|
|
Обзор
Облачные сервисы 2012Обзор подготовлен
Каждая шестая отечественная компания собирается развивать в 2012 г. те или иные облачные сервисы, показали результаты ежегодного опроса CNews Analytics. Более все российскому бизнесу интересны пока сервисы IaaS, на очереди - рост популярности гибридных облаков и SaaS.
По данным опроса 150 CIO, проведенного CNews Analytics, в 2011 г. только 8% компаний развивали облачную инфраструктуру, но в 2012 г. подобной целью задались уже 16% опрошенных. Если смотреть на долю облаков в общей структуре реализуемых ИТ-проектов, то в 2011 г. на них пришлось 5%, а в 2012 г. планировалось увеличить этот показатель до 8%.
Подобные темпы коррелируют с данными IDC: аналитики международной компании полагают, что в ближайшее время российский рынок облаков будет расти в среднем в год на 100%. По оценке IDC, в 2010 г. объем российского рынка едва превысил $35 млн ($13 млн - публичные облака и $22 млн - частные), но уже к концу 2015 г. достигнет $1,2 млрд. Оценка компании Parallels – рост до $1,5 млрд.
ИТ-проекты, реализованные российским бизнесом в 2011 г.
Источник: CNewsAnalytics, 2012
Планы по ИТ-проектам на 2012 г.
Источник: CNewsAnalytics, 2012
Поставщики указывают на то, что у бизнеса не сформировалось пока общей точки зрения, что именно понимать под облачными сервисами: «Облако нельзя реализовать «под ключ», это многоэтапный проект, - рассказывает генеральный директор VMware в России и СНГ Александр Василенко. - Данные цифры коррелируют с нашими оценками российского рынка проектов виртуализации, которые, по моему мнению, являются первым этапом на пути к облакам. Наша практика показывает, что реализованных облачных проектов в процентном отношении гораздо меньше указанных цифр, особенно если говорить о двукратном росте облачных проектов в 2012».
В свою очередь, данные опроса CNA свидетельствуют, что компании как раз переходят от виртуализации к внедрению именно облаков. В 2011 г. на виртуализацию приходилось 20% всех проектов, в планах на 2012 г. их доля сократилась до 8%.
Другой точки зрения придерживается директор бизнес-направления аппаратно-программных комплексов компании «Микротест» Игорь Литвинов, который согласен, что доля компаний, внедряющих облака в 2011 г. составила около 8%. Однако он предупреждает, что не стоит преувеличивать скорость роста числа запланированных проектов: «Часть планов связана с первыми опытами использования облаков. Часть компаний перенесет в облака низкокритичные решения, часть планов компаний вообще не выполнятся».
Можно сказать, что рынок до последнего времени был несколько перегрет разговорами об облачных сервисах. Вполне объяснимо, что новая технология привлекает внимание специалистов и вызывает бурные обсуждения в СМИ, тем не менее, практика внедрений пока отстает от масштабов дискуссий.
«В плане реализации подобных проектов мы не видим взрывного роста, здесь Россия не дотягивает до европейского уровня, - констатирует Александр Василенко. - Помимо этого наши различия с продвинутой Европой не только в количестве облачных проектов, но и в качестве отношения к ним. В Европе гораздо жестче конкуренция на рынке, востребованность таких инструментов, как облака – это возможность получить дополнительный «бенефит», дифференцироваться от конкурентов для своих заказчиков». Таким образом, приходится констатировать, что в России облако это до сих пор технологическая «фишка», а не бизнес-потребность.
Игорь Литвинов не согласен, что рынок облаков был перегрет, но признает, что некоторые поставщики преувеличили универсальность таких сервисов: на данный момент он определяет облака в качестве нишевого продукта. Руководитель департамента облачных технологий компании Softline Cергей Боровиков утверждает, что правильно говорить не о разочаровании от «радужных перспектив облаков», а об изменении потребностей бизнеса: «Действительно, ожидания от SaaS были преувеличены, а вот IaaS выходит на первые позиции и наращивает обороты. Хотя в каждом сегменте есть безусловные лидеры, рост которых не замедляется, например GoogleApps. В ближайшее время инфраструктура как услуга будет самым актуальным облачным сервисом».
Нельзя не согласиться, что рынок SaaS в России пока развит слабо, гораздо чаще встречается сервис «инфраструктура-как-услуга» (IaaS). «Это самая простая в реализации из облачных технологий. При этом она же самая понятная для потенциальных заказчиков. Именно поэтому она распространена более всего. Потенциально SaaS интереснее, так как ближе к бизнесу заказчиков, а, следовательно,им проще оценить возврат инвестиций от использования этой услуги», - считает Игорь Литвинов.
В компании VMware считают, что следующий этап развития рынка – это гибридные решения, когда бизнес в дополнение к своему частному облаку может использовать ресурсы внешних публичных облаков. «Это оптимальный вариант с точки зрения крупного и среднего бизнеса, особенно с учетом требований к хранению персональных данных и ограничений возможности использования публичных облаков и соответственно SaaS», - объясняет Александр Василенко.
С другой стороны, в долгосрочной перспективе будущеенесомненно принадлежит Software-as-a-Service. Сейчас чаще всего по такой модели работают электронная почта, видеоконференции, растет популярность GoogleAppsи Office 365. Опыт зарубежных стран показывает, что вслед за этим бизнес переводит на аутсорсинг ERP, CRMи другие бизнес-системы. О потенциальной востребованности SaaS говорит успех российской компании «СКБ Контур», которая по облачной модели предлагает решение для подачи налоговой отчетности.
Для дальнейшего развития облаков в России требуется расширять пропускную способность интернет-каналов,повышать безопасность решений и вести «просветительскую» работу среди заказчиков, многие из которых до сих пор скептически относятся к облакам. «Переломить недоверие, наверное, нельзя, а вот показать действительно успешные кейсы на российском рынке – можно», - говорит Сергей Боровиков.
«Проблема с каналами связи активно решается, это перестает быть камнем преткновения в развитии облачных решений, - рассказывает Александр Василенко. - Раньше был повсеместный недостаток каналов и, с другой стороны, высокие требования приложений к их пропускной способности. Сейчас идет встречное движение как со стороны каналов, так и со стороны разработчиков продуктов для создания облачных решений - улучшается телеком-инфраструктура и снижаются требования к скорости доступа».
Павел Лебедев/СNews Analytics