|
|
Обзор
Облачные сервисы 2012Обзор подготовлен
Начальник департамента инфраструктурных решений «АНТ-Информ» Михаил Гончаров рассказал CNews, какие сервисы уже созрели для вывода во внешние облака и каков размер экономии при их использовании, а также поделился своим мнением насчет того, когда 100% стандартизируемых сервисов уйдут в облако.
CNews: Какие стратегические цели стоят перед вашей компанией, и какую роль в их достижении играют облачные сервисы?
Михаил Гончаров: Наша компания, как, наверное, и все остальные, стремится оптимизировать расходы, повысить рентабельность бизнеса, улучшить производительность труда, и, соответственно, быть более конкурентоспособной на рынке. Облачные сервисы помогают в кратчайшие сроки и с минимальными затратами получить необходимые бизнесу ИТ-продукты. Облачные сервисы легко и быстро масштабируются, если они перестают быть востребованным, от него легко можно отказаться.
CNews: Какие облачные сервисы реализованы в вашей компании? Почему вы решили вывести их в облако?
Михаил Гончаров: «АНТ-Информ» обладает большим количеством структурных подразделений в разных городах России и насчитывает более 2000 человек. Естественно, в процессе работы требуется достаточно плотное взаимодействие между сотрудниками, рабочими группами и руководителями проектов, которые находятся в разных уголках нашей страны. Соответственно, помимо электронной почты, зачастую требуются и телефонные звонки и конференции. И если с электронной почтой у нас, в общем, никаких проблем нет, т.к. мы используем собственные почтовые сервера, то с телефонией затруднений достаточно много. В частности, для второго московского филиала, несмотря на наличие собственной АТС, это, во-первых, большие затраты на междугородние звонки, а, во-вторых, специфика работы такова, что многие сотрудники длительное время целыми группами работают на территории заказчика, где нам попросту никто не даст поставить свою телефонную станцию. Иногда заказчики временно выделяют нашим специалистам телефоны из своей номерной ёмкости, но, как правило, это один телефон на несколько человек, так, что чаще всего нам приходится покупать сотрудникам безлимитные мобильные телефоны, которые также приходится менять, когда специалисты едут в командировки и оказываются в роуминге. Всё это достаточно сильно усложняет взаимодействие, т.к. иной раз попросту никто не знает, каким образом сейчас можно позвонить тому или иному сотруднику, потому что у него нет постоянного телефонного номера.
СNews: Какие варианты решения проблемы вы рассматривали?
Мы достаточно долго искали и продумывали пути решения данной проблемы, и в определённый момент обратили внимание на систему объединённых коммуникаций компании Microsoft Lync , одним из преимуществ которой является повсеместный доступ и замена офисной IP-телефонии. Сначала мы смотрели в сторону внедрения данного или аналогичного решения внутри компании, но здесь тоже возникли различные вопросы. Во-первых, стоимость приобретения продукта оказалась достаточно высокой (более 15000р. на 1 человека), во-вторых, для нас это продукт новый и, соответственно, мы не были уверены, что он удовлетворяет все наши потребности. Также поднимались вопросы о его надёжности и дальнейшем сопровождении. Поэтому мы решили рассмотреть возможность аренды Lync в облаке.
CNews: Кто является вашим облачным провайдером и почему выбор пал именно на него?
Михаил Гончаров: Первым делом мы обратились к облачному сервису Microsoft Office 365, в который входит Lync Online. Но пообщавшись с несколькими поставщиками данного сервиса, мы поняли, что не всё так просто, особенно в плане интеграции Lync Online c IP-телефонией. Во-первых, для получения IP-телефонии требуется развернуть часть инфраструктуры Microsoft Lync в локальной сети, требуется установка VoIP-шлюзов и их интеграция с АТС, что также требует и временных и финансовых затрат. Во-вторых, возможности IP-телефонии в пакете Office 365 предоставляются только в самом дорогом тарифе (около 1000р. в мес. на 1 пользователя) со множеством дополнительных сервисов.
Но вскоре мы нашли продукт компании «ЛанКей», предлагавшей Lync как отдельный облачный сервис, который уже в базе имел функционалIP-телефонии и при этом не требовал никакого дополнительного оборудования или серверов на стороне заказчика. При этом цена оказалась примерно в 2 раза ниже полного пакета Office 365. Кроме того, компания «ЛанКей» бесплатно осуществила интеграцию Microsoft Lync с нашей корпоративной АТС в центральном офисе, а также предоставила один месяц бесплатного тестирования сервиса. По результатам тестирования мы заключили договор на постоянной основе.
CNews: Насколько внедрение облаков помогло вам сократить издержки и повысить эффективность? Можете ли вы привести какие-либо цифры?
Михаил Гончаров: Пока, наверное, сложно привести конкретные цифры экономической эффективности. Но, ориентировочно, ежемесячные затраты на мобильную связь, сотрудников были раза в 3-4 выше, чем стоимость облачного сервиса Lync . Но ведь помимо прямой экономии на мобильной связи, мы значительно повысили эффективность совместной работы. Так, например, сейчас мы имеем единую адресную книгу со списком всех сотрудников нашей компании, их фотографиями и информацией о присутствии. Каждый сотрудник получил возможность отправки мгновенных сообщений и формирования групповых обсуждений. При необходимости каждый специалист буквально парой кликов мыши может собрать аудио- или видеоконференцию, а также отобразить всем участникам свой рабочий стол или какой-либо документ. Ну и самое главное, что теперь все наши сотрудники всегда остаются на связи не зависимо от своего географического расположения, будь то офис, филиал, территория нашего заказчика или даже у себя дома. Все сотрудники центрального офиса и пользователи сервиса Lync получили возможность звонить друг другу по короткому добавочному номеру, не платя за междугороднюю связь. Кроме того, наши заказчики теперь легко могут позвонить любому нашему специалисту через наш единый городской телефонный номер.
CNews: Насколько, на ваш взгляд, рынок созрел для внедрения облаков? Насколько предложения облачных провайдеров отвечают потребностям клиентов?
Михаил Гончаров: Мне сложно судить об общих тенденциях рынка. Видно, что рынок растёт, но большую часть инфраструктуры компании пока стремятся держать локально. Это связано, и с вопросами безопасности, и с вопросами гибкости системы. Да и предложения облачных провайдеров, пока покрывают далеко не все потребности бизнеса. Тем не менее, как мы сами смогли убедиться, некоторые единичные сервисы действительно намного дешевле и быстрее получать в облаке.
СNews: Чтобы вы рекомендовали изменить облачным провайдерам? Каких облачных сервисов вам не хватает?
Михаил Гончаров: Облачные услуги должны быть более гибкими, чтобы можно было их подстраивать под конкретные нужды заказчика, так как не всегда можно компании разного рода деятельности удовлетворить одним универсальным решением. Сложно сказать, каких конкретно сервисов не хватает нашему бизнесу, скорее, возникает проблема того, что про некоторые сервисы мы просто не знаем или их бывает сложно найти.
CNews: На ваш взгляд, насколько технологии безопасности «созрели» для облаков? Имеет ли смысл представителям вашей отрасли выносить все ИТ-сервисы во внешнее облако?
Михаил Гончаров: Как в частном, так и в коммерческом облаке используются одни и те же технологии безопасности, шифрования, проверки подлинности и т.д. Другой вопрос, каким образом выстроены регламенты информационной безопасности, и как они соблюдаются. Частное облако является перспективным направлением развития ИТ-инфраструктуры и не только в нашей отрасли. Оно даёт преимущество с точки зрения гибкости и масштабируемости, но при этом позволяет придерживаться корпоративных политик информационной безопасности.
CNews: Считает ли вы, что российскому рынку облаков не хватает регулирования?
Михаил Гончаров:В нашей стране существует ряд нормативных актов и законов, регламентирующих информационные технологии, взять хотя бы 152 ФЗ о персональных данных или законы об ограничении контента. Конечно же, эти нормативные акты должны совершенствоваться по мере развития рынка облачных сервисов.
CNews: Каким вы видите российский облачный рынок через пять лет?
Михаил Гончаров: Российский рынок, хоть и с некоторым запозданием, но, так или иначе, следует мировым тенденциям в области ИТ. Как мы видим по примеру Запада, в облака переходят не только небольшие коммерческие организации, но и достаточно крупные предприятия и даже государственные организации. Я думаю, что Россия в этом плане не станет исключением. Скорее всего, через 5 лет в облаке будут почти 100% так или иначе стандартизируемых сервисов, такие как электронная почта и объединённые коммуникации. Все остальные сервисы, требующие адаптации, переедут в частное облако. Также возможно большую популярность получат технологии виртуальных рабочих столов, которые будут находиться в частном облаке, а у конечных пользователей будут только тонкие клиенты и терминалы.
CNews: Спасибо.