Обзор подготовлен

версия для печати
Банки присматриваются к ИТ-мелочам

Банки присматриваются к ИТ-мелочам

Лидеры отечественного финансового рынка сегодня сконцентрировались на том, чтобы привести в порядок имеющуюся инфраструктуру, повысить эффективность управления. Автоматизация идет в заданном русле: сняты первоочередные проблемы, внедрены платформы. Постепенно очередь доходит и до "украшений".

Развитие бизнеса идет по определенным законам: скачок (например, региональная экспансия или поглощение) и закрепление на новом секторе. Яркой иллюстрацией такого подхода является стратегия ВТБ. Крупнейший финансовый институт страны в 2007-2009 год декларировал агрессивное наращивание объемов бизнеса и доли рынка. В стратегии на 2010-2013 годы другие приоритеты, качественные: повышение эффективности, достижение целевого возврата на капитал, рост капитализации. Соответственно, в фокусе ИТ-стратегии ВТБ - развитие дистанционных форм обслуживания, автоматизация операционной деятельности, централизация, повышение качества данных. В частности, речь идет о смене CRM-системы. Корпоративное хранилище данных и внедрение АБС - это предыдущий этап. Поставщик CRM пока не выбран, сейчас в банке работает система Sales Logix.

Аналогично развитие событий в розничной "дочке" ВТБ24. Нарастив клиентскую базу в 2 раза (с 3 до 6 млн), банк также делает фокус на знании своего клиента и контактах с ним. На первом этапе было внедрена система Oracle Siebel CRM, к 2010 заработала аналитическая CRM от SAS.

Розничный лидер "Сбербанк" менее поворотлив. В его стратегии, заявленной в 2008 году и рассчитанной на период до 2014 года, на первом месте среди серьезных недостатков современной структуры стоит низкая организация клиентской работы. Далее следуют отсутствие унификации бизнес-процессов, низкий уровень автоматизации, децентрализация операций. В результате рост объемов бизнеса не приводит к повышению эффективности. В рамках исполнения стратегии полтора года назад "Сбербанк" приступил к созданию центрального хранилища данных, которое является источником информации для бизнес-приложений всех подразделений организации: финансового, коммерческого и т.п. Выбирая ПО для построения хранилища данных, руководство рассматривало системы от Oracle, SAP, Teradata. По мнению экспертов рынка, дефакто предложения Teradata являются для крупных банков промышленным стандартом, "Сбербанк" также обратился к этому решению. Масштаб предопределил трудности. Поскольку работы идут параллельно по всем бизнес-направлениям, не хватает человеческих ресурсов, проблема, возникшая на одном "фронте", автоматически влияет на смежный проект. "Параллельная работа по различным бизнес-направлениям в проекте привела к сложной системе межпроектных зависимостей и связей", - рассказывает Максим Мозговой, начальник отдела анализа клиентской базы "Сбербанка".

Коммерческие банки в подавляющем большинстве уже украшают себя "бантиками". Руководство "Абсолют Банка" выделило два стратегических направления развития по корпоративному и розничному секторам: оптимизация обслуживания по модифицированным депозитам для юридических лиц и предпринимателей и реализация пакетных предложений по обслуживанию розничных клиентов, развитие ДБО. Чтобы выполнить первый пункт программы, АБС банка была интегрирована с ИТ-платформой Murex для автоматизации казначейских операций по торговле, продажам, управлению рисками и процессингу сделок с валютой, ценными бумагами и процентными ставками.

"Снижение операционных рисков, сокращение временных затрат на сопровождение операций и увеличение скорости и качества обслуживания клиентов банка по модифицированным депозитам для юридических лиц и предпринимателей, по которым клиент в рамках одного продукта и одного договора может заключать сделки с индивидуальным набором продуктовых опций (сделки типа "Депозит Corporate Sales"), - рассказывает Кирилл Дремач, директор департамента информационных технологий "Абсолют Банка". - Выполнение проекта позволило нам создать основу для развития нашего бизнеса FX/MM: сейчас внедряются новые виды депозитов: с плавающей ставкой, амортизацией капитала, индексируемые депозиты". Новые пакеты для розницы включают пластиковые карты, расширенную версию интернет-банка "Абсолют On-Line", сервис SMS-информирования "Абсолют-Инфо", текущий счет "Сберегательный", программу привилегий "Абсолют Дисконт", а также программу "Консьерж-Сервис" для держателей карт VISA Platinum. Конечно, все новые возможности означают доработку ИТ-систем.

Очередная попытка с иностранной АБС

Интересен стратегический проект небольшого банка "Урал ФД" (Пермский край), руководство которого решило активно развивать розничное направление за счет широкого ассортимента продуктов и использования всех современных каналов продаж: интернет-банка, контактного центра, SMS и пр. Банк внедряет АБС Delta Bank производства компании Delta Informatique, которая специализируется на работе с банками франкоязычных стран. С одной стороны, система призвана повысить клиентоориентированность банка: запуск новых продуктов станет более оперативным, появится гибкое управление продуктовой линейкой, включая пластиковые карты, кредиты, депозиты, организация будет работать по принципу "одного окна". С другой, как рассказывал CNews Дмитрий Назипов, старший вице-президент, начальник департамента информационных технологий ВТБ, в России было более 50 попыток внедрения зарубежных АБС, удачными можно считать 1-2 проекта. Возможно, пришло время, используя набранный опыт, успешно локализовать новое решение.

Другие первичные внедрения зарубежных АБС на российском рынке в 2010-2011 годах не озвучивались. Это означает их малочисленность и подтверждает правоту Дмитрия Назипова. Последним крупным заявленным внедрением был проект ВТБ24 – внедрение АБС Fidelity Profile от компании Fidelity National Information Services (FIS). Банк приступил к нему в 2007 году, в 2009 году завершилось внедрение главной книги в пилотном офисе. С 2009 года началось тиражирование системы на филиалы и расширение ее функционала. В новой АБС в дополнение к базовому функционалу разработаны технологии операционного CRM: мастер-счет, единый клиентский файл для физических лиц (в 2010 году появился модуль для юридических лиц), система управления активными продажами для массового клиентского сегмента. Кроме ВТБ24, официально объявлено о внедрении АБС Profile только в банке "Ренессанс Кредит" - оно прошло параллельно с ВТБ24.

Проникновение зарубежных поставщиков на российский рынок банковской информатизации постепенно повышается, появляются новые имена, но речь идет о решении узких задач, а не внедрении АБС. Главная книга целиком в распоряжении отечественных разработчиков. "Мы локализуем и внедряем точечное западное ПО, которого нет на отечественном рынке, так называемые best of breed. Они закрывают узкую задачу, например, обслуживание VIP-клиентов, - рассказывает CNews Андрей Сыкулев, директор по развитию бизнеса компании "Синимекс". - Разработчики этих систем не присутствуют в России, у них нет локальной экспертизы. В этом году у нас уже 3 таких проекта".

Под давлением внешних условий

Многие "прекрасные порывы" ограничиваются жесткой реальностью. Ввод МСФО, требования базельских стандартов необходимо выполнить в срок, и порой львиная доля ИТ-бюджета тратится на выполнение не стратегических задач, а регуляторных требований. "Особенно актуальны для банков сегодня проекты, связанные с переходом на зарубежные банковские технологии, в том числе на МСФО и базельские стандарты по контролю за достаточностью капитала", - говорит Олег Мухтаров, директор департамента по работе с коммерческим сектором компании "Форс".

По словам эксперта, базельские стандарты (в редакции Basel II) начали внедряться в западных банках и их "дочках" в России в 2006 году, и в полном объеме должны быть внедрены к 2014 году. Например, все "дочки" банка UniCredit (Австрия), и российская в том числе, в соответствии с внутрикорпоративной стратегией развития, закончили внедрение стандартов Basel II в прошлом году. Начиная с января 2010 года расчет рисков и адекватного размера капитала ведется в новой системе и предоставляется надзорным органам Австрии и Италии.

В России же, по словам Олега Мухтарова, Центральный Банк планирует начать внедрение базельских стандартов (вероятно, в редакции Базель-3) не ранее 2012-13 годов. Тогда и станет видно влияние затрат на выполнение новой версии стандартов на ИТ-бюджеты и ИТ-стратегии банков. Пока свежих анонсированных проектов российского финансового сектора по переходу на зарубежные программные решения для составления отчетности по МСФО и выполнения требований "Базеля" крайне мало.

Наталья Анищук

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS