|
|
Обзор
Облачные сервисы 2012Обзор подготовлен
Расходы на SaaS ждет, по всем предсказаниям, галопирующий рост. Однако, с другой стороны, потребители перестанут воспринимать облака в качестве ИТ-«панацеи» и займутся более тщательным анализом преимуществ и недостатков тех или иных облачных сервисов.
По прогнозам Gartner, рынок публичных облачных сервисов в 2012 г. составит $109 млрд, увеличившись в денежном эквиваленте на 19,6% за счет роста IaaS-решений – они являются самым быстрорастущим сегментом (наряду с SaaS и PaaS), который увеличился по сравнению с 2011 годом на 45,4%. Большую часть рынка при этом занимает сегмент облачных решений для автоматизации бизнеса – это примерно 77% от всего объема или $84,2 млрд (в 2011 г. – $72 млрд). Игроки SaaS-сегмента заработают по тем же прогнозам к концу 2012 года не менее $14,4 млрд, а IaaS-провайдеры – $6,2 млрд, причем в дальнейшем именно инфраструктурные решения будут определять облик ИТ-отрасли. Эд Андерсон, директор по исследованиям Gartner, замечает, что в 2010 г. IaaS занимали меньше трети от оборота SaaS, но к 2016 г. их размеры сравняются.
По данным аналитиков IDC, к концу 2012 г. более 80% всех новых приложений (как корпоративных, так и для конечных пользователей) будут предлагать, в том или ином виде, функции работы в облаке. Это будет характерно, прежде всего, для мобильных платформ, где облака продолжат наращивать свое присутствие – мобильные устройства вытесняют десктопы, и распространение новых технологий будет полностью за ними. IDC оценивает уровень текущих расходов на облака, развитие мобильных решений, решений в области социального веба и аналитики Big Data (связанной со всеми этими направлениями, генерирующими 2,7 Зб в год) на уровне 20% от общих ИТ-расходов. Этот показатель растет шестикратными темпами относительно остальных расходов и к 2020 г. компании будут тратить свои деньги только на эти технологии. Это приведет к серьезной деформации парадигмы потребления ИТ-решений и создаст новые условия для развития рынка.
Несмотря на то, что облачные сервисы больше всего развиты в Северной Америке, а США генерируют больше всего выручки для облачных провайдеров, дальнейший рост рынка будет связан с Индией, Индонезией, а также с Китаем, Россией и Латинской Америкой (Аргентиной, Мексикой и Бразилией). Северная Америка будет при этом агрегировать порядка 61% всей выручки до 2016 г., в то время как Западная Европа покажет низкие темпы роста из-за экономических проблем - как и ряд стран Тихоокеанского региона из-за рецессии в Японии.
Основным драйвером роста для этих направлений остается софт, распространяемый по модели SaaS. По оценкам IDC, в Европе объем этого рынка в денежном эквиваленте в 2011 году равнялся $3,5 млрд долларов, а в 2014 г. он достигнет $8,2 млрд. Это происходит за счет того, что SaaS-продукты применяют в своей деятельности уже большинство компаний – суммарное количество тех, кто полностью перешел в «облако», перешел частично и запустил пилоты, составляет 64% от числа всех бизнесов. Впрочем, на данный момент рост популярности «облаков» связан с тем, что заказчики применяют простые SaaS-решения – они чаще всего пользуются почтой, ИБ-продуктами, СУБД и приложениями для автоматизации бэк-офиса из облака (в пределах 18-30% от общего числа для полного перехода и до 43% в ограниченном режиме). В списке «аутсайдеров» сегодня значатся CRM, BI, HRM, ECM-продукты – их популярность не превышает 12% и 23% соответственно. Аналитики склонны объяснять эти результаты тем, что ключевой клиент для «облаков» - малый и сверхмалый бизнес – не до конца охвачен решениями на базе SaaS (бедное предложение софта, недостаточно гибкое ценообразование, нерешенные вопросы ИБ, низкий уровень доверия к поставщику). Тем не менее, понимание того, для чего нужны «облака» у заказчиков есть – как показывают опросы, все отмечают сокращение издержек на уровне 10-20%, повышение мобильности сотрудников и оптимизацию простых бизнес-процессов.
В США показатели выше. По данным регулярно проводимого опроса Forrester 56% из 690 респондентов, представляющих американские компании, отметили, что они планируют или уже используют SaaS-продукты и готовы/готовятся заменить существующий софт ими. Совместное использование характерно и для тех, кто рассматривает такую возможность, и для тех, кто уже работает с «облаками», а замены пока в основном только касаются тех, кто только задумывается в перспективе.
В свою очередь, из тех, кто уже избрал путь использования SaaS в бизнесе, 73% отмечают повышение производительности труда и ускорение принятия решений, а 60% (из 920 опрошенных, которые могли выбрать более одного ответа) - более быстрый доступ к возможностям программного обеспечения, например, простота подключения дополнительных пользователей к хранилищу документов.
На фоне достаточно радужных перспектив роста SaaS-рынка заметны и критические настроения среди аналитиков и достаточно большого количества заказчиков. К 2012 г. они созрели уже для того, чтобы руководствоваться не маркетинговыми материалами при принятии решений, а ТЭО, рассчитывая, что от внедрения или при отказе от использования облачного ПО (после пилота или бета-тестирования), они, соответственно, получат или упустят свою экономическую выгоду. Соображения экономии на облаках за счет более выгодного лицензирования (оплата только за используемые опции, количество рабочих мест, отсутствие расходов на аппаратное обеспечение), которые фигурируют в практически всех исследованиях рынка, разбиваются о реалиях жизни, заключающихся в том, что целое стоит дешевле, чем нечто по частям. В отличие от "целых" типовых бизнес-приложений, которых на рынке представлено достаточно количество, "цельных облаков" (PaaS, IaaS) значительно меньше. В итоге компания, переходящая на облако, вынуждена будет приобретать два и более SaaS-продукта и объединять их в рамках своей ИТ-инфраструктуры. По данным Forrester Research, сейчас 26% компаний планируют подключить несколько дополнительных облачных решений от разных вендоров. Это в большинстве случае обойдется им дороже, чем одно традиционное ПО с некоторым количеством дополнительных утилит.
Одной из массовых тенденций рынка SaaS сегодня является постепенная консолидация: облачное ПО выпускают не только гиганты ИТ-рынка - как Microsoft или Google, но и различные стартапы, использующие в рамках аренды или их "облачные" платформы, или собственные разработки. В силу конъюнктуры рынка амбиции стартаперов могут быть направлены как на сохранение самостоятельности собственного бизнеса, так и на продажу его более крупной компании, в частности, тем же вендорам или институциональным инвесторам, которые могут использовать абонентскую базу в отличных от изначальных планов основателей SaaS-продукта целях.
Другая крайность - привязка к поставщику SaaS. Действительно, использование облачного ПО может дать реальную выгоду в самом начале развития бизнеса и поможет преодолеть несколько этапов его расширения, но потом вполне возможно возникновение ситуации, когда компания "вырастает" из такого сервиса. Обычно в таких условиях строится частное облако внутри фирмы, где устанавливается соответствующее программное обеспечение. Однако такая возможность есть далеко не у всех вендоров, и на этом этапе могут возникнуть сложности с тем, что информация, накопленная в облаке, "застрянет" там: поставщик ПО не предоставит данные клиенту или сам проект переноса данных в частное облако или на традиционные платформы обойдется во весьма внушительные суммы. По этой причине «облачные» продукты начинают напоминать унаследованное ПО – проблемы миграции данных из сервиса в сервис решает по-прежнему меньшинство проектов на рынке.
Михаил Демидов/CNews Analytics