|
|
CNews: Изменились ли задачи информатизации банков в течение последнего года в связи с изменением экономической ситуации?
Константин Казаков: Изменилась ситуация, изменились приоритеты бизнеса, как следствие, скорректированы требования к ИТ: масштабных инновационных (стратегических) проектов стало меньше, а тактических, имеющих осязаемый по времени и понятный по эффективности результат, - больше.
Причем, как мне кажется, при общем сокращении емкости ИТ-рынка, требований у банков от бизнеса в сторону ИТ стало больше. Я не оговорился, больше по количеству (по крайней мере, в сегменте ТОП100 банков) и разнообразнее по качеству. Понятно, почему это происходит: бизнес вынужден быстро адаптироваться к текущим условиям, менять и корректировать бизнес-процессы, выстроенные для других обстоятельств. Система массового обслуживания, коей по сути является банк, просто не может функционировать без ИТ: ни развиваться, ни оптимизироваться, ни эффективно управляться.
CNews: Согласны вы с тем мнением, что кризис «заморозил» процесс информатизации банков на ближайшие годы?
Константин Казаков: Нет, с этим мнением я не соглашусь. Вообще не люблю слово «кризис». Просто сложились новые экономические условия, отличные от предыдущих, которые задают любым действиям более прагматичный вектор, заставляют еще раз все тщательно осмыслить, прежде чем приступить к каким-либо действиям. Это касается и заказчиков, и исполнителей. Давайте вспомним, например, 2002 или 2003 год. Цена на нефть была ниже нынешней, и все прочие показатели при сравнении также отличаются в меньшую сторону, но про кризис тогда же никто не говорил и даже не думал.
ИТ-бюджеты банков, действительно, претерпели сокращение - но с оговоркой. По моему мнению, стоит разделить затраты на типы: наблюдается заметное сокращение бюджетов по вопросам долгосрочного развития, незначительное сокращение на эксплуатацию (их тяжело быстро сократить, а иногда весьма чревато), а вот на внедрение технологий, позволяющих добиться повышения эффективности, сокращения издержек, повышения управляемости бизнеса, ИТ-бюджеты не изменились, а, скорее, даже выросли.
Усиление конкуренции, которое наблюдается и на ИТ-рынке, и на банковском рынке, всегда ранее шло только на пользу. Текущая ситуация – лучший катализатор для огранки технических решений, повышения культуры взаимодействия заказчика и исполнителя. Кризис открывает для ИТ-подразделений банков новые возможности проявить себя перед бизнесом.
Для ИТ-интеграторов - это возможность проверить самих себя, оценить качество своей работы, понять, кто чего стоит. Возможность сделать «проверку» правильности управленческих решений, принятых ранее, эффективности, сбалансированности и устойчивости работы компании в целом и отдельных ее подразделений, умения и качества работы с заказчиком в условиях возрастания конкуренции. В итоге, уверен, польза будет и для ИТ-рынка, и для банковского сообщества.
CNews: Как с технологической точки зрения изменился за последний год портфель решений вашей компании, ориентированных на заказчиков финансового сектора?
Константин Казаков: Должен сказать, что революционных изменений не произошло, хотя некоторые акценты, безусловно, поменялись. Имеющийся портфель решений формировался и оттачивался достаточно продолжительное время. Мотивами его формирования всегда были и остаются реальные рыночные потребности наших действующих и потенциальных заказчиков.
Понятно, что вопросы оптимизации, сокращения эксплуатационных затрат, управления рисками не появились вдруг в сентябре 2008г.
Например, на систему работы с просроченной задолженностью был устойчивый спрос последние несколько лет. Просто сейчас и спрос на нее, и требования к ней существенно выросли.
Необходимость учета затрат по подразделениям, оценки доходности подразделений (по продуктам, по периодам), их анализа в разрезе текущих, прогнозных, исторических данных была всегда. Только теперь требования к оперативности и достоверности собираемых для анализа исходных данных возросли. То, что раньше можно было делать в полуавтоматическом режиме, используя некоторые модули АБС со «среднефункциональными» возможностями, например, а в некоторых случаях с устаревшей функциональностью, потребовало сейчас полноценной специализированной функциональности в силу критичности и оперативности.
В этом смысле, с точки зрения набора предлагаемых нашим заказчикам решений, отлаженной схемы их реализации, накопленных компетенций и опыта специалистов, мы оказались готовы к изменению акцентов спроса. Во многом это определяет наше конкурентное преимущество в текущих экономических условиях.
CNews: Появились ли новые услуги и решения, не связанные с изменением экономической ситуации?
Константин Казаков: Да, появились. Принцип простой: появляются потребности и спрос - появляется решение. Например, эту логику можно очень наглядно проследить на решениях в области информационной безопасности.
В начале 2008 появились обязательные стандарты защиты информации в индустрии платежных карт Payment Card Industry Data Security Standard (PCI DSS). «Джет», опираясь на свой многолетний опыт в области ИБ и «чувство рынка», оперативно отреагировал на новые задачи: появилась услуга по «Проведению анализа соответствия ИС и последующий аттестации ИС требованиям стандарта PCI DSS». На сегодня завершены уже десятки проектов. Мы обладаем статусами Approved Scanning Vendors (ASV) и Qualified Security Assessor (QSA). Отмечу, такие услуги в России могут предоставлять на сегодня только ДВЕ компании.
Подобным же образом обстояли дела с целым комплексом наших продуктов и услуг, направленных на реализацию требований по защите персональных данных (соответствие требованиям 152 ФЗ).
CNews: Как вы оцениваете динамику спроса на услуги по разработке ИТ-стратегии банков? Готовы ли сегодня игроки этого сектора тратить средства на подобные проекты?
Константин Казаков: Как правило, раньше мотивация банков при заказе разработки ИТ-стратегии была обусловлена тремя моментами.
Первый - действительно реальная потребность реализовать масштабный инновационный бизнес-проект (например, за 2-3 года занять некоторую долю рынка кредитования в определенном сегменте). Как правило, разработка ИТ-стратегии заказывалась под реализацию понятной, формализованной бизнес-стратегии. У нас был опыт разработки ИТ-стратегий, основанных на использовании в качестве целевых ориентиров бизнес-стратегий известных консультантов (RolandBerger, Boston Consulting Group и т.д).
Второй распространенный вариант – качественный скачек после «лоскутного развития».
Третий случай – «для капитализации», «чтобы было» и т.п. Как правило, такие ИТ-стратегии заказывались у компаний с громкими именами и выполняли вполне определенную «представительскую» функцию. Тот, кто не строил дом «своими руками», вполне может делать красивую проектную документацию, только к жизни она будет иметь очень опосредованное отношение. Зато это имело смысл, когда нужно было показать документ с узнаваемым лейблом, например, представителю потенциального импортного инвестора.
Анализируя эти мотивы в разрезе текущих условий, можно предположить, что для многих тема разработки стратегии ИТ стала менее актуальной. Однако все равно есть и будут возникать «старт-ап»-проекты, происходить передел рынка, процессы слияний и поглощений, которые невозможно вести (начинать) без осмысленной целесообразности, четкой фиксации стратегических и промежуточных целевых показателей, быть может, с неким набором вариантов сценариев развития. У многих существует потребность переосмыслить и переработать написанные ранее ИТ-стратегии, адаптируя их (или части этих стратегий) к текущим нуждам.
В качестве одного из примеров, который фактически сейчас наблюдаю - спрос на разработку стратегии по информационной безопасности. В значительном количестве проектов, выполняя работы по приведению ИС в соответствие требованиям 152 ФЗ и последующей ее аттестации, нас просят актуализировать или разработать стратегию развития ИБ. С экономической точки зрения для Заказчика это абсолютно оправданно. Работы одного из самых трудоемких этапов, которые нужно выполнять и для разработки стратегии развития ИБ, и для реализации требований ЗПД, во многом пересекаются: обследование, сбор и анализ информации о системе, категоризация данных и т.д. Зачем за них платить дважды?
Подобная ситуация происходит во время выполнения проектов по консолидации и виртуализации информационно-вычислительной инфраструктуры. Такие проекты требуют взвешенной оценки стоимости владения и описания вариантов развития нового инфраструктурного решения, что часто влечет за собой переосмысление имеющихся ИТ-стратегий.
Еще один пример. У ряда банков «дошли руки» до реализации проектов по непрерывности ИТ-сервисов, а для таких проектов просто необходим верхнеуровневый документ, фиксирующий требования, текущую и целевую «картинку», программу реализации – собственно, стратегию.
Обобщая, предположу, что это также тенденция времени в сторону прагматичности: от толстых документов «Стратегия ВООБЩЕ», которые раньше в большинстве случаев заказывались у компаний с громкими именами, а потом частенько ставились на полку, к тематически сфокусированной стратегии - документу, с которым можно работать.
CNews: Какие бизнес-приложения вы считаете в настоящее время наиболее востребованными для заказчиков этого сектора – с учетом текущей экономической ситуации?
Константин Казаков: Ключевые задачи, с которыми банки (да, наверное, и любая компания) сейчас сталкиваются, а именно: повышение эффективности, сокращение затрат, повышение оперативности и достоверности получаемых отчетных данных, своевременности и правильности принимаемых управленческих решений - не могут быть решены без использования ИТ.
Я бы выделил три основных направления бизнес-задач и связанные с ними группы прикладных систем, которые, как мне кажется, сейчас должны быть интересны банкирам:
Первая задача – повышение эффективности бизнеса - получение конкурентного преимущества за счет более быстрого реагирования на изменение внешних условий и конкурентной среды, а также использования передовых управленческих технологий. Для достижения данных целей используются системы класса EPM (Enterprise Performance Management), позволяющие согласовать операционную деятельность со стратегическими целями, проводить оперативный анализ и составлять прогноз деятельности банка, а также формировать обязательную и управленческую отчетность.
Вторая – привлечение и удержание клиентов. Список систем автоматизации здесь традиционный – CRM-системы, Call-центры, которые позволяют автоматизировать процесс продаж, добиться повышения уровня сервиса, его индивидуализации, сокращения операционных издержек на всех стадиях взаимодействия Клиент-Банк.
Третья задача – минимизация просроченной задолженности - решается функционалом коллекторских систем.
Способы ее реализации могут быть разные. Мы считаем, что поскольку работа с просроченной задолженностью - есть неотъемлемая часть взаимодействия с клиентом, коллекторская система должна быть реализована на базе CRM. Анализ поведения кредиторов на этой стадии – крайне информативная и важная обратная связь для последующего правильного планирования маркетинговых кампаний, сегментации клиентов, позиционирования продуктов и формирования сценариев продаж.
Все эти решения и системы доступны на демо-стендах, а также для демонстрации в реальной работе в процессе референс-визитов.
CNews: Как изменились к настоящему моменту потребности игроков финансового сектора к проектам по модернизации информационно-вычислительной инфраструктуры?
Константин Казаков: Как я уже говорил в начале интервью, проектов по созданию новых крупномасштабных ЦОД-ов стало меньше, однако существенно увеличился спрос на проекты по модернизации инфраструктуры, целью которых является сокращение эксплуатационных затрат. Ключевые слова здесь – оптимизация, консолидация, виртуализация.
Подробно останавливаться не буду, поскольку сказано и написано по этой теме уже достаточно много. Однако хочу отметить крайнюю значимость первой фазы подобных проектов, на которой проектируется целевая «картинка» системы, разрабатывается план миграции, определяется и защищается экономическая и технологическая целесообразность модернизации системы. Понятно, что подобные работы можно доверить только очень высокоуровневому архитектору с подтвержденным багажом уже выполненных проектов и реально работающих систем.
CNews: Как изменился спрос на интеграционные решения?
Константин Казаков: И здесь опять должен сказать, что спрос вырос. Мне, конечно, тяжело говорить о рынке в целом, наверное, такие заявления могут делать только специализированные аналитические компании, такие как: IDC, Gartner и пр. Думаю, на фоне тренда на оптимизацию затрат спрос на интеграционные решения определяется вполне естественным желанием заказчиков – «выжать» из имеющегося железа и ПО все по максимуму. В ряде случаев очень небольшие работы (по стоимости и продолжительности) позволяют получить новую необходимую функциональность от имеющегося оборудования и прикладного ПО вместо покупки нового.
В области интеграционных решений самого различного масштаба лежит достаточно большой потенциал роста. Это та сфера, в которой и должны проявить себя ИТ-интеграторы. Однако рискну утверждать, что многие ИТ-компании, которые называют себя системными интеграторами, по сути, интеграцией никогда не занимались. Хотя в целом могли успешно работать, зарабатывая свою денежку либо на поставках, либо в узкоспециализированном консалтинге, при этом, называя и то, и другое интеграцией. Думаю, этим компаниям существовать в текущих условиях будет весьма непросто.
CNews: Год назад в интервью CNews вы отмечали, что доля Центра банковских технологий вашей компании по итогам 2007 года составила примерно 27% от общего ее бизнеса. Как эта доля изменилась по итогам 2008 года, за счет каких факторов?
Константин Казаков: Эта доля практически не изменилась. К сожалению или к счастью, Центр банковских технологий компании «Инфосистемы Джет» (ЦБТ-Джет) вырос за 2008 всего на 30%, как и вся компания в целом. Раньше получалось больше.
CNews: Каковы результаты продвижения собственного ПО вашей компании для создания банковской отчетности? Чем данное решение отличается от конкурирующих разработок?
Константин Казаков: Планы, которые были намечены, выполнены в полном объеме. Сейчас мы завершаем первые несколько проектов по внедрению системы обязательной банковской отчетности на базе нашего продукта JFRS – Jet Financial Reporting System. По результатам планируем начать тиражные внедрения. Спрос есть, по отзывам финансистов и главных бухгалтеров банков, продукт получился хорошим и полезным. На эту тему в феврале мы планируем сделать отдельный пресс-релиз.
CNews: Какие проекты, реализованные в банках в течение 2008 года, вы могли бы отметить в числе ключевых?
Константин Казаков: Наверное, можно было бы отметить следующие. «Юникредит Банк» - один из наиболее объемных и масштабных проектов внедрения Oracle Siebel CRM в банковском секторе России. В результате проекта внедрена единая CRM-система, объединяющая все офисы Банка на территории России и позволяющая решать задачи централизованного управления процессами продаж банковских продуктов.
«Уральский Банк Реконструкции и Развития» (УБРиР) - создание единой системы розничных продаж на платформе SAP CRM. Это первое внедрение SAP CRM в России в банковском секторе. Создано полноценное front-office решение. Его внедрение позволит банку существенно повысить эффективность обслуживания физических лиц.
«Компания объединенных кредитных карточек» - проект по приведению процессинговых систем в соответствие с требованиями PCI DSS. Была произведена предварительная оценка компании с целью выявления существующих несоответствий стандарту и разработки рекомендаций по их устранению, проведены работы по анализу рисков, спроектирован и внедрен комплекс программно-аппаратных средств защиты информации и запущены процессы обеспечения ИБ, требуемые стандартом. На заключительном этапе проекта был проведен финальный аудит с целью подтверждения соответствия всем требованиям стандарта PCI DSS.
Банк ВТБ – проект по повышению катастрофоустойчивости ВЦ банка, реализованный на технологии DWDM, модернизации системы хранения данных и системы резервного копирования. Реализованное решение, являясь фундаментом информационного транспорта, способно обеспечить требуемое качество информационных сервисов как в текущий момент, так и с учетом планов роста бизнеса банка.
CNews: Исходя из ваших ответов, получается очень оптимистичная картина - вроде и кризиса никакого нет? Как у самого ЦБТ-Джет обстоят дела в 2009 г.?
Константин Казаков: В целом – хорошо, бурного роста нет, но основные финансовые показатели за три квартала 2009 г. лучше, чем за аналогичный период 2008. При этом, например, по количеству принятых в ЦБТ сотрудников текущий год «опережает» предыдущий почти в два раза.
Думаю, что кризис – лучшее время для формирования ПРАВИЛЬНОЙ команды. Точнее, ее расширения, поскольку основной костяк команды был сформирован достаточно давно. Пожалуй, такая возможность - одно из немногих достоинств кризиса. В остальном, принимая во внимание сокращение объемов ИТ-рынка и общее снижение благосостояния его участников, оптимистичной картина никак не получается.
С другой стороны, если посмотреть на текущую ситуацию несколько шире - с философской точки зрения, то ничего драматичного не происходит. Вообще, само понятие «кризис» известно со времен появления письменности. И все это время человечество прекрасно себя чувствует, с каждым десятилетием голодающих становится меньше, а грамотных - больше. В свое время, заинтересовавшись этим вопросом, узнал, что, оказывается, кризисы имеют обширную классификацию по типам и видам. Например, выделяют «кризис рождения» - определяется трудностями формирования новой сущности или «кризис достижения цели» - это когда прежняя цель достигнута, а новая еще не определена, и процесс (или сущность) начинает деградировать, и т.д. Но важно другое - при всем многообразии типов и видов (будь то даже бытовой кризис взаимопонимания), выходов из кризиса только два: либо трудный путь «наверх», ведущий на новый качественный уровень, на новый виток эволюционного развития; либо простой путь - «крушение всех надежд, вторая «И»», а потом опять «кризис рождения».
В начале года мы собрались с коллегами по ЦБТ, обсудили текущую ситуацию и второй вариант вычеркнули, как абсолютно для нас НЕПРИЕМЛЕМЫЙ.
В завершении интервью хочу пожелать всем участникам банковского сообщества и ИТ-рынка благополучия и процветания. Доли использования населением в России банковских продуктов и услуг, а также использования ИТ-решений и сервисов самими банками еще очень далеки от показателей развитых стран, а значит, оба рынка далеки от насыщения. Уверен, что добросовестная и профессиональная работа позволит нам с вами преодолеть временные трудности.
CNews: Спасибо.