|
|
Электронные платежи в России постепенно выходят из нерегулируемого правового поля. В условиях кризиса многие игроки начинают расширять портфельные решения, все чаще и чаще обращаясь к конечному потребителю. Как следствие, появляются и набирают популярность решения дистанционного обслуживания и различные мобильные сервисы, организованные по тем же принципам надежности, что и традиционные банковские системы.
Сектор электронных платежей в России включает электронные переводы, платежи с использованием банковских карт, платежи через интернет (через электронные платежные системы), а также платежи с помощью чеков и мобильных телефонов. По оценкам "Финам", объем платежей через платежные терминалы в прошлом году составил 536 млрд рублей. Через пластиковые карты было проведено транзакций на 882,7 млрд рублей, причем треть из них пришлось на платежи через интернет (прежде всего, оплата на сайтах магазинов и провайдеров услуг, в то время как на чистый интернет-банкинг приходится незначительный процент платежей). При помощи SMS было совершено платежей на 4,6 млрд рублей, а объем платежей через интернет при помощи электронных денег составил 250 млрд рублей.
Артем Генкин, исполнительный директор "Аспект", оценивает годовой объем электронных платежей среди российских резидентов в сумму 35-40 млрд долларов (по текущему курсу рубля к доллару). Другие участники рынка приводят несколько другие цифры. Как считает Наиля Замашкина, руководитель проекта "Платеж.Ru" Океан Банка, по сравнению с 2007 годом рынок вырос примерно на 75-80% - на конец года его объем в денежном выражении составил более 20 млрд долл. Николай Ионкин, руководитель проектов портала Mobiticket.ru, полагает, что объем рынка зависит от того, какие типы электронных платежей следует учитывать. "Если брать электронные платежи, осуществленные через небанковские процессинги (ОСМП, Е-порт и пр.) и электронные деньги, то оборот составил примерно 550 млрд руб", - считает эксперт.
Электронные платежи в России 2008
Отрасль | Объем (млрд долл.) |
Структура платежей |
Сотовая связь | 22 | 90% выручки проходит через ЭПС, 5% - скрэтч-карты, 5% - банки и роуминг |
Связь фиксир. и интернет | 20 | 40% через ЭПС, 60% банки (доля банков быстро падает) |
Погашение потреб кредитов | 20 | 10% через ЭПС, 70% - Почта РФ, 10% - банки, 10% - собственная сеть |
ЖКХ | 70 | 5% через ЭПC, 10% - Почта РФ, 85% - Сбербанк и уполномоченные региональные банки |
Ж/Д и авиабилеты | 17 | 70% наличные, около 30% - банки, около 1 % - ЭПС |
Денежные переводы | 20 | 10% - Почта РФ, 90% - банки |
Итого | 169 |
Источники: Банк "Платина", "Киберплат", 2009
По мнению Александра Серякова, директора департамента дистанционного обслуживания Росбанка, на сегодняшний день своего пика достигли электронные платежи, осуществляемые с помощью терминалов (работу которых обеспечивают платежные агенты и банки) и банкоматов (банки), а кризисные явления в экономике только усилили появившуюся ранее тенденцию. Тем не менее, у рынка есть несколько сегментов, которые могут продолжить развитие и дальше. Опрос CNews показал, что к их числу относятся различные электронные услуги – мобильный банкинг, интернет-платежи, платежи с использованием мобильного телефона. На рынке за последние два года появилось большое количество банковских продуктов, связанных с дистанционным обслуживанием (например, виртуальные кредитные карты или сервисы по пополнению электронных кошельков).
Тем не менее, как отмечает Андрей Степаненко, член правления Райффайзенбанка, руководитель дирекции обслуживания физических лиц, за последний год обороты интернет-банкинга незначительно снизились: "Сложная ситуация на банковском рынке не оказала сильное влияние на выбор модели – скорее расставила приоритеты и заставила сконцентрироваться на наиболее эффективных инструментах". Схожего мнения придерживает и Наиля Замашкина: "Нельзя сказать, что влияние кризиса серьезно сказалось на выборе модели. Скорее, речь идет о комиссии – и это логично. Сервисы стараются вести себя скромнее в этом отношении - иначе пользователь вновь задумается о традиционных, пусть, не самых удобных способах оплаты – зато более экономичных".
Одним из негативных сдерживающих факторов развития рынка электронных платежей в России было и остается законодательство, которое, по мнению некоторых экспертов, не позволяет регулировать деятельность игроков рынка. Артем Генкин считает, что последним важным событием в этой сфере было принятие Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, регулирующего деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляемую платежными агентами. Согласно закону, под этой деятельностью признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также последующие расчеты платежного агента с поставщиком.
Закон установил условия приема платежей, определив требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику, и к устройствам для приема платежей. "Иными словами, в соответствии с ФЗ №103 в редакции согласительной комиссии Правительство РФ будет вправе устанавливать перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц", - объясняет Сергей Стеценко, аналитик MoneyNews. "Более того, платежный агент будет обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет. В свою очередь, исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов может быть теперь обеспечено и страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком", - считает эксперт, добавляя, что другим важным аспектом законов является фискализация деятельности платежных агентов с целью государственного контроля. В этом документе закрепляется, что гражданин, внесший платеж через терминал, выполнил свою обязанность по оплате услуги.
Изменение банковского законодательства, как отмечают участники рынка, делает возможной функционирование модели "банк-агент" в ритейле и с электронными платежными системами. В компании "Киберплат" целесообразность данного механизма объясняют следующим образом: банки начнут освобождаться от убыточных платежей (до 1000 рублей) по причине того, что комиссия с такого платежа (примерно 3%) не покрывает издержек обслуживания такого платежа в банковском офисе. Поэтому возможно развитие, исходя из трех сценариев: во-первых, перенос таких платежей на кассы ритейловых сетей (у них самая низкая себестоимость транзакции), во-вторых, ускоренное развитие "клиент-банк"-технологий, в том числе мобильных, в-третьих, консолидация банками терминальных сетей (скупка существующих или развертывание собственных терминальных сетей).
Как считает Андрей Подкопалов, директор по внешним связям компании "Киберплат", проблем с законодательством после внесения изменений в закон "Закон о банковской деятельности", не осталось, но на повестке дня возникла проблема контроля соблюдения законодательства. Одним из типичных нарушений в этой сфере стала незаконное обналичивание денежных средств.
Другим важным событием в законодательстве России может считаться созыв в июне 2009 г Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку рабочей группы по разработке нового законопроекта под руководством депутата В.Резника. Группа будет заниматься разработкой положений для закона "Об электронных деньгах".
Впрочем, каким бы лояльным к участникам рынка законодательство не было, все равно необходимо создать доверие клиента к таким формам платежей. По мнению Николая Ионкина, " такой большой сектор электронных платежей, как электронные деньги, пока что не отрегулирован на законодательном уровне. С одной стороны, появление подобного закона могло бы ускорить развитие отрасли, так как повысилось бы доверие к электронной платежной системе со стороны клиентов. С другой стороны, законодательные ограничения, в том случае, если они будут "неразумные", могут сократить количество игроков на рынке".
В последние два года на рынке существовали две основных модели работы игроков – "банк-агент" и "банк-клиент". Вопрос о правовом регулировании рынка моментальных платежей впервые был поднят еще в 2006 году, а пик разногласий по теме выбора между банковской и агентской моделью пришелся на 2007 год. Тогда кризисных явлений не наблюдалось; наоборот – рынок моментальных платежей рос стремительными темпами, а банки просто уже не могли оставаться в стороне, приступив к постепенному лоббированию своих интересов.
В "Финаме" говорят, что рынок находится на экстенсивном этапе развития – на нем больше терминалов, больше магазинов, принимающих платежи, более широкая сеть платежных карт. "Однако, для повышения своей эффективности участники рынка стараются кооперироваться, формируя совместные продукты. Типичные тандемы – банк-терминальная сеть, ЭПС-банк, ЭПС-терминальная сеть. Такого рода конвергенцию, пока больше на маркетинговом уровне, можно считать одним из наиболее интересных трендов, который может трансформироваться в более плотное сотрудничество, в том числе на базе юридического и операционного слияния", - говорит Анна Зайцева, аналитик "Финам Менеджмент".
По мнению Андрея Подкопалова, наиболее полные возможности предоставляет модель с использованием банка. Банки получили право с 01 января 2010 года делегировать своим агентам (не банкам) операции по переводу денежных средств фактически за любые товары и услуги, на банковские счета, а также в связи с операциями по банковским картам. Это позволяет каждому банку расширить сеть точек своего присутствия без вложений в строительство собственных офисов. Артем Генкин среди актуальных на сегодняшний день моделей развития электронных платежей, называет распространение Bank2Bank электронных платежных систем (с начала 2009 года). С их помощью выстраиваются цепочки и клубы взаимосвязанных банков-корреспондентов, которые осуществляют между собой как операции по межбанковскому кредитованию, так и платежно-расчетные операции. "Если же в подобной системе появляется межбанковский эмиссионный карточный центр – она на локальных рынках может даже составить успешную конкуренцию международным карточным системам. В плане риск-менеджмента подобный проект также интересен, поскольку делегирует процедуру распределения рисков, управления лимитами, оценки рейтинга платежеспособности контрагента и т.д. доверенному третьему лицу – оператору системы", - считает эксперт.
Оценка новых перспективных рынков для ЭПС
Отрасль | Объем (млрд долл.) |
Внесение наличных на карточные счета (в т.ч. "сдача на счет") | 5 |
Прием депозитов, а главное, микродепозитов (100-300 долл.) | 7 |
Прием налогов | 5 |
В пользу детских садов и школ | 2 |
Микрокредиты (10$-100$) и их погашение | 7 |
Зарубежные провайдеры (Itunes, Skype) | 2 |
Туристические путевки | 3 |
Итого | 31 |
Источники: Банк "Платина", Киберплат", 2009
Анна Зайцева полагает, что если учитывать рост всех сегментов рынка темпами не ниже 50% в год, неактуальных моделей просто не существует. По ее оценкам, наибольший потенциал у интернет-платежей, поскольку прием электронных денег более интересен для интернет-магазинов – они дешевле банковского эквайринга, кроме того, классические карты, которые чаще всего используются для интернет-платежей, в России не столь распространены. В итоге, бизнес сетевых электронных платежных систем будет расти вместе с проникновением интернета и развитием электронной коммерцией. В свою очередь, объем платежей через пластиковые карты также будет расти высокими темпами, в частности, за счет покупок электронных билетов, оплаты различных товаров и услуг через интернет. Не последнюю роль в этом должно сыграть упрощение систем для физических лиц – среди таких трендов Николай Ионкин называет улучшение пользовательского интерфейса и оптимизацию процессов подключения пользователей к системе. По мнению Наили Замашкиной, основным фактором, предпосылкой и причиной изменений всегда является клиент: "Чем больше город, в котором он проживает, тем меньше у него времени на проведение платежей – соответственно, выигрывает тот, кто предлагает самый быстрый и простой способ оплаты".
В качестве факторов, способных повлиять на ситуацию с электронными платежами в регионах эксперты выделяют развитие мобильной и фиксированной связи, количество POS-терминалов и популяризацию услуг среди населения. Россия существенно отстает от Запада по количеству POS-терминалов, качеству софта - что увеличивает время обработки платежей. Технологически все эти проблемы легко решаются, но упираются в недостаточный спрос, который не дает стимулов для крупных инвестиций в повышение качественных характеристик обслуживания.
Михаил Демидов