|
|
CNews: Как, по вашим наблюдениям, изменились ИТ-стратегии отечественных банков ввиду изменившейся ситуации в экономике?
Ишхан Казинян: В ответе на этот вопрос следует отделить эффекты, которые проявляются на «поверхности» и вызваны экономической ситуацией, от глубинных. Так, краткосрочно, на протяжении последних 8-9 месяцев мы наблюдаем три ярких тренда, которые характеризуют ИТ-стратегию отечественных банков. Во-первых, сокращение затрат на ИТ как обязательная мера в рамках антикризисной программы (к сожалению, очень часто данная мера используется далеко не эффективно). Во-вторых, обязательное наличие спонсора проекта со стороны бизнес-подразделений банков, которые готовы отстаивать необходимость в том или ином проекте именно с точки зрения бизнес-потребностей. В-третьих, повышенный контроль за реализацией проекта, как с точки зрения качества, так и сроков.
Что касается «глубинных» долгоиграющих факторов, то среди них я бы выделил отход от стандартов «монолитной системы», все компоненты которой приобретаются у одного поставщика. Такой подход был очень популярен в прошлом, а сейчас на арену уже вышел компонентный подход, когда для каждой бизнес-задачи, функционального направления бизнеса выбирается интегрируемое решение, лучшее в своем классе.
Также это требования к реализации в системах возможности индустриального и преднастроенного контента и функционала; достаточно осознанная ориентация в развитии ландшафтов ИТ с применением концепции СOA; процессно-ориентированное управление и мощные средства и инструментарий бизнес-аналитики. Наконец, важный фактор - распространение тенденций глобализации и стандартов бизнеса не только на крупные банки, но и на средних игроков.
CNews: Какие ИТ-продукты и услуги вышли сегодня на первый план для заказчиков финансового сектора?
Ишхан Казинян: К настоящему моменту мы видим, что затратные факторы, о которых я говорил в начале, дикутуют необходимость таких решений как бюджетирование; внедрение аналитических приложений, связанных с аналитикой клиентской базы. Повышенное внимание клиентам, работе с ними, совершенствование политики удержания выводят, на мой взгляд, CRM в первый ряд задач финансового сектора.
Безусловно, выросли требования к качеству решений по управлению рисками и ликвидностью. Не забудем и про задачи консолидации: не только балансов, но и различной управленческой отчетности, банков и организаций, без чего не обойтись в процессе слияния. Конечно, каждый банк по-своему формирует портфель продуктов, исходя из своего понимания наиболее актуальных потребностей на сегодняшний день: у кого-то в приоритете клиентская база - и значит, нужен CRM, и/или затраты - тогда очевиден интерес к компонентам ERP. Кто-то сделал ставку на BI-решения по бюджетированию и консолидации, Например, мы знаем об интересе и намерениях ряда банков автоматизировать процессы управления персоналом…
CNews: Насколько оптимальным решением для игроков финансового сектора в кризис является переход на СОА? Каким банкам вы бы рекомендовали/не рекомендовали двигаться сейчас по этому пути?
Ишхан Казинян: Поскольку процесс перехода на СОА требует и времени, и средств, то целесообразнее его рассматривать тем банкам и финансовым холдингам, которые: территориально распределены; имеют обширную клиентскую базу; предлагают комплексные услуги, зачастую объединяющие банковские операции и небанковскую финансовую деятельность; намереваются внедрять новые направления бизнеса, линейки продуктов для своих стратегических клиентских сегментов. Т.е. по сути - это крупные и средние банки или структуры, находящиеся в процессе M&A.
Отвечу в другом ракурсе: оптимальным переход на СОА будет там, где уже намечены бизнес-изменения, тогда и переход на СОА есть важная часть этих преобразований.
CNews: Как вы оцениваете текущую потребность банков в CRM? Какие продукты пользуются при этом большим спросом - CRM-модули в рамках ERP-решений или отдельные системы?
Ишхан Казинян: Текущую потребность банков в CRM, причем не только как в некоем «ИТ-решении», но и как в схеме построения внутренних бизнес-процессов в части взаимоотношения со своими клиентами, мы оцениваем очень высоко! Замечу, что на наш взгляд, CRM крайне актуален для любой компании, которая не считает себя абсолютным монополистом на рынке. А с учетом повсеместного обострения конкуренции между игроками, процессы взаимоотношения с клиентами должны быть в повышенной зоне внимания любой компании.
Отвечая на вторую часть вопроса… Если говорить честно, то это не является самым важным критерием при выборе той или иной системы. Современные технологии (тот же подход СОА) и средства интеграции приложений значительным образом понижают важность данного аспекта, а на первый план выходят такие показатели, как TCO (совокупная стоимость владения), функциональное покрытие решения, качество поддержки решения производителем ПО.
Но тут надо понимать, что в отличие от процессов бухгалтерского учета, управления персоналом, регламентированной отчетности – прежде чем задумываться о внедрении CRM-решения, надо очень четко и жестко встать на путь «CRM» - с точки зрения выстраивания внутренних процессов, мотивации сотрудников, контроля качества деятельности, знания какова себестоимость любой операции с каждым клиентом (а тут без ERP не обойтись!) и т.д. А качественные ИТ-решения в области CRM могут лишь подсказать и помочь это сделать.
CNews: Насколько в кризис, по вашим оценкам, снизился спрос банков на зарубежные ИТ-системы? Как компании, бизнес которых «завязан» на их внедрении, справляются с подобной проблемой?
Ишхан Казинян: Спрос, на наш взгляд (особенно перспективный, стратегический) изменился не существенно, а вот ценовой фактор заставляет вендоров и банки искать новую точку равновесия между спросом и предложением.
По нашим оценкам зарубежные ИТ-вендоры испытывают такой же спад спроса, как и весь рынок – т.е. примерно на 35-50% в рублевом эквиваленте, но понимают, что отсутствие поддержки и пристутвия на стратегическом рынке России и СНГ очень быстро негативно аукнется. Поэтому следует ожидать традиционного осеннего оживления и традиционных «рождественских распродаж», как результат и следствие более гибкой и взвешенной ценовой политики западных вендоров.
Вместе с тем, поведение ИТ-игроков не сильно отличается от компаний других отраслей, столкнувшихся со спадом спроса. Все пытаются повысить эффективность своего производства, пересматривают продуктовые предложения рынку и ценовую политику. В российском ИТ на западных вендоров работает еще и такой фактор: за последние несколько лет бурного развития ИТ-рынка в России сформировались очень сильные профессионалы в данном сегменте, поэтому ИТ-компании зачастую быстрее и эффективнее справляются с изменением экономической реальности, по сравнению с более классическими сегментами рынка.
CNews: Год назад в интервью CNews вы назвали узкую специализацию основным конкурентным преимуществом ND Group. Заставил ли кризис скорректировать стратегию развития компании? Или нацеленность на узкий сегмент задач оказалась для вас выигрышной в текущей экономической ситуации?
Ишхан Казинян: Под узкой специализацией New Dimension Group мы в первую очередь понимаем отраслевой принцип развития и накопления компетенций, а не тот факт, что компания представлена только в части сегментов рынка или занимается каким-то отдельно взятым продуктом. В совокупности с четко выстроенными внутренними процессами компании, которые позволяют очень быстро адаптироваться к реальностям рынка, данная стратегия оказалось для нас выигрышной – по результатам 2009 финансового года мы прогнозируем рост ключевых финансовых показателей на 25-30% по сравнению с докризисным 2008 годом.
CNews: Какие проекты, реализованные вашей компанией в течение 2008-2009 гг. вы можете отметить в числе наиболее значимых?
Ишхан Казинян: Каждый заказчик и каждый проект является значимым для нашей компании. Мы считаем, что только так возможно выстроить доверительные отношения со своими партнерами, и это тот путь, по которому мы идем. В настоящее время компания одновременно ведет 4 проекта по внедрению различных решений от SAP у заказчиков в финансовом сегменте. В независимости от объема и функциональных рамок проекта, будь то внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами, поддержка решения по регуляторной отчетности ЦБ для российских банков, автоматизация лизинговых операций или автоматизация управленческой отчетности на базе корпоративного хранилища данных, мы преследуем одну цель – качественно, в запланированные сроки и в рамках запланированного бюджета решить бизнес-цели заказчика, поставленные перед нами.
CNews: Как, по вашим прогнозам, отразится возможная «вторая волна» кризиса на перспективах информатизации банков?
Ишхан Казинян: В связи с тем, что “вторая волна» прогнозируется на осень текущего года, не думаю, что за это время будет накоплено достаточно знаний о «первой волне» кризиса, а соответственно будет очень тяжело адекватно оценить, насколько текущая политика в области информатизации банков была успешна или нет. Соответственно, мы прогнозируем, что «вторая волна» будет иметь такое же влияние (как по направленности, так и по «объемам»), как и «первая». Эффект: софт будет переоценен в сторону понижения, а стоимость услуг и так уже у многих стала по факту рублевой.
CNews: Спасибо.