банков.
Наиболее востребованными в составе BPM-систем, по-прежнему, остаются приложения для бюджетирования и планирования, финансовой консолидации и подготовки отчетности, как управленческой, так и регулятивной. По оценке Gartner, такой приоритет функциональности не изменяется на протяжении последних трех лет.
Приложения стратегического управления и моделирования прибыли до настоящего времени широкого распространения не нашли. Хотя, как показывают опросы аналитиков Gartner, они могут получить признание в ближайшие годы. В отношении функций управления доходностью на это точно можно рассчитывать, поскольку кризис заставит организации решать задачи оптимизации: снижения расходов и повышения прибыли.
Консалтинговая компания BPM Partners дает схожую оценку приоритетов функциональности у потребителей. По данным отраслевого опроса, который компания проводит ежегодно, в 2008 году заказчики BPM выделяли бюджетирование, планирование и прогнозирование, как наиболее важные компоненты. По мнению аналитиков BPM Partners, это объясняется тем, что бюджетирование пока остается слабым местом для ряда компаний и формирует своего рода фундамент для построения систем управления эффективностью.
Почему сохраняются такие позиции востребованности BPM-компонент и почему именно они особо актуальны в кризис? Автоматизация бюджетирования, чаще всего, становится первым этапом внедрения BPM-системы, поскольку становится основой для реализации комплекса задач управления эффективностью и дает целый ряд преимуществ в краткосрочной перспективе. Во-первых, это возможность заменить устаревшие «ручные» системы на базе электронных таблиц на высокотехнологичную платформу для моделирования бюджета. Пользователи получают то, чего нет в Excel: различные алгоритмы для планирования, сценарии моделирования «что-если», взаимосвязь показателей бюджета с показателями эффективности и др. функции, которые обеспечивают автоматизацию, упрощают и ускоряют бюджетный процесс. Во-вторых, повышается качество бюджетов, что позволяет предоставить руководству более точные данные для принятия решений. И наконец, оказывается косвенное влияние на ключевые бизнес-проблемы, которые заострил кризис, такие как сокращение затрат и повышение прибыли. Бюджетные данные становятся базисом для решения задач управления доходностью: трансфертного управления ресурсами, управления эффективностью продуктовых направлений, проектов, каналов сбыта и др.
Актуальность задачи финансовой консолидации, обусловлена, с одной стороны, внутренними факторами компаний, такими как отсутствие единого согласованного источника данных для самостоятельного выпуска отчетности бизнес-пользователями, например, с помощью BI-инструментов, с другой стороны, внешними факторами такими как, усиление контроля со стороны органов надзора и повышение требований к качеству аудита данных. Приложения финансовой консолидации и отчетности призваны решить эти проблемы. Они выполняют интеграцию данных из различных источников, формируют консолидированную Главную книгу по всем подразделениям и филиалам организации с использованием стандартного плана счетов. При этом выполняется контроль и проверка данных, устранение избыточных данных, преобразование валют и другая обработка данных. Решение задачи финансовой консолидации подготавливает базу для выпуска внутренней финансовой отчетности и регулятивной отчетности.
Спрос на регулятивную отчетность в составе BPM-решений закономерен. Банки вынуждены менять распространенные на сегодня технологии подготовки обязательной отчетности. Государственный контроль над бизнесом ужесточается, растут требования к составу, срокам и детализации отчетности. В ближайшее время в США будут приняты мировые стандарты финансовой отчетности (МСФО, IFRS) в качестве обязательных. При переходе от формата US GAAP на новые стандарты отчетности компаниям придется модифицировать средства автоматизации. В зависимости от используемой технологии, они будут вынуждены вносить изменения во множество приложений или электронных таблиц, а тем, кто использует собственные разработки, придется провести огромную работу по разбору и корректировке исходного кода. В этой ситуации многие задумаются о приобретении унифицированного BPM-решения, которое упростит сам процесс подготовки отчетности и соответствия новым стандартам. Это мнение подтверждается специалистами аналитической компании Gartner, которые считают переход на МСФО еще одним фактором, стимулирующим спрос на BPM-пакеты.
В России наблюдается аналогичная ситуация, как показывает рейтинг востребованности BPM-функциональности у отечественных потребителей за последние три года, подготовленный Intersoft Lab. Первые позиции занимают функции финансовой консолидации, бюджетирования и планирования, управленческого учета. С небольшим отставанием следуют приложения для подготовки регулятивной отчетности. Стратегическому планированию российские заказчики пока ставят низкий приоритет. Кризис отодвигает эту задачу на задний план, заставляя планировать бизнес на краткосрочные периоды.
Рейтинг наиболее востребованной BPM-функциональности в 2006-2008 гг.
Источник: Intersoft Lab
Если рассматривать отраслевой портрет российского рынка BPM, то можно отметить, что основными пользователями систем остаются банки, производство и топливно-энергетический комплекс. На долю этих сегментов приходится более половины всех внедрений. Они и формируют представленную выше картину спроса на BPM-компоненты. Стоит лишь заметить, что для банков приоритет задачи подготовки регулятивной отчетности выше, чем в общем рейтинге. Это объясняется ужесточением в последнее время надзора Банка России за кредитными учреждениями и неготовностью технологий и систем, применяемых банками, к реализации новых требований по подготовке отчетности. Благодаря вниманию банков к BPM-функциональности для подготовки регулятивной отчетности, рынок BPM-систем в России показывает рост востребованности BPM-приложений для выполнения требований регуляторов.
Какие BPM-системы используют российские компании? В последние три года доля внедрений продуктов западных поставщиков была несколько выше, чем российских разработчиков. И это касается всей функциональности за исключением приложений для выпуска регулятивной отчетности. Здесь лидерство за российскими системами, разработанными под национальное законодательство. Однако события последних лет, консолидация рынка BPM в 2007 году и финансовый кризис в 2008 году, будут способствовать усилению позиций локальных поставщиков.
Во-первых, они выиграли время для развития функциональности своих продуктов, пока западные гиганты адаптировали и интегрировали приобретенные BPM-системы со своими продуктами. Во-вторых, кризис заставляет заказчиков менять ИТ-стратегии в пользу отечественных разработок. Сегодня российские компании и в первую очередь банки не приобретают дорогие западные бренды с целью повысить капитализацию – в условиях сокращенных бюджетов главным критерием выбора системы становится «цена-качество». Поэтому отечественные потребители будут обращать внимание на российские решения с развитой BPM-функциональностью, ориентированные на национальное законодательство, по разумной цене.
Соотношение рыночной доли иностранных и отечественных поставщиков в разрезе BPM-функциональности, 2006-2008 гг.
Источник: Intersoft Lab
Несмотря на то, что рынок ИТ в целом переживает спад, эксперты подчеркивают, что сегмент BPM слабо подвержен воздействию кризиса, так как эти инструменты обеспечивают клиенту высокую окупаемость вложений и помогают бизнесу справиться с возникшими трудностями. И хотя в 2008 году наблюдалось падение спроса на системы, сегодня аналитические компании Gartner, IDC и Forrester Research говорят о стабилизации и даже росте расходов на BPM/BI и хранилища данных. Поскольку Россия является частью мировой экономики, эти прогнозы справедливы и для отечественного рынка BPM-систем. Ожидать рост спроса можно вокруг задач, способных обеспечить выживание компаний в кризис, и это, прежде всего, подготовка обязательной отчетности и управление доходностью бизнеса.
Елена Королева, Александр Кудинов