|
|
В течение последнего года банки – наряду с госсектором и топливно-энергетическим комплексом – продолжали доминировать в числе основных потребителей СЭД в России. Системы электронного документооборота были одним из ИТ-приоритетов в силу своей значимости и относительно невысокой стоимости. Аналитики отмечают, что тенденции к отказу банков от ранее запланированного внедрения СЭД в 2008-2009 гг. не наблюдается.
Важность СЭД в непростой экономический период продолжает нарастать. Об этом свидетельствует активность банков в отношении внедрения новых решений, автоматизирующих документооборота либо апгрейда имеющихся систем. Эксперты убеждены, что в условиях кризиса банки стремятся выжить и успешно конкурировать не только путем урезания затрат, но и при помощи повышения эффективности внутреннего и внешнего взаимодействия. Благодаря электронному документообороту можно на порядок качественнее организовать процесс взаимоотношений как внутри банка, так и с «внешним миром» – регуляторами, клиентами, партнерами.
Большинство экспертов, опрошенных CNews, убеждены, что кризис коснулся систем электронного документооборота в наименьшей степени по сравнению с другими сегментами рынка банковской информатизации, ведь в этот период банки продолжали испытывать потребность в повышении скорости принятия решений и сокращении издержек, связанных с бумажным документооборотом. Более того, роль использования СЭД существенно возросла ввиду увеличения количества сделок слияний и поглощений банков, которыми богат был минувший год.
Заместитель директора департамента информационных технологий «Русь-Банка» Роман Агнцев отмечает, что банки, решившиеся в это время на автоматизацию документооборота, получили в период экономической нестабильности только выгоду: на волне кризиса они могут требовать от производителей снижения цен, увеличения объемов услуг и т.д. Деньги и время банки выигрывают не только за свет экономии на внедрении и поддержке, но и за счет активного использования ранее установленных СЭД. Например, в «Русь-Банке» до внедрения СЭД при проведении процедуры бумажного согласования документ согласовывался не один день. Сегодня легитимность электронного согласования в «Русь-Банке» закреплена внутренними документами, поэтому дублировать его на бумаге нет необходимости. Когда документ поступает рецензенту, тот выражает свое согласие или несогласие с ним посредством нажатия одной кнопки. Таким образом согласование осуществляется быстро, с меньшими затратами, а его результаты надежно фиксируются.
Директор по развитию бизнеса компании «Микротест» Игорь Лебедев также убежден в сегодняшней популярности направления автоматизации документооборота в банковском секторе. Что касается «кризисных» тенденций использования СЭД, то они, по его мнению, неспецифичны: российские банки отказываются от внедрения дорогих систем в пользу более доступных. «Именно поэтому все более востребованными становятся решения MS SharePoint и «Босс-Референт», - рассказал г-н Лебедев CNews. - Однако зачастую выбор СЭД определяется, в первую очередь, корпоративными стандартами банка».
«Кризис, действительно, может стимулировать проекты внедрения СЭД, поскольку их результатом является повышение эффективности и управляемости, - отметил в беседе с CNews CIO ВТБ Дмитрий Назипов. - В числе «кризисных» изменений, характеризующих сегодня подобные проекты, можно отметить тенденцию рассматривать СЭД не только как средство автоматизации оборота организационно-распорядительной документации, но и как платформу для автоматизации отдельных бизнес-задач, таких как обработка заявок на кредиты и т.п.».
Считается, что рынок СЭД для банков не претерпел кардинальных изменений за последнее десятилетие: средства автоматизации вышли на новый уровень, но круг задач, под которые эти решения приобретаются остался, в основном, прежним. Впрочем, ИТ-директор «Газпромбанка» Алексей Широких убежден в том, что банки постоянно повышают требования к функционалу СЭД. Это продиктовано необходимостью поддержки новых бизнес-процессов, возникших в связи с расширением спектра банковских услуг и повышением их качества. «Возросли требования не только к функциональности, но и к производительности внедряемой системы, - рассказал он CNews. – Это обусловлено географической распределенностью филиалов банков, ростом числа пользователей СЭД, а также увеличением объемов обрабатываемых в системе документов».
По-прежнему на банковском рынке продолжаются споры о том, какие СЭД предпочтительнее использовать – многофункциональные или «заточенные» под решение отдельных актуальных задач. Однако кризисные реалии несколько сократили финансовые возможности сторонников широкомасштабной автоматизации документооборота. Г-н Назипов отмечает, что подход к выбору функциональности СЭД в значительной степени зависит от того, какие именно направления документооборота планируется автоматизировать. «Для автоматизации организационно-распорядительного документооборота, как правило, применяются стандартные многофункциональные платформы. Но для того, чтобы автоматизировать документооборот конкретных бизнес-процессов, предпочтительнее использовать специализированные решения, - считает г-н Назипов. - Попытка разработать платформу для решения сразу всех задач электронного оборота, скорее всего, приведет к созданию неповоротливого, дорогого и функционально избыточного «монстра», на базе которого одинаково плохо будут решаться все задачи».
Управляющий директор по информационным технологиям Национального банка «Траст» Алексей Катрич тоже считает более правильным решением внедрение в банках узкоспециализированных СЭД. «Нарушение данного правила влечет за собой увеличение стоимости владения, рост штата и даже – как это ни парадоксально – приводит к росту расхода бумаги, - отмечает он. – В то время как главным преимуществом узкоспециализированной СЭД является ее практическая незаменимость, простота и автоматизация только самых необходимых форм и запросов». По его мнению, обязательный для банка функционал СЭД связан с прохождением контрактов и счетов. Следующей по значимости задачей является согласование прав доступа в системы. И, наконец, третья по степени необходимости функциональная возможность СЭД – это прохождение общебанковских документов.
По мнению г-на Широких, в рамках поставленных задач банк сегодня может выбирать между вертикальным решением для автоматизации делопроизводства, которое достаточно легко внедрить, и платформенным решением, позволяющим автоматизировать ключевые бизнес-процессы банка. «В нашем банке для решения задач электронного документооборота было выбрано решение на основе платформы EMC Documentum, – отметил он. – Данная система позволит нам вначале автоматизировать делопроизводство, которое является наиболее формализованным в банке, а в дальнейшем - автоматизировать операционный документооборот».
Одной из очевидных тенденций последнего года эксперты называют выход управления документами за рамки корпоративных систем управления контентом и превращение этого процесса в полноценную бизнес-задачу. Директор департамента по работе с финансовыми институтами и государственным сектором SAP СНГ Вера Куц в беседе с CNews отметила, что этот тренд привел к росту востребованности СЭД, интегрированных в систему управления бизнес-процессами. «Преимущества такого подхода трудно переоценить с точки зрения повышения эффективности операций и прозрачности бизнеса, повышения контроля над денежными потоками, - считает она. – Например, анализ первичных документов на предмет ошибок или признаков мошенничества может быть проведен с помощью встроенной в бизнес-процессы системы бизнес-правил, позволяющих блокировать или эскалировать операцию. В этом случае может быть использована не только СЭД, но и компоненты ИТ-решения, сочетающего возможности идентификации и измерения операционных рисков с инновационными методами превентивного воздействия на риск».
Впрочем, каким бы ни был выбор решения для обеспечения электронного документооборота, для успешной реализации такого проекта необходимо соблюсти ряд общих требований – как к приобретаемым решениям, так и к реализации проекта по их внедрению. Большая часть требований, связанных с выбором системы, остается неизменной и в «кризисные времена». Общеизвестно, что СЭД, внедряемая в банковской сети с обширной федеральной структурой, должна быть гибкой, масштабируемой, способной обеспечивать работу банка в распределенной сети, должна иметь возможность интеграции с другими ИТ- системами банка, а также поддержки использования ЭЦП для обеспечения юридически значимого электронного документооборота.
Что касается сложностей, сопутствующих процессу внедрения СЭД в банках, то в их числе эксперты упоминают, прежде всего, «непохожесть» документооборота в различных банках. Вследствие того, что множество регулятивных и нормативных документов привязаны к системам и процессам конкретного банка, его готовую «лучшую практику» невозможно перенести в другую финансовую структуру, избежав при этом необходимости существенных доработок. Еще одна проблема автоматизации процессов документооборота в банках связана с тем, что большинство бизнес-процессов «прорастают» сразу в несколько подразделений. Зачастую эти департаменты демонстрируют разную степень готовности к автоматизации. Это препятствие может значительно увеличить время реализации проекта, вызвав тем самым недовольство заказчика.
И, наконец, традиционная проблема, на которую жалуются и поставщики СЭД, и банки-заказчики – это отсутствие давно ожидаемого рынком межведомственного документооборота. Однако в последний год наблюдаются определенные подвижки в решении этого вопроса. Поэтому есть надежда, что с введением в России межведомственного документооборота финансовые структуры наконец-то смогут решить проблему безбумажной переписки с Банком России и контрагентами. Если это произойдет - со стороны банков будет наблюдаться новый всплеск спроса на системы электронного документооборота.
Элеонора Ершова / CNewsAnalytics
10 наиболее известных CЭД-проектов в российских банках (2008-2009)
№ | Банк-заказчик | Внедренная CЭД | Подрядчик | Статус проекта | Масштабы проекта | Особенности и результат проекта |
1 | КИТ Финанс | DocsVision | ПетроМС | Завершен в марте 2009 г | Автоматизирован отдел делопроизводства в Санкт-Петербурге, секретариат филиала в Москве, департамент сопровождения ипотечных кредитов, департамент обслуживания банковских продуктов, а также все региональные офисы банка | Систематизированы потоки входящей и исходящей корреспонденции; устранено дублирование регистрации документов; установлены единые правила регистрации корреспонденции для головного офиса, филиала в Москве и региональных офисов банка; создана единая база данных по зарегистрированным документам; автоматизирован процесс регистрации документов; обеспечена автоматическая доставка зарегистрированных документов исполнителям по электронной почте |
2 | БТА Банк | DocsVision | DocsVision | В апреле 2009 г. завершен первый этап подключения дополнительных офисов и филиалов | Система была развернута и настроена на рабочих местах сотрудников всех дополнительных офисов в Москве, а также в 11 филиалах банка. | Оптимизирован процесс обработки входящей корреспонденции. Упростился процесс реализации сделок, ускорилось взаимодействие с контрагентами, полностью автоматизирована работа канцелярии, оптимизировано управление качеством, снизились временные затраты на согласование документов, создан электронный архив документов В настоящее время реализуется пилотный проект по оптимизации системы исходящей корреспонденции в омском и новосибирском филиалах банка |
3 | ЮниКредит Банк | Company Media | ИнтерТраст | Переход на новую версию системы в начале 2009 г. | Проект охватил головной офис и филиальную сеть банка. Систему использует 4 тыс. сотрудников | Этапы проекта: - Обследование действующей версии системы для выработки оптимальной архитектуры СЭД - Доработка CompanyMedia 3.4 для организации процессов с учетом специфики банка» - Модернизация тестовой копии промышленной системы ЭД и разработка плана модернизации промышленной системы, а также обучение. - Модернизация промышленной системы Используемый поход к переходу на новую версию СЭД позволил минимизировать риски при реализации проекта, сделать модернизацию прозрачной и безболезненной для пользователей системы, обеспечить минимальные сроки установки обновлений, быстро получить максимальную отдачу от новых возможностей системы |
4 | Хоум Кредит Банк | DocsVision | Хьюмен Систем | Завершение проекта - апрель 2009 г. | Пользователями системы стали 100 сотрудников банка | Решение строилось на базе основного функционала DocsVision с доработкой под требования банка. Был разработан модуль «текущий архив», автоматизированы процессы разработки локальных нормативных правовых актов банка; доработан и внедрен модуль ServiceDesk Уменьшилось время обработки документов; обеспечена прозрачность механизма движения документов внутри банка; автоматизирована работы службы ИТ с обращениями сотрудников |
5 | Эконацбанк | «Дело», «Архивное дело» | ЭОС | Старт проекта - май 2008 | Расширение количества пользователей системы «Дело», внедрение решения «Архивное дело» | Решение «Архивное дело» позволило оптимизировать работу банка за счет формирования электронного архива, упростившего работу с документами и повысившего эффективность использования информационных ресурсов. Увеличение масштабов использования СЭД позволило повысить эффективность работы банка за счет автоматизации процессов регистрации, обработки и прохождения документов, а также обеспечения непрерывного контроля исполнения управленческих решений |
6 | Банк «Московский Капитал» | Босс-Референт | Аплана | Начало пилотного проекта - июнь 2008 года | Решение установлено на 300 рабочих местах в центральном офисе банка | Создано единое информационное пространство для распределенных организаций. При выборе системы требовалось наличие в решении встроенных процессов обработки документов, настраиваемых и модифицируемых. Работа с системой организована через web-интерфейс Повысилась управляемость - за счет оптимизации процессов принятия управленческих решений. Автоматизированы следующие БП: • работа с входящими/исходящими документами; • работа со служебными записками, договорами; • работа с организационно-распорядительными и нормативными документами; • заказ пропусков и заявок Helpdesk на основе стандартного механизма служебных записок; • согласование счетов на основе заявок |
7 | ВТБ 24 | «Дело» | ЭОС | Расширение масштабовиспользования системы электронного документооборота - май 2008. В 2009 году внедрена специализированная система документооборота процесса предкредитной обработки, охватывающая все филиалы банка |
Полномасштабный проект по автоматизации документооборота и делопроизводства в ВТБ 24 длится с 2007 г. В мае 2008 г. банк дополнительно приобрел 100 лицензий СЭД «Дело» и 10 лицензий опции «Сканирование» | Организована единая централизованная регистрация входящих и исходящих документов; ускорен процесс доставки документов в структурные подразделения; сокращен объем работ по тиражированию документов в канцелярии; создано единое хранилище документов с разграничением прав доступа; осуществлен переход к электронному документообороту; автоматизирован контроль исполнения документов и информационно-справочной работы по документам |
8 | Регионбанк | DocsVision | Нури Софт (поставка, консалтинг), ИТ-департамент Регионбанка (внедрение) | Начало проекта – март 2008 г. | Пользователи системы - 400 сотрудников головного офиса банка и его филиалов | Проведен анализ существующих на предприятии процессов документооборота, автоматизирован не только общий документооборот, но и другие внутрибанковских операций. Новые структуры хранения документов обеспечили скорость и безопасность доступа к ним |
9 | Севергазбанк | Directum | Directum | В феврале 2008 г. система запущена в промышленную эксплуатацию | СЭД внедрена на рабочих местах всех ключевых сотрудников банка в головном и других офисах, расположенных в Вологде и Череповце (15 филиалов, 40 дополнительных офисов, 15 операционных касс вне кассового узла, кредитно-кассовый офис на территории Северо-Западного региона и в республике Коми) | Создано единое информационное пространство для территориально распределенной структуры банка, оптимизировано движение документов и внутренние бизнес-процессы банка Построенная система будет растиражирована на все филиалы банка |
10 | Цеснабанк | Летограф | Летограф | Начало проекта - август 2009 г. | Решение охватит головной офис и девятнадцать филиалов банка-заказчика. | Ожидается, что проект выведет банк на новый уровень внутренней корпоративной культуры, упорядочив взаимодействия внутри банка. Система позволит сотрудникам банка сократить затраты на обработку документов, предоставит удобный доступ к хранилищам оперативной и архивной информации. Руководители всех уровней банка смогут контролировать состояние обработки документов и кредитных заявок и сроки исполнения, а также получать аналитическую отчетность в системе |
Источник: CNews Analytics, 2009