|
|
Обзор
Облачные сервисы 2012Обзор подготовлен
Ростелеком намерен добавить в национальную облачную платформу направление безопасных городов. Оператор работает для этого с целым рядом поставщиков такого ПО.
Темой безопасных городов ИТ-компании заинтересовались давно. Можно вспомнить покупку московским Verysell уральской «Астра СТ». Сейчас этой темой заинтересовался NVision. Директор дивизиона по работе с госорганизациями Александр Мартынов сообщает, что в декабре 2012 г. должна завершиться начавшаяся в июле этого года опытно-конструкторская разработка сервиса «Безопасный город» для облачной платформы оператора О7. В результате появится действующий макет сервиса с демонстрацией всех функций.
Продвижение этой темы государством руководитель видит в принятии федеральной целевой программы «Безопасный город». Не сложно догадаться, кто потенциально может стать оператором этого облачного ПО. «Практически в каждом субъекте есть своя региональная или муниципальная программа, направленная на совершенствование системы профилактики нарушений и усиления борьбы с преступностью, но единой программы нет», - сетует Мартынов.
Среди угроз, которые должно контролировать такое облачное решение, называется целый ряд проблем от криминальных и техногенных до санитарно-эпидемиологических и социальных. Для этого портал ситуационного центра предлагается интегрировать с выступающими источниками данных мобильными устройствами, видеокамерами, датчиками и приборами.
Из соседних систем для обмена информацией с ними называются СМЭВ и 112. Частями такого облачного ПО для безопасности городов могут стать подсистемы для аналитики и прогнозирования, информирования граждан и управления оперативными службами, ГИС, а также хранилище данных.
Вице-президент «Ростелекома» Алексей Нащекин подтвердил CNews заинтересованность оператора в добавлении в О7 ПО для безопасности городов, отметив, что компания сотрудничает по этой теме с целым рядом разработчиков.
По большому счету сейчас реальные работы по «безопасным городам» значительно ближе к инфраструктурному уровню обеспечения видеонаблюдения, чему-то из области ЖКХ, чем к интеллектуальному применению ИТ. О ряде своих проектов с силовиками и экологами Челябинской области объявляла та же «Астра СТ», с силовиками Красноярска работает «Российская корпорация средств связи» (РКСС), большие проекты видеонаблюдения в Москве ведут МГТС и «Комкор».
Интересно, что довольно сильны в мире позиции российских разработчиков интеллектуального ПО для видеонаблюдения. Такие разработки могут разворачиваться поверх инфраструктуры камер и фиксировать ряд событий, такие как разделение объектов, когда человек оставляет чемодан. Подобным ПО занимается, например, ITV (работает под торговой маркой AxxonSoft).
Мировой опыт проектов безопасных городов
Страна, город | Проект |
США, Нью-Йорк | Центр по раскрытию преступлений в реальном времени |
Великобритания, Лондон | Система видеонаблюдения и мониторинга |
Испания, Мадрид | Единая система реагирования на ЧС |
Швеция, Стокгольм | Платный въезд в центр города |
ЮАР, Йоханнесбург | Центр управления ЧС к чемпионату мира по футболу 2010 |
Китай, Шэньчжень | Система видеомониторинга и контроля перемещения людей |
Источник: NVision, 2012
Отечественный опыт проектов безопасных городов
Город | Проект |
Москва | Безопасный город |
Татарстан | Безопасный город |
Башкортостан | Центр управления силами и мониторинг транспорта |
Бурятия | Проект «Безопасность жизни» |
Ростов-на-Дону | Ситуационный центр «Безопасный город» |
Кемерово | Система мониторинга и видеонаблюдения |
Источник: NVision, 2012
Государственный ЖКХ крайне инерционен и действительно «умного» функционала городах пока нет, но можно вспомнить переживший теракт аэропорт «Домодедово», которому после этого пришлось всерьез заняться давтоматизацией безопасности.
Наземное наблюдение за машинами и самолетами, перемещающимися по полю, включает в себя контроль опасных сближений и предупреждение диспетчеров о них. Датчики на ограждениях, входящие в систему контроля периметра, реагируют на движение и вибрацию, используются инфракрасные камеры. В итоге "умный забор" аэропорта передает операторам кроме картинки предполагаемого нарушения (в итоге качающий забор может оказаться лисой) еще и оценку степени угрозы.
Теленаблюдение высокой четкости кроме уже упоминавшегося контроля разделения объектов отвечает за определение госномеров машин на стоянке. Еще при скоплении пассажиров на пограничном контроле автоматически генерируется заявка на открытие дополнительных кабинок в этом узком месте. Наконец, можно назвать такие части «безопасного аэропорта», которые могли бы перекочевать и в города, как биометрический контроль доступа на перрон для персонала и портативные видеокамеры фиксации у сотрудников службы безопасности.
Денис Легезо