|
|
Российские банки оказались в числе наиболее пострадавших от кризиса секторов экономики. В изменившихся условиях прежнюю стратегию экстенсивного развития, характерного для «тучных времен», вытеснила необходимость выживания – сохранения бизнеса и поддерживающей его инфраструктуры.
С самого начала кризиса отечественные банки в числе первых сосредоточились на снижении всевозможных издержек. Настало время экономить на персонале, оптимизировать хозяйственные расходы, урезать и расходы на информатизацию. В банковских ИТ-стратегиях, в лучшем случае, наступил период выжидательного затишья, в худшем – отказ от ранее запланированных проектов.
Главным «антикризисным» требованием собственников к ИТ-службам банков в последний год стало сокращение бюджетов. При этом, правда, предполагается, что качество и доступность представляемых банку ИТ-сервисов не должны пострадать. Запущенные еще до кризиса ИТ-проекты банки по большей части продолжают реализовывать - хотя зачастую в меньших объемах и с определенной временной отсрочкой. Новые проекты решено отложить до лучших времен. С точки зрения технологий, основными приоритетами становятся централизация систем хранения данных, а также смещение акцента на гибкость и оперативность ИТ-сервисов.
Коммерческий директор BSS Дмитрий Барсуков выделяет три ключевых аспекта ИТ-деятельности банков в текущих условиях: это поддержка и развитие критичных для банков бизнес-процессов, оптимизация банковской ИТ-инфраструктуры, а также разумные инвестиции в технологии и решения, ориентированные на получение прибыли от клиентов и развитие бизнеса в среднесрочной перспективе. «Безусловно, общая тенденция – это анализ ИТ-приоритетов, исходя из целей бизнеса, и ревизия портфеля ИТ-проектов», - рассказал он CNews.- В то же время, именно кризисные периоды благоприятны для разработки новых рыночных идей. Многие банки используют кризис как возможность захвата позиций на рынке и создания потенциала для будущего развития».
«Основной тенденцией информатизации банков в кризис, конечно же, является оптимизация ИТ-бюджетов при стремлении к разумному расходованию средств, - прокомментировал CNews директор департамента по работе с финансовыми институтами «АМТ-Груп» Денис Комаров. - На практике оптимизация приобретает различные формы, начиная от плановой работы по пересмотру бюджетов и границ ИТ-проектов и заканчивая крайними мерами, например - отказом от технической поддержки». Также он отмечает, что на российском банковском рынке происходят весьма значимые изменения, требующие соответствующей технологической поддержки - например, процессы слияний и поглощений, внедрение новых бизнес-моделей для развития услуг или захвата новых рынков.
Примечательно, что во втором квартале 2009 года ситуация с ИТ-бюджетами банков выглядела отнюдь не самой пессимистичной для кризисных времен. 55% из опрошенных CNews Analytics ИТ-директоров банков, работающих в России, говорили о фактическом снижении ранее запланированных бюджетов на информатизацию. Менее трети банков (26%) удалось сохранить ИТ-бюджеты в прежних объемах. 13% респондентов поделились информацией о том, что кризис даже подтолкнул руководство банков к увеличению расходов на ИТ.
Источник: CNews Analytics, 2009
По мнению заместителя директора департамента информационных технологий «Русь-Банка» Романа Агнцева, общее снижение потребностей банковского бизнеса в ИТ-услугах продиктовано снижением объемов самого бизнеса. «Как следствие, - можно говорить об изменении ИТ-стратегий и уменьшении ИТ-бюджетов», - отмечает он.
В ходе опроса CNews Analytics были получены данные о возможных шагах банков по оптимизации ИТ-бюджетов, а также о расстановке приоритетов информатизации на 2 квартал 2009 г. Впрочем, 3 квартал мог внести некоторые коррективы в ранее озвученные намерения. Многие банки заняли до начала осени выжидательную позицию, стремясь оценить экономическую ситуацию и построить под нее свои ИТ-стратегии.
Изменение ИТ-стратегий 15 российских банков (II кв. 2009 г.)
Название банка | Пути сокращения ИТ-расходов | ИТ-приоритеты 2009 г. |
Сбербанк | Централизация ИТ-инфраструктуры, Более жесткие конкурсные требования к потенциальныи ИТ-подрядчикам, Оптимизация стоимости услуг ИТ-партнеров, Передача некоторых ИТ-задач на аутсорсинг наряду с сокращением ИТ-персонала (за исключением сотрудников центрального аппарата ИТ). |
Внедрение корпоративного хранилища данных Активное развитие карточных технологий и продуктов Автоматизация работы с кредитным портфелем; Развитие контакт-центров в федеральном масштабе, Построение централизованной CRM-системы Консолидация операционной деятельности Внедрение СЭД |
ВТБ | Централизация ИТ-систем Снижение затрат на сопровождение ПО и оборудования путем переговоров с вендорами и партнерами; Снижение затрат на телекоммуникации и телефонию путем оптимизации количества услуг (отключение «прямых» телефонов и пр.) Использование аутсорсинга и аутстафинга |
Проекты централизации ИТ-систем филиалов и модернизации ИТ-системы головного офиса Развитие корпоративного информационного хранилища Развитие интеграционной платформы |
ХКФ Банк | Оптимизирована стоимость услуг подрядчиков, В разумных пределах сужены области охвата проектов |
Фронт-офис продаж банковских продуктов; Единая база данных о клиентах банка; Интернет-банкинг; Зарплатные проекты. |
Русфинанс | Снижение ИТ-расходов; Применение аутстаффинга; Сокращение затрат на проекты развития Улучшение, но не кардинальная замена ИТ-стратегии |
ИТ-проекты, направленные на снижение издержек операционной деятельности банка, Повышение доступности сервисов, Обеспечение непрерывности бизнеса и оптимизацию бизнес-процессов |
Траст | Отложено 2/3 ИТ-проектов Сокращение расходов на ИТ за счет контрактов с внешними компаниями Использование на 100% существующих ИТ функционала и оборудования. |
Осуществление стратегических проектов. Миграция на новую АБС; Завершение глубокой реорганизации инфраструктуры и ПО банка Реструктуризация филиальной сети: Централизация операционных функций; Конвертация филиалов в дополнительные офисы или расчетные центры; Тиражирование централизованного решения для регионов. |
Башинвестбанк (Московский филиал) | Все ИТ-проекты свернуты, хотя ожидалось повышения бюджета на 20% | н/д |
Россельхозбанк | Бюджет остался на уровне 2008 г. Свернуты некоторые проекты по внедрению ПО | н/д |
БТА Банк | Отложены капитальные вложения в ИТ. Сдвинута по срокам реализация второстепенных инфраструктурных проектов. |
Повышение уровня зрелости бизнес-процессов Проекты в области ИБ |
МБРР | Сдвиг стратегических целей на один год, Сокращение ИТ-затрат, Введение «супер-оперативного» управления ИТ, Использование возможности сэкономить на программных решениях |
Продолжается внедрение АБС Переход на качественно иной уровень поддержки ИТ-процессов |
Открытие | Свернуты неэффективные, малозначительные проекты, в основном - инфраструктурные |
Продолжается реализация крупных проектов по внедрению ПО, а также значимых инфраструктурных проектов |
Центркомбанк | Отказ от новых ИТ-проектов | Проведение запланированной модернизации инфраструктуры |
Русь-Банк | Произошло перераспределение расходов по всем проектам. Заморожено не более 1-2% запланированных проектов |
Практически все запланированные проекты реализуются |
Москоммерцбанк | Изменения в приоритезации по крупным стратегическим проектам По оперативным проектам – регулярные корректировки, но, поскольку они связаны с оперативной деятельностью банка, отложены быть не могут |
Модернизация ИТ-архитектуры банка – для достижения его основных стратегических целей |
Международный Промышленный банк | Некоторые проекты отложены Использование собственных ИТ-разработок Уменьшение расходов на сервисы, Оптимизация внутренних процессов |
Создание централизованной инфраструктуры для упрощения управления филиальной сетью из центра |
Мастер-Банк | Оптимизация расходной части структуры ИТ, но не в ущерб качеству сервиса. Возможное сокращение расходов за счет перераспределения структуры платежей и снижения тарифов за счет большей консолидации |
Сохранение стабильности, гибкости и оптимальности в выборе средств ИТ Проекты по ИБ, в частности, переход на стандарт безопасности PCI DSS v1.2 |
Источник: CNews Analytics, 2009
По мнению самих участников рынка, существует определенная зависимость между тактикой банка в отношении планирования ИТ-бюджета и тем, в какой нише он работает. Для разных групп российских банков тенденции различаются. Так, «приближенные к госказне» финансовые структуры сегодня особо не бедствуют и пытаются отвоевать у своих коммерческих коллег-конкурентов (чье положение куда менее стабильно) позиции, например, на рынке кредитования. Соответственно, у них есть возможность и желание не урезать ИТ-бюджеты. Кроме того, существенно различаются подходы к ИТ у крупных и небольших банков, имеющих разные возможности противостоять кризису.
Одним из наиболее уверенно чувствующих себя в кризис игроков является «Сбербанк». По словам Виктора Орловского, старшего вице-президента «Сбербанка России», ИТ-бюджет в этом году составил примерно одну восьмую часть всего бюджета банка на развитие. Кризис, безусловно, несколько скорректировал ИТ-планы, поставив задачу существенной экономии средств за счет централизации инфраструктуры, эффективного планирования, ужесточения условий тендеров. Но кризис не отменяет ранее запланированных в «Сбере» проектов. Г-н Орловский видит в сложной экономической ситуации и ряд положительных моментов: это меньший спрос на услуги ИТ-интеграторов со стороны конкурентов «Сбербанка», лучшие условия со стороны подрядчиков, возможность привлечь более профессиональные команды и отдельных ИТ-специалистов, ранее задействованных в других проектах.
«Для кредитных организаций, получающих финансовую поддержку государства, характерны стремление к повышению эффективности бизнеса при обеспечении его прозрачности и принятия управленческих решений на базе своевременной аналитики, - рассказала CNews Вера Куц, директор департамента по работе с финансовыми институтами и государственным сектором, SAP СНГ. – Остальные банки заняты поиском своей ниши, при этом способами решения кризисных проблем могут стать слияния и поглощения». По ее мнению, несмотря на нишевую принадлежность, все банки стали больше внимания уделять решениям в области управления рисками.
Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директора компании «Крок»
Конечно, наравне с остальными отраслями, банки сократили свои ИТ-бюджеты. Но не радикально, поскольку без ИТ банковский бизнес немыслим. Вопросы безопасности, непрерывности, оптимизации бизнеса без ИТ-инструментов не решить.
ИТ-инфраструктуру надо поддерживать, информационные системы - резервировать, дублируя их в резервном ЦОД. Для минимизации последствий возможных аварий банки должны иметь соответствующие планы восстановления, чтобы при необходимости быстро взять контроль над ситуацией и возобновить выполнение критически-важных задач. Это требует тщательного обследования. Скажем, когда наши специалисты готовили такой DRP план для Альфа-Банка, была проведена доскональная категоризация бизнес-процессов банка, инвентаризация информационных систем и их взаимосвязей.
Не менее актуален вопрос, связанный с информационной безопасностью. В первую очередь, с Законом о персональных данных. Уже понятно, что на более поздний срок проверки переноситься не будут. Безусловно, в большинстве финансовых компаний техническая составляющая находится на достаточно высоком уровне. Важно только построить правильную структуру. Решение этой задачи требует комплексного подхода - от классификации и инвентаризации соответствующих систем, внедрения организационных мер защиты (определения порядка доступа к соответствующим информационным системам и проч.), до юридических и технических аспектов.
Кроме того, данные о росте просроченной задолженности, подтвержденные недавно Центробанком России, заставляют банки совершенствоваться и искать новые пути решения этой проблемы. Одним из них является оптимизация и автоматизация соответствующих внутренних служб. Повысить эффективность работы операторов call-центра позволяет интеграция с современными CRM-системами, специализированные модули которых предназначены для решения ключевых задач коллекторской деятельности. Прежде всего, это планирование и осуществление действий по управлению взаимоотношениями с должниками, начиная с первой просрочки. Например, когда мы реализовали такой проект для одного из крупнейших региональных банков, удалось повысить все ключевые показатели работы коллекторов: возрос норматив результативных контактов, длительность поствызовной обработки сократилась более чем в 30 раз, а информация о клиентах ежедневно обновляется после завершения операционного дня.
Впрочем, вне зависимости от категории и принадлежности банков, в оценке их расходов на информатизацию в кризис можно выявить и другие общие черты. В ИТ-стратегиях банков на первый план выходят короткие и «быстро отбиваемые» ИТ-проекты, которые направлены на оптимизацию оперативной деятельности. Деньги решено тратить только на то, без чего невозможно работать и конкурировать.
«В начале кризиса большинство долгосрочных ИТ-проектов были заморожены. Начиная со второго квартала 2009 года, прослеживается тенденция к реализации краткосрочных проектов, имеющих окупаемость не больше года, - рассказала CNews руководитель отдела маркетинга департамента по работе с корпоративными клиентами Softline Елена Лебедева. - При этом выполняются только проекты, повышающие качество предоставляемых клиентам банка услуг, сокращают издержки на обслуживание и поддержку внутренних систем, снижают финансовые и юридические риски».
«Быстрая окупаемость действительно является одним из существенных критериев отбора проектов, стоимость же проекта играет для крупных банков меньшую роль, - рассказал CNews Дмитрий Назипов, старший вице-президент и CIO ВТБ. - Свернуты глобальные проекты, не дающие быстрой отдачи. Приоритет сместился на проекты, связанные с повышением операционной эффективности и управляемости банком, например - проекты, направленные на удешевление процессов проведения и обработки операций».
По мнению Алексея Катрича, управляющего директора по информационным технологиям Национального банка «Траст», основные приоритеты информатизации банков в 2009 году – это осуществление стратегически важных проектов, обеспечение информационной безопасности, повышение внутренней зрелости ИТ, обеспечение непрерывности деятельности банка, а также приведение процедур банка в соответствии с требований ЦБ РФ. «Специфика текущего момента состоит в том, что ИТ-директор банка должен выступать не столько в роли инженера или технолога, сколько в роли бизнес-аналитика для гарантирования реалистичности проектов», - отметил он в беседе с CNews.
Директор по развитию бизнеса компании «Микротест» Игорь Лебедев считает, что решения в пользу тех или иных технологий, действительно, стали приниматься банками-заказчиками более взвешено. Кроме того, если в докризисной ситуации многие крупные розничные банки планировали существенно наращивать присутствие в регионах, открывать новые офисы и точки продаж, то сейчас подобные векторы развития серьезно пересмотрены. Соответственно, уменьшились объемы закупок ИТ-оборудования.
Кризис вынудил банки более критично взглянуть на вопрос окупаемости и экономической целесообразности проектов. Отказ от «ИТ-долгостроя» и проектов, эффективность которых сегодня оказывается под сомнением, - это сегодня далеко не единственный способ экономии ИТ-бюджетов. К сожалению, на первый план зачастую выходят кадровые рычаги снижения издержек на ИТ – сокращение персонала, снижение зарплат и другие непопулярные в рядах ИТ-специалистов меры. Но такой подход не всегда позволяет сохранить прежнюю эффективность ИТ-подразделения, не говоря уже о повышении отдачи этой структуры в ситуации, когда банк ведет борьбу за выживание. «Сокращение проектов, ИТ-бюджета, персонала, - все это приводит снижению качества оказываемых банку ИТ-услуг. Лозунги, которые сейчас произносят многие топ-менеджеры на тему повышения эффективности работы и снижения издержек - это сплошная профанация, - убежден Роман Агнцев. - Банки всегда были коммерческими организациями, их главной целью было получение прибыли. Соответственно, ИТ-процессы были построены максимально эффективно. Если топ-менеджмент считает, что это было не так, что ИТ-директора и раньше имели возможности для оптимизации, но не воспользовались ими - пусть они объяснят акционерам банка, почему так происходило».
Впрочем, банки рассматривают и множество других путей сокращения расходов на ИТ. В числе наиболее популярных – технологические. «В последнее время все более востребованной становится виртуализация, наблюдается спрос на средства защиты данных, хранилища данных, катастрофоустойчивые решения, - отмечает Игорь Лебедев. - Кроме того, в связи с многочисленными сделками по покупке и слиянию банков растет спрос на реализацию интеграционных проектов, связанных с объединением ИТ-служб, созданием единого фронт-офиса».
По мнению Елены Лебедевой, одним из существенных источников экономии ИТ-бюджетов является оптимизация имеющихся лицензий. Сюда можно отнести как высвобождение лицензий за счет сокращения штата и отказ от части дополнительных опций, так и комплексное внедрение решения по управлению лицензиями, которое позволяет оптимизировать затраты за счет возможности стратегического планирования инфраструктуры, предотвращения избыточного лицензирования и выявления излишков оборудования. Такой подход снижает нагрузку на ИТ-персонал и связанные с этим затраты. Оптимизация стоимости программного обеспечения возможна также за счет реализации проектов по консолидации серверов.
Заморозка банками на неопределенный срок отдельных ИТ-проектов – еще один способ оптимизации затрат. Правда, этот путь не может не расстроить ИТ-партнеров банков, уже настроившихся на сотрудничество. Но большинство участников рынка не видят серьезных драматических последствий в пересмотре банками стратегии информатизации и переносе планируемых ранее проектов на будущее. «Поиск источников экономии обычно приводит банки к более разумному подходу к реализации ИТ-проектов, - считает Вера Куц. – «Заморозка» ИТ-проектов обычно является первой реакцией при пересмотре ранее сформированных планов и стратегий. И такая пауза абсолютно обоснована при определении приоритетности стоящих перед банком бизнес-задач».
Денис Комаров отмечает, что каждый банк должен самостоятельно просчитывать возможные риски, связанные с отказом от исполнения тех или иных ИТ-проектов. «Руководство банков, как правило, понимает значимость ИТ-решений для развития бизнеса в целом. И намеченные ранее планы информатизации, чаще всего выполняются (хоть и в сокращенном варианте), - отмечает он. – Но когда запланированные крупные проекты будут завершены, интересы большинства заказчиков сместятся в пользу проектов, направленных на оптимизацию отдельных сегментов ИТ-инфраструктуры».
«Будут ли последствия «заморозки» ИТ-проектов положительными или отрицательными для банка - зависит от мудрости его руководства. Заморозка глобальных, но экономически бессмысленных проектов ничего кроме пользы не принесет, - уверен Дмитрий Назипов. - Бездумная же экономия и заморозка проектов, повышающих операционную эффективность и управляемость, может дать быстрый, но незначительный в масштабах банка эффект, и неизбежно создаст проблемы в более длительной перспективе».
Элеонора Ершова/CNews Analytics