|
|
CNews: 2008 год оказался непростым для финансового мира. Как изменилась ситуация в сфере информатизации банков в конце 2008 года? Какие ИТ-аспекты остаются, на Ваш взгляд, актуальными в период рецессии?
Дмитрий Барсуков: Положение банков в новых экономических условиях очень различно в силу целого ряда факторов. ИT-стратегии банков отличались во времена роста рынка – различаются и сегодня. Поэтому, безусловно, обобщая, я бы выделил следующие ключевые аспекты ИT-деятельности банков в текущих условиях.
Во-первых, поддержка и необходимое развитие критично важных для банков бизнес-процессов, обеспечиваемых средствами ИT: серверными платформами и ЦОД, АБС и процессингом и т.п. Во-вторых, оптимизация и повышение эффективности всех составляющих банковской ИT-инфраструктуры - от снижения стоимости владения ИT до инвестиций в новые технологии (такие, как, например, виртуализация). В-третьих, это разумные инвестиции в технологии и решения, непосредственно ориентированные на получение прибыли от клиентов и развитие бизнеса в среднесрочной перспективе. Подчеркиваю: каждая из этих тенденций может иметь разные «веса» в том или ином банке в силу конкретных факторов влияния и целей бизнеса. Но, безусловно, общая тенденция - анализ ИТ-приоритетов, исходя из целей бизнеса, и ревизия портфеля ИТ-проектов.
В то же время, именно кризисные периоды, как известно, благоприятны для разработки новых рыночных идей и поиска эффективных инструментов для будущего роста. Многие банки именно сейчас активно мониторят ситуацию и используют кризис как возможность захвата позиций на рынке и создания потенциала будущего развития.
CNews: Как развивается, по вашим наблюдениям, рынок дистанционного банковского обслуживания – в мире и в России в изменившихся экономических условиях?
Дмитрий Барсуков: Аналитика, в том числе зарубежная, однозначно свидетельствует в пользу развития рынка решений ДБО, и это развитие многовекторное – как в сторону роста числа внедрений, так и развития функционала решений. Говорить о распространенности дистанционного банкинга в развитых экономических странах не приходится, системы ДБО давно являются нормой жизни, а банки имеют развитый портфель такого рода услуг для самых различных клиентских сегментов. В России за прошедший год случился и технологический, и мировоззренческий скачок в пользу решений удаленного банкинга, особенно в сфере обслуживания частных клиентов. Сегодня редкий банк не имеет системы интернет-банкинга или хотя бы ближайших планов ее внедрения.
В немалой степени именно кризисные явления в экономике стимулировали интерес к ДБО со стороны кредитных организаций. Мы видим значительный прирост новых клиентов и экспансию решений ДБО в многофилиальных банках. Иными словами, системы ДБО - это тот самый образец ИТ-решений, выгодных банку и интересных клиенту, вложения в которые снижают издержки и работают на сотрудничество обеих сторон.
CNews: Насколько вообще устойчивым оказался российских рынок систем ДБО? Можно ли говорить о каких-либо наметившихся изменениях в сложившейся здесь расстановке сил?
Дмитрий Барсуков: Насколько мне известно, профессиональные компании – и наши партнеры, и наши уважаемые конкуренты – работают и реализуют свои планы. Конечно, влияние нестабильности на финансовых рынках не обошло стороной никого, однако, о соотношении долей рынка лучше судить профессиональным экспертам. Не видно заметного участия и новых разработчиков ДБО, поэтому я полагаю, принципиальных изменений в составе игроков не произошло.
CNews: За счет чего в новых условиях ваша компания рассчитывает на сохранение позиций?
Дмитрий Барсуков: Прежде всего, за счет качества технических решений и профессиональной репутации, которая, строго говоря, измеряется количеством успешных внедрений и довольных клиентов. Исторически системы электронного банкинга выросли из решений класса «Банк-Клиент». В 2000 году BSS одной из первых предложила рынку систему дистанционного банковского обслуживания и в дальнейшем планомерно двигалась в направлении разработки комплексных систем автоматизации фронт-офиса.
Сегодня, развивая направление интегрированных решений на базе SOA и смежные компетенции, как например, СRM-практику, мы ориентированы на еще более системное взаимодействие с банками при внедрении ДБО.
Кроме того, в течение последнего десятка лет BSS целенаправленно реализует стратегию продвижения в банках уровня ТОР-100, последовательно, из года в год, увеличивая свое присутствие в этом сегменте. Благодаря этому бизнес BSS довольно устойчив к слияниям и адаптируем к нестабильности в банковской сфере. Сегодня среди банков ТОР-100 17% банков используют системы BSS для розничных клиентов и свыше 45% выбрали ДБО от BSS для обслуживания юрлиц.
CNews: Что происходит в сфере «продуктового» развития решений ДБО? Какие требования предъявляются сегодня к функциональности систем ДБО?
Дмитрий Барсуков: Я бы выделил следующие ключевые тенденции. Первая: дистанционный банкинг становится все более «дистанционным» и все более «банкингом» - то есть функционал систем ДБО приближается к реальным возможностям офф-лайн-обслуживания посетителя банка, а удаленное обслуживание становится все более быстрым, безопасным и многоканальным. Судите сами: сегодня стандартный арсенал функций системы «Интернет-Банк» от BSS включает полный информационный сервис (выписки по счетам, справочная информация от банка), управление счетами, платежные операции, в том числе платежи поставщикам коммунальных, телекоммуникационных и прочих услуг, модули кредитного обслуживания с оформлением заявок на кредит, возможностью их подтверждения и погашения и т.д. Этот неполный перечень возможностей интернет-банкинга, который, заметим, работает быстро и хорошо, показывает насколько продвинулись разработчики ДБО.
Реализация такого функционала требует привлечения целого спектра технологий и методологий, в частности, интеграция платежных сервисов осуществляется в рамках проектов построения SOA-архитектуры на базе ESB-платформ ведущих производителей. То есть, решения ДБО становятся все более комплексными, интегрированными в многочисленные бизнес-процессы банка.
Наконец, стремительное расширение портфеля решений в сфере ДБО. Специализация функционала дистанционного банкинга для обслуживания юридических и физических лиц порождает целый ряд дополнительных сервисов для каждого клиентского сегмента. В BSS широкий спектр продуктов и разработок вырос из специализированных проектов в интересах заказчиков со стороны банков. Например, приложения для iPhone-банкинга, КПК-банкинга, мобайл-банкинга (с использованием мобильного телефона), «Сервер Нотификации» для организации информационных рассылок, «Легкий фронт» для работы операционистов банков и т.д.
CNews: Компания традиционно предлагает решения для банковской сферы. Планируете ли вы выход на другие отраслевые рынки?
Дмитрий Барсуков: Да, BSS работает над диверсификацией портфеля решений. В частности, система «Расчетный Центр Корпорации (РЦК)» разработана специально для крупных многофилиальных компаний и холдингов и предназначена для централизованного управления в режиме реального времени корпоративными финансами и финансовым документооборотом. Система РЦК успешно используется в крупнейших корпорациях, например, в ФГУП «Почта России», предприятиях группы Газпром и Татнефть.
CNews: Традиционно уязвимым звеном интернет-банкинга считается безопасность транзакций. Как вы решаете вопросы безопасности систем ДБО?
Дмитрий Барсуков: Действительно, интернет-банкинг является востребованным и в то же время уязвимым сервисом. По запросам наших клиентов мы регулярно проводим сертифицированное тестирование наших систем ДБО. В частности, заключение о соответствии требованиям безопасности ряда ведущих банков систем BSS подтвердили аудиты компаний «Deloitte & Touche» и «Информзащита». Лучшей рекомендацией на рынке может служить использование наших систем интернет-банкинга в ряде крупнейших банков уровня TOP-10, известных своими высочайшими требованиями в сфере ИТ-безопасности.
CNews: Что происходит на рынке ДБО для розничного сектора? Изменилась ли расстановка сил и интересов в новых экономических условиях?
Дмитрий Барсуков: Рынок ДБО для частных лиц находится в стадии активного роста. Это одна из примет современности - банки делают ставку на лояльность розничных клиентов и заинтересованы в расширении сервисов и качества обслуживания. Причем, в условиях оптимизации бюджетов банкам особенно важно не только сохранить пул клиентов, но и найти дополнительные ресурсы для увеличения числа и объемов продаж.
В ответ на эту потребность мы предлагаем банкам рассматривать системы ДБО как инструмент генерации дополнительной прибыли за счет адресного управления качеством работы с клиентом, повышения уровня лояльности и развития клиентской базы. Такой подход реализуем в рамках CRM-методологии. Одна из безусловных тенденций розничного рынка, которую мы наблюдаем, - потребность в интегрированных фронт-офисных решениях, включающих в себя как развитый функционал каналов ДБО, обеспечивающих возможность эффективного взаимодействия с клиентами, так и сильную CRM составляющую, предоставляющую необходимые инструменты для увеличения продаж банковских продуктов.
CNews: Экономический кризис повлиял на деятельность многих организаций, так или иначе связанных с банковским сектором. Как отразился кризис на деятельности компании BSS?
Дмитрий Барсуков: Хочу сослаться на известное высказывание основателя Wal Mart Сэма Уолтона по поводу кризиса 1991 года: «Меня спросили, что я думаю о кризисе. Я думал о нем и решил не принимать в нем участия». Это позиция, достойная внимания. Мы не предпринимали специальных антикризисных мер, потому что видим свою задачу в разработке решений, востребованных банками в любых экономических условиях. Кризис, безусловно, предъявляет более жесткие требования к качеству и решений, и работы с банками.
Сегодня развитие банковских сервисов уже немыслимо без систем ДБО. Клиент банка вправе - и будет - выбирать ДБО лучшего качества.
Возможно, в силу влияния этого фактора BSS закончила 2008 финансовый год с показателем роста бизнеса в 30%, при этом рост продолжался и в 4-м квартале 2008 года, когда кризис набрал силу. За 2008 год новыми клиентами стали свыше 150 банков и филиалов России и ближнего зарубежья, большинство из которых - российские банки уровня ТОП-100 и ТОП-300. Продажи 2009 года также демонстрируют оптимистичные тенденции - оборот компании за полгода увеличился на более чем на 44% по сравнению с этим периодом прошлого года.
В общей сложности с начала 2009 год с BSS заключили договора на поставку более 60 банков и филиалов, ещё более 50 кредитных организаций приступили к тестированию наших систем.
В преддверии 15-летия BSS мы с гордостью можем констатировать, что выбранные нами технологические идеи и подход к работе с клиентами полностью оправдывает себя не только в условиях стабильного развития экономики, но и в условиях неблагоприятных экономических явлений.
CNews: На ваш взгляд, в свете ожидаемого усиления кризисных явлений в финансовой сфере будут ли изменяться взаимоотношения банков с ИТ-поставщиками? И как именно?
Дмитрий Барсуков: Банки всегда относились к числу требовательных заказчиков. Формирование ИТ-бюджетов банков и выбор решений происходит преимущественно на рациональной основе – выбирают то, что отвечает требованиям бизнеса. Отношение к системам ДБО со стороны заказчиков изменилось существенно – как следствие, изменились требования к поставщикам. Системы дистанционного банкинга рассматриваются не только как традиционный инструмент снижения затрат на обслуживание клиентской базы – это часть комплексной стратегии развития продаж, интегрированной в бизнес-процессы кредитной организации. Как результат, от разработчика ДБО требуется компетенция в области разработки, внедрения, системной интеграции, обслуживания, обучения. Все эти компетенции BSS успешно культивирует и предлагает рынку.
Кроме того, очевидно, что банки предпочитают работать с проверенными и надежными поставщиками. Это основа нашей политики продвижения на рынке. Мы считаем, что ничто не помогает новым продажам лучше, чем успешно реализованные проекты.
CNews: Какие проекты, реализованные Вашей компанией в российских финансовых структурах, Вы могли бы отметить в числе ключевых по итогам 2008 года?
Дмитрий Барсуков: В течение года BSS выполнила более 80 крупных проектов. В числе интересных проектов 2008 года можно отметить запуск системы дистанционного банковского обслуживания для физических лиц в АО «Нурбанк». В рамках проекта была реализована интеграция систем ДБО, АБС, процессинга и внешних платежных систем банка. Реализованная система получила название «OPEN24.KZ» и предоставила широкие возможности клиентам банка по управлению финансами и совершению платежных операций.
Крупный интеграционный проект выполнен на базе IBM WebSphere ESB в ОАО АБ «ОТКРЫТИЕ». Особенностью внедрения стала реализация подсистемы «Легкий фронт», позволяющей обеспечить обслуживание физических лиц операционистами банков по всему набору банковских услуг в отделениях и допофисах банка. Отдельно хотелось бы отметить активное продвижение в течение 2008 года систем ДБО разработки нашей компании в филиальных сетях крупнейших российских банков: ГПБ, "Россельхозбанк", "Промсвязьбанк", "Номос-Банк", "Уралсиб", АКБ "Связь-Банк", АКБ "МБРР" и др.
Большой популярностью решения Компании пользуются и у банков с участием иностранного капитала. Клиентами BSS в 2008 году стали: "Коммерцбанк (Евразия)", "АБМ Банк", "Мидзухо Корпорэйт Банк (Москва)" и др.
BSS на протяжении всего года продолжала работать над решениями в области разработки систем управления корпоративными финансами. Рост популярности компании в этой области подтверждается активным развитием системы РЦК такими крупными кредитными организациями, как банк ВТБ, ГПБ, "Уралсиб", Банк "Петрокоммерц", АКБ "Связь-Банк", Банк "Возрождение", "Номос-Банк" и др., а так же появлением новых пользователей данной системы, в том числе и кредитных организаций со 100% участием иностранного капитала.
Из последних внедрений, в «Газпромбанке» не так давно завершены работы по созданию модуля «Сash-pooling» для комплексной системы «ДБО-РЦК» и его интеграции с информационными системами Банка. Новый сервис обеспечивает управление остатками денежных средств на счетах компаний и головного офиса крупнейшего холдинга, клиента ГПБ.
CNews: Какие проекты ведутся в настоящий момент? Каковы планы развития до конца 2009 года?
Дмитрий Барсуков: Прежде всего, продолжается усовершенствование функционала «CORREQTS» - комплексной системы для автоматизации фронт-офиса банка, с которой мы связываем большие надежды. Революционная идеология системы, обеспечивающая обслуживание юридических и физических лиц на настоящий момент фактически не имеет аналогов на рынке и уже используется в 10 российских банках. О перспективах этого решения говорит следующий факт: только в этом году «CORREQTS» был выбран тремя из, скажем так, наикрупнейших банков России.
Планово ведутся работы по модернизации и совершенствованию флагманских решений BSS. Готовы к запуску релиз 17.6. системы «ДБО BS-Client» для юридических лиц, а также обновление версии системы для физических лиц «ДБО BS-Client. Частный Клиент» до 2.1.
Кроме того, BSS постоянно наращивает квалификацию в сфере интеграционных проектов и ряда прикладных систем, что позволяет нам разрабатывать профессиональные решения, которые, как мы ожидаем, в ближайшее время будут массово востребованы на финансовом рынке.
Как я уже говорил, особенно активно ведется работа в сегменте внедрения ДБО для частных лиц. В частности, в ОАО НБ «Траст» внедряется система «ДБО BS-Client. Частный Клиент» для обслуживания физических лиц; в КМБ Банке, КБ «Петрокоммерц», Русь-Банке продолжаются проекты по внедрению платежных сервисов; в Первом Республиканском Банке ведется интеграционный проект на платформе Oracle по запуску системы ДБО для физических лиц.
В недавнем времени система «ДБО BS-Client. Частный Клиент» была запущена в промышленную эксплуатацию в «Уралприватбанке», банке «Агропромкредит», банке «Фининвест», банке «Евразийский» и других кредитных организациях. Планируется внедрение комплексной системы ДБО BS-Client v.3 в ООО «Мой Банк» и ЗАО КБ «Свенска Хандельсбанкен». Фактически завершены проекты в крупнейших региональных банках России: СКБ банк в Екатеринбурге использует систему ДБО для физлиц. Близок к завершению интеграционный проект в пермском банке Урал ФД. Это, конечно, неполный перечень наших текущих работ. Весьма агрессивны финансовые планы компании в отношении регионального развития в России и в странах СНГ. Мы планируем укреплять свои позиции как в традиционных регионах присутствия BSS (Казахстан, Белоруссия, Молдова), так и активно расширять сферу влияния через региональных партнеров. В частности, в планах активное развитие бизнеса на Украине. Ряд решений компании готовится к продвижению на европейском рынке.
CNews: Спасибо.