|
|
Очередной ежегодный рейтинг уровня информатизации крупнейших банков России по итогам 2008 г., подготовленный CNews Analytics, вероятно, фиксирует последние результаты ИТ-стратегий, реализуемых в этом секторе на протяжении почти 10 лет. Одними из первых пострадавшие от кризиса отечественные банки сегодня вынуждены серьезно пересматривать свои подходы к проектам и затраты на ИТ. По всей видимости, ранкинг по итогам 2009 г. претерпит значительные изменения.
В рейтинге CNews Analytics по итогам 2008 г. участвуют 30 крупнейших кредитных организаций по данным ЦБ РФ на 1 января 2009 г. Всего экспертами рассматривались 50 финансовых институтов, включая представительства иностранных банков, работающих в России — «Райффайзенбанк», «Ситибанк», «Юникредит Банк», BSGV и пр.
В рамках исследования уровня информатизации крупнейших банков РФ в 2009 г. CNews Analytics были опрошены более 40 крупнейших кредитных организаций РФ, а также около 50 интеграторов и вендоров. В итоге была сформирована экспертная группа из представителей 20 компаний.
Экспертам предлагалось дать оценку следующим ИКТ-системам банков:
Среди рассматриваемых параметров с поправкой на реалии «нового времени» - изменившуюся экономическую ситуацию в стране, которая диктует новые требования, в том числе и к информационной составляющей бизнеса – наибольший вес был присвоен, в частности, системам CRM, BI, а также интеграционной платформе, уровню защиты информации, телекоммуникационной инфраструктуре и качеству управления ИТ-инфраструктурой в целом. В заметно усложнившихся условиях работы на этом рынке банкам приходится теперь обеспечивать прежний (и даже более высокий) уровень клиентоориентированности, гибкости и надежности при сильно сократившихся бюджетных средствах, в том числе и на ИТ.
Уровень информатизации крупнейших банков России 2009 | |||
Ранг 2009 | Ранг 2008 | Название банка | Город |
1 | 1 | ВТБ | Москва |
2 | 14 | BSGV | |
3 | - | Траст | Москва |
4 | 18 | Райффайзенбанк Австрия | |
5 | 3 | Альфа-Банк | Москва |
6 | 6 | Газпромбанк | Москва |
7 | 2 | Юникредит Банк | |
8 | 10 | Уралсиб | Москва |
9 | 8 | Петрокоммерц | Москва |
10 | 4 | УРСА Банк | Новосибирск |
11 | 17 | Банк Москвы | Москва |
12 | 7 | ВТБ 24 | Москва |
13 | 12 | Транскредитбанк | Москва |
14 | 15 | Возрождение | Москва |
15 | - | ОТП Банк | |
16 | - | Русфинанс Банк | Москва |
17 | 5 | Росбанк | Москва |
18 | 24 | Сбербанк | Москва |
19 | 13 | Промсвязьбанк | Москва |
20 | - | Русь-Банк | Москва |
21 | 9 | Номос-Банк | Москва |
22 | 16 | АК Барс | Казань |
23 | 25 | МДМ - Банк | Москва |
24 | 20 | Абсолют Банк | Москва |
25 | 26 | Ситибанк | |
26 | 22 | Санкт-Петербург | С-Петербург |
27 | 23 | Глобэкс | Москва |
28 | 30 | Международный Промышленный Банк | Москва |
29 | - | Ренессанс Кредит | Москва |
30 | 28 | Зенит | Москва |
Рейтинг подготовлен CNews Analytics, 2009
Первое место в ранкинге сохраняет ВТБ, традиционно демонстрирующий высокие оценки по всем рассматриваемым направлениям информатизации. Со второй строки в этот раз потеснил UniCredit другой иностранный банк – BSGV, демонстрирующий, по мнению экспертов, привлеченных CNews Analytics, высокий уровень управляемости ИТ-инфраструктуры. На третьем месте – «новичок» ранкинга, банк «Траст», успешно реализовавший, по мнению экспертной группы, внедрение CRM, хорошо интегрирующий свои системы и эффективно управляющий ИТ-инфраструктурой в целом.
Те изменения, которые отмечаются в ранкинге по сравнению с результатами предыдущего года, в значительной мере связаны с новыми подходами к оценке построенных в банках ИТ-ландшафтов. Ряд используемых АБС, ранее производивших хорошее впечатление на экспертов CNews Analytics, теперь рассматриваются как устаревающие, с недостаточной производительностью и функциональностью. В отдельных случаях речь идет о низко оцениваемых самописных системах, либо о неэффективном сочетании зарубежных и российских разработок. Вообще российский рынок сформировал в итоге достаточно негативное отношение к использованию западных систем, хотя и отмечаются некоторые успешные внедрения отдельных модулей. Опрошенные CNews Analytics представители российских банков по-прежнему отмечают в числе недостатков западных АБС отсутствие поддержки соответствия требованиям российских регуляторов, отсутствие кастомизации, а также достаточного количества специалистов по обслуживанию этих систем. Впрочем, кризис оказался, по словам Дмитрия Назипова, CIO ВТБ, фактором, полностью блокирующим проникновение иностранных АБС на российский рынок.
Точно также кризис исчерпал и интерес к ERP-системам со стороны российских банков. Однако по-прежнему остаются востребованными – и высоко оцениваются сейчас экспертами-участниками проекта CNews Analytics – СRM-системы. Отчасти благодаря начатому масштабному внедрению CRM Oracle Siebel «Сбербанку» удалось подняться в ранкинге с 24 на 18 позицию. Вообще внедрение и эффективное использование CRM рассматривается сейчас российским банковским сообществом как важный шаг на пути развития розничного направления. По мнению Алексея Катрича, управляющего директор по ИТ банка «Траст», система CRM в банке становится основной системой и заместит в скором будущем все другие расчетные и бухгалтерские системы по своей значимости – являясь ключевой в борьбе за конкретного клиента на рынке финансовых услуг.
Заметное влияние на итоговую оценку и, соответственно, на финальную позицию в ранкинге оказывал фактор подхода банка к интеграции своих систем. Принимая во внимание возможность усиления на фоне кризиса консолидационных процессов в отрасли, важно обеспечить оптимальное и оперативное объединение структур. При этом в эпоху СОА крупнейшие игроки уходят от парадигмы монолитных систем к композитным решениям.
Годом ранее эксперты отмечали, что недостаточно просто автоматизировать те или процессы, и подчеркивали, что банковские ИТ должны становиться все более клиенто– и бизнес-ориентированными. Тогда эта позиция находила, в той или иной степени, бюджетную поддержку и давала старт крупным инвестиционным проектам. Сегодня, когда практически все проекты развития «заморожены», и затраты на ИТ сокращены, задача остается прежней. Решать ее со значительно меньшими средствами, безусловно, сложнее – и здесь банковские CIO получают серьезный вызов со стороны бизнеса. Нужно не только обеспечивать прежний уровень поддержки ИТ-инфраструктуры, но и способствовать повышению производительности и операционной эффективности финансового института в целом. Вероятно, именно эти факторы получат наибольший вес при оценке уровня информатизации банков в России по итогам 2009 г. и определяет будущие изменения в ранкинге.
CNews Analytics