Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Обзор подготовлен

версия для печати

Облачные мифы и реальность: как переубедить CIO


Облачные мифы и реальность: как переубедить CIO

Основная причина неуспешного пока продвижения «облаков» в корпоративном секторе – в явном несовпадении ожиданий ИТ-служб от них, и того, что облачный подход действительно может дать. Выгоды от перехода на облачный принцип оказания и потребления ИТ-услуг лежат в совершенно иной плоскости - в плоскости потребителей ИТ, а не ИТ-служб. Именно конечные пользователи и являются основными «бенефициарами» перехода к «облакам» - и, возможно, поэтому на массовом рынке публичных облачных сервисов никого особо убеждать не нужно.

Если проанализировать результаты многочисленных опросов и исследований на тему перспектив «облаков» в корпоративном сегменте (в частности, проведенный Cnews в прошлом году опрос российских ИТ-директоров), то аргументы «против» можно сгруппировать в три блока. Если первый полностью соответствует действительности, то два других – наоборот, и легко опровергаются.

Главный аргумент, №1: Нас со всех сторон убеждают, говорят ИТ-директора, что облачные технологии призваны снижать расходы на ИТ, в этом их ключевая ценность для бизнеса. Но убедительных доказательств того, что в российской действительности расходы действительно снижаются, пока не представлено. А вот головной боли ИТ-службе они добавляют.

Аргумент №2: Переход на облачную модель обязательно означает необходимость передать в некое неконтролируемое ИТ-службой облако все корпоративные данные, что неминуемо приведет к их утечке и катастрофе для бизнеса.

Аргумент №3: в отличие от Запада, информационно-коммуникационная инфраструктура в России не готова надежно передавать и обрабатывать  громадные объемы данных, которые неминуемо возникнут при переходе к «облакам».

Действительно, переход в «облака» отнюдь не снижает затрат на ИТ, даже на Западе. И тем более в России, где ИТ традиционно недофинансированы в разы – куда уж дальше снижать? Но, как уже говорилось, даже в странах с существенно более высокой долей расходов на ИТ в экономике снижения также не наблюдается.

А вот что действительно наблюдается, так это трансформация структуры расходов на ИТ. Так, появление совершенно необходимой для развертывания облаков виртуализационной прослойки между аппаратным уровнем и уровнем прикладного софта приводит к переносу расходов с аппаратного обеспечение на ПО виртуализации, а также на необходимый для ее обслуживания персонал или соответствующие внешние услуги. И, во всяком случае пока, при нынешней лицензионной политике, не особо «заточенной» под облака и виртуализацию, общего снижения расходов на ИТ не происходит.

Так что же, нет никакого экономического смысла переходить в «облака»?

С точки зрения ИТ-служб, достаточных причин для столь радикальной трансформации действительно нет. А с точки зрения потребителя, того самого юзера?

Коммунальные ИТ

Чтобы ответить на этот действительно важнейший вопрос («изменились ли эти горожане внутренне»), необходимо вернуться к самому началу облачной истории, в 60-е годы прошлого века, когда был сформулирован основной принцип «облака». Это был принцип коммунального использования ИТ-инфраструктуры и сервисов: потребляй ровно столько, сколько нужно в данный конкретный момент. Ограничения из инфраструктурных - возможностей оборудования рабочего места, ограничений по доступу с рабочего места к необходимой информации и приложениям, трансформируются в экономические – в плату за объем и качество потребленных услуг.

Это как в случае с хорошо знакомым коммунальным сервисом центрального отопления и горячего водоснабжения, когда вода греется на ТЭЦ, и доставляется по трубам в квартиры потребителей, где есть только краны, регулирующие температуру и объем потребления.

Действительно, ведь для потребителя это намного удобнее, проще и зачастую дешевле, нежели собственная котельная или котел АГВ на кухне и в ванной. Но намного сложнее для поставщика услуги, которому необходимо строить сложнейшие инженерные сооружения для нагревания воды и подачи ее с минимальными потерями тепла в дома потребителей.

Еще приятный для потребителей момент: отсутствие жесткой привязки сервиса к абонентскому оборудованию. Можно поставить любой кран и умывальник, вода в квартире от этого не исчезнет. Ровно так же и в случае с облачными ИТ-сервисами.

Если говорить о наиболее «продвинутой» облачной модели – модели SaaS, то все необходимые для предоставления облачного сервиса данные консолидировано хранятся и обрабатываются в специальных, приспособленных для этого местах – центрах обработки данных (ЦОД). Кстати, аналогии с ТЭЦ добавляют и планы использовать выделяемое вычислительным оборудованием ЦОД тепло для обогрева помещений. На рабочих местах пользователей ничего не хранится и не обрабатывается. Ввиду того, что в случае облаков оборудование рабочего места может быть сведено к средству отображения и не требующей обслуживания IP-приставке (в некоторых моделях мониторов - встроенной), от пользователя никаких специальных знаний для использования ИТ-сервисов не требуется, как не требуется от домохозяйки знаний в области гидродинамики и теплотехники, чтобы открыть и закрыть кран с водой.

Для ИТ-сервисов дополнительным, и очень существенным для потребителей бонусом является отсутствие географической привязки при пользовании сервисом. Это может быть любое место с широкополосным доступом в Интернет.

Тут самое время вспомнить про неготовность вычислительной и сетевой инфраструктуры в России к массовому оказанию облачных услуг.

Готовность вычислительной и коммуникационнойинфраструктуры

Если говорить о вычислительной инфраструктуре, то, по данным CNews, площади коммерческих ЦОД удвоились за последние два года. Примерно та же динамика и по корпоративным ЦОД. Более того, существует возможность в 3-4 раза повысить загрузку уже имеющихся коммерческих мощностей за счет перехода от доминирующих сейчас услуг co-location и аренды физических серверов к аренде виртуальных серверов и приложений.

Что касается каналов связи. Во-первых, никаких особенных требований стандартное офисное виртуальное рабочее место к каналам связи не предъявляет, и умощнения их не требует. В частности, требования VDI к емкости канала намного ниже, чем в случае со стремительно завоевывающими сейчас популярность развлекательными сервисами потокового видео. По одной простой причине – в процессе предоставления облачного VDI-сервиса обрабатываемые данные, в основном, не покидают пределов ЦОД. А при использовании протокола PCoverIP и устройств класса zero-client вообще не покидают: по каналам связи передаются лишь сжатые и зашифрованные описания пикселей изображения экрана.

Во-вторых, коммуникационная инфраструктура – единственный в России вид инфраструктуры, по своему развитию находящийся на уровне ведущих экономик мира. Просто бурный рост трафика приводит к тому, что несмотря на ежегодный ввод порядка 150 тыс. км оптоволоконных (ВОЛС) и 80 тыс. км цифровых радиорелейных (ЦРРЛ) линий, новая емкость быстро заполняется, ее опять не хватает, и строятся новые сотни тысяч километров линий связи, как физически, так и за счет задействования проложенных ранее «темных» (неиспользуемых) волокон. И никаким сдерживающим фактором это не является.

Проблема информационной безопасности, «публичные» облака против «частных»

Возвращаясь к потребителям. Неудивительно, что именно они первые «распробовали» вполне очевидные преимущества облачных сервисов, и стали их активно использовать в том числе и для служебных нужд, так сказать, в частном порядке, не спрашивая мнения корпоративных ИТ-служб. Это и сервисы интернет-почты, и сервисы хостинга данных, и облачные коммуникационные сервисы (различные мессенджеры, Skype и прочие), сервисы совместной/проектной работы.

В результате появился, наверное, единственный в истории ИТ пример, когда сложный ИТ-сервис или технология вначале «прижилась» на массовом рынке, а не на корпоративном.

Кстати, о корпоративных данных. Плохая новость состоит в том, что по описанной выше причине часть из них уже в облаках, причем публичных. А если учесть, что на подходе массовые облачные сервисы для полного пакета офисного ПО, то перспективы просто «пугающие». Дело вполне может кончиться тем, что все слабоструктурированные данные, обрабатываемые с помощью пакетов офисного ПО, перекочуют в публичные облака, а внутри корпоративного ИТ-контура останутся данные транзакционных систем, составляющие не более 20% всего объема корпоративных данных. Да и здесь компании-разработчики ERP и других транзакционных систем вовсю стараются вывести на рынок конкурентоспособную услугу аренды такого ПО. Вполне возможно, это им и удастся.

Но есть и хорошая новость, кстати, совсем новостью не являющаяся. Защищенность данных зависит не от того, в каком облаке они находятся – просто регулируется это разными инструментами, а от того, чтобы они в принципе там были, чтобы они были консолидированы. Ведь при локальном (на рабочих местах) хранении и обработке данных, а именно так сейчас и происходит, защита данных является в принципе неразрешимой задачей. Это, в частности, подтверждается обилием ворованных баз данных с персональными данными, почти в открытую распространяемых через интернет. Что характерно, ни одна из них не была украдена из публичного облака.

Поскольку сейчас фактически явочным порядком стираются границы между корпоративной ИТ-инфраструктурой, приложениями и сервисами, и публичной, первая становится элементом второй, формируя глобальную интегрированную информационно-сервисную систему на базе привычного Интернета.

В свете вышесказанного очевидно, что из четырех моделей развертывания облаков, наиболее известными из которых и почему то противопоставляемыми друг другу являются модели частного и публичного облака, наиболее перспективными являются практически незамеченные «широкой общественностью» модели гибридного облака и облака сообщества.

Да и плохо ли это для бизнеса? Наверное, совсем неплохо, во всяком для некоторых его видов. Это как отказ от рожденного в голове Мао Цзедуна подхода к индустриализации с выплавкой чугуна в каждом деревенском доме, который показал свою несостоятельность еще во времена «большого скачка» в Китае.

Что реально дают облака

Кстати, еще об одном, пожалуй, наиболее устойчивом, мифе, связанном с облаками. Практически непререкаемой истиной считается то, что облачный подход как таковой, и публичные ИТ-сервисы в частности, дают наибольший эффект и востребованы главным образом малым и средним бизнесом, а на крупный особого влияния не оказывают.

Но даже первые попытки «копнуть глубже» показывают, что все ровно наоборот, а водораздел по наличию существенного положительного эффекта от облаков лежит не в горизонтальной плоскости (размер бизнеса), а в вертикальной (группы отраслей) и отчасти в географической, связанной с вертикальной.

Ведь что дает облачный принцип? Он дает кардинальное повышение эффективности работы персонала с информацией. А в каких отраслях или группах отраслей это дает максимальный эффект для бизнеса в целом? В тех, где персонал и информация являются ключевыми активами. Причем чем крупнее предприятие, тем, при прочих равных, этих активов у него больше, и тем сложнее обеспечивающие производственный процесс информационные связи. Причем сложность эта возрастает с ростом бизнеса нелинейно, в геометрической прогрессии. И тем сильнее эффект от радикального упрощения этих связей, даваемый «облаками».

Теперь о связи отраслей и географии. Как и для коммунальных услуг, облачные ИТ-блага доступны в основном в крупных городах с развитой инфраструктурой, а для «сельской местности» больше подходит принцип самообеспечения: собственная скважина вместо централизованного водоснабжения, септик вместо канализации, котел вместо централизованного отопления.

А вот здесь появляется и отраслевая специфика. Дело в том, то в мегаполисах, в том числе и в российских, сейчас уже преобладает сфера услуг (включая гос. услуги и корпоративное управление), а материальное производство – это «медвежьи углы», находящиеся на полном самообеспечении. С другой стороны, именно для сферы услуг, а не для материального производства, применение облачного подхода дает максимальный эффект. Он позволяет существенно эффективнее организовать использование ключевых активов, коими для сферы услуг, в отличие от материального производства, являются не только и не сколько основные фонды (оборудование), сколько персонал и информация.

И вот в этой точке как раз потребности совпадают с возможностями, и именно здесь появляется экономический эффект от облаков. Ведь, мягко говоря, неоптимальность процессов работы персонала с информацией является основной причиной удручающе низкой производительности труда в сфере услуг, и, как следствие, низкого их качества при неадекватно высокой себестоимости. Причем если сопоставить производительность труда в сфере услуг в России и развитых экономиках, то можно и количественно оценить резерв роста. Он кратный, в 4-5 раз. А это даже не подзабытое удвоение ВВП, а упятерение!

И вот тут наконец сбывается мечта CIO о том, чтобы ИТ стали неотъемлемой и очень важной частью бизнес-процессов, непосредственно и существенно влияли на экономические показатели бизнеса.

Во-первых, облачный принцип позволяет совершенно по-иному, намного гибче и эффективнее, выстроить производственный процесс. Даже если речь идет о традиционной модели организации труда, когда персонал, информация, ИТ-инфраструктура и приложения находятся внутри одного офиса и одной локальной сети. Сам факт консолидации всей корпоративной информации - на рабочих местах она более не хранится и не обрабатывается - поднимает на принципиально иной уровень такие ключевые ее характеристики, как доступность, актуальность и непротиворечивость. Что уж говорить о территориально-распределенных бизнес структурах, структурах, широко использующих труд фрилансеров, зависящих от контрагентов и смежников и т.п.

Во-вторых, существенная часть процессов оказания услуг, или даже услуга целиком может быть перенесена в онлайн, что радикальным образом снижает транзакционные издержки и повышает охват аудитории.

Возвращаясь в начало, можно констатировать, что облака действительно снижают расходы, но не ИТ-службы в отдельности, а всего бизнеса в целом. И не только снижают расходы, но и одновременно повышают доходы, конкурентоспособность и устойчивость бизнеса.

Кстати о конкурентоспособности и уровне цен. Многие, наверное, тут улыбнутся. Мол, кого в нашей стране беспокоит конкурентоспособность?! Ломи «три конца» за любой товар или услугу и не парься! Пока да, не беспокоит – куда этот клиент денется то «с подводной лодки», более качественной и дешевой альтернативы ведь все никто не предлагает.

Но ситуация может довольно быстро измениться, и отнюдь не из-за свершившегося вступления в ВТО, а из-за тех самых облачных сервисов.

Дело в том, что как вскользь уже было сказано выше, этими сервисами могут быть не только информационные, но и перенесенные в онлайн разнообразные офлайн-услуги.

Так, например, традиционные форматы торговли товарами длительного пользования уже испытывают довольно заметное давление со стороны интернет-торговли, причем не только отечественной. А если учесть, что стоимость одного и того же товара на Амазоне даже с учетом доставки дешевле в разы, чем в российском магазине, то перспективы традиционных форм торговли становятся уж совсем туманными.

Аналогичная ситуация с финансовыми услугами. А вот для социальных сервисов, в частности, образовательных, дистанционный канал имеет вполне реальные шансы стать вообще безальтернативным.

Дело в том, что, с одной стороны, традиционная «образовательная инфраструктура» на российской территории исчезает с пугающей быстротой. Так, только по официальным данным, за последние 20 лет в России было закрыто 20 тысяч школ (30% от общего количества). А более половины из оставшихся непригодны для обучения по санитарным нормам. В высшем образовании со зданиями ситуация получше, но есть другая проблема: средний возраст преподавательского состава практически сравнялся со средней продолжительностью жизни в стране. Думаю, вывод сделать не составит труда.

С другой стороны, такими же быстрыми темпами появляется индивидуальное жилье, строящееся, в основном, на землях сельхозназначения, где никогда не было никакой социальной инфраструктуры. Так, в 2011 году в структуре ввода жилья индивидуальное жилье практически сравнялось с многоквартирным – 43% против 57%, а по итогам 9 месяцев этого года – превысило 50%. Если учесть, что большая часть и многоквартирного жилья также строится «в чистом поле», то картина станет вполне точной.

В результате, например, в московских школах до 80% учеников даже в начальных классах проживают не на закрепленной за школой территории.

Но и ресурс социальной инфраструктуры мегаполисов не безграничен, поскольку и емкость помещений ограничена, и транспортная ситуация больше похожа на транспортный коллапс.

Вот и получается, что в целом ряде случаев, например, для социальных сервисов, альтернативы полноценному дистанционному интерактивному каналу может просто не существовать, а для остальных видов услуг облака необходимы, чтобы решить задачу неприемлемо низкой в условиях жесткой глобальной конкуренции производительности труда.

Александр Герасимов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS