|
|
Обзор
Облачные сервисы 2012Обзор подготовлен
Сергей Боровиков, директор департамента облачных технологий компании Softline и руководитель проекта Softcloud, рассказал CNews о росте интереса к облакам со стороны верхнего сегмента SMB и крупных EPG предприятий, объяснил, какие препятствия тормозят развитие рынка, и поделился своим видением будущего облаков в России.
CNews: Как вы оцениваете динамику спроса на облачные сервисы в России?
Сергей Боровиков: Облачные сервисы – одно из самых быстрорастущих направлений в ИТ. На сегодня облака активно развиваются не только во всем мире, но и в России и на постсоветском пространстве. За последние несколько лет динамика остается положительной, спрос увеличивается с каждым годом в несколько раз, точные цифры и индексы зависят от услуги. В 2011 г. интерес сместился в сторону IaaS. Данный тренд продолжает четко прослеживаться и в этом году. Такие тенденции подтверждают и все аналитические агентства. По заявлению IDC, в 2011 г. объем рынка облаков в России составил $59,38 млн. При этом рынок облаков в России к 2016 г. будет расти на 50% в год. Эти прогнозы на будущее вполне выполнимы, облачные сервисы в Softline растут в 2–3 раза в год.
Сам спрос становится более осознанным. Сейчас уже все знают, что такое облака и какие преимущества для бизнеса они открывают, поэтому заказчиков больше интересуют детали и решение индивидуальных проектов. В ближайшие несколько лет спрос будет расти еще больше, чем 2-3 раза в год, так как облачные сервисы – это будущее информационных технологий, явление, которое будет служить катализатором развития всего рынка, как это было в эпоху появления интернета. Этап становления мы уже прошли, если оглянуться и посмотреть на ситуацию, которая была даже два года назад, то облачный бизнес в России тогда виделся только как ниша для новых проектов, когда минимальное инвестирование на старте является необходимостью для снижения рисков. За два года облачные технологии полностью изменили структуру ИТ-рынка. Период первооткрывателей полностью завершился. За прошедший год российский рынок облаков продемонстрировал рост, который явно свидетельствует о зрелости рынка и увеличении спроса на облачные сервисы.
Сегодня облака выбирают не только компании малого и среднего бизнеса. Если говорить о темпах роста числа компаний-клиентов, использующих наши сервисы, то в данный момент этот показатель колеблется в диапазоне 10-20 новых компаний в месяц. Портрет заказчика «сместился» в сторону более крупных компаний enterprise сектора. Мы уверены, что в ближайшие несколько лет облака затронут всех участников рынка. Большинство лидеров рынка программного обеспечения уже выпустили облачные версии своих продуктов или имеют соответствующие планы. Конкуренция будет только увеличиваться, а накал страстей на рынке приведет к притоку инвестиций и повышению внимания к облачному рынку, что будет гарантировать рост всего направления.
Мировой рынок облаков будет развиваться, и есть все предпосылки полагать, что развитие российского сегмента будет идти интенсивнее, чем западного. У нас есть примеры стран-лидеров, есть возможность смотреть, куда и как идет область в целом, и переносить на российский рынок только положительные тенденции, конечно, «заправив их отечественным соусом».
CNews: Кому более интересны такие сервисы – крупным компаниям или SMB?
Сергей Боровиков: На данный момент облачными сервисами больше интересуются и начинают использовать компании из верхнего сегмента SMB и EPG предприятия. На рынке США и Европы небольшие компании пользуются SaaS-услугами более активно, чем их российские коллеги, что связано, скорее, с малым проникновением ИТ-технологий в малом бизнесе. Сегодня практически любое программное обеспечение предлагается из облака. Исключения могут составлять только программы, написанные в начале 2000-ых специально для различных видов деятельности, такое ПО действительно очень трудно перевести на новую платформу и разместить в облаках. SaaS и IaaS помогают превратить ИТ-технологии в эффективный инструмент для компании, а не в очередную статью затрат в бухгалтерских отчетах. Сейчас ограничений для этого направления практически не существует, большинство мировых производителей ПО уже включились в облачную гонку и их решения отлично чувствуют себя в облаках.
Мы активно развиваем гибридные и публичные облака. Одним из ведущих направлений является собственная облачная платформа – Softcloud. Сейчас одним из важнейших критериев успешности бизнеса является быстрота отклика, реакции на внешние и внутренние изменения как на рынке деятельности в целом, так и внутри компании в частности. Необходимо обладать гибкостью, динамичностью, умением предвидеть все возможные варианты на несколько шагов вперед. Реализация именно этих характеристик наряду с надежностью и безопасностью были приоритетом при создании облачной платформы Softcloud. Аппаратно-программная составляющая нашей платформы базируется на продуктах ведущих брендов, таких, как IBM, HP, NetApp, Cisco, VMware. Программно-аппаратный комплекс собран в соответствии с рекомендациями вендоров и имеет стройную модульную структуру, при этом взаимодействие объектов апробировано как вендорами, так и сотрудниками нашего отдела тестирования. Плотное взаимодействие и сотрудничество с компаниями, на базе которых выстроена наша платформа, позволяет нам быстро находить оптимальные варианты по внедрению требуемых решений, что значительно расширяет сервис в целом от простого выделения ресурсов вплоть до проработки и внедрения полноценно вынесенной в облако ИТ-инфраструктуры «под ключ».
Нашими клиентами являются: «Комсомольская правда», Avon, ООО «Фирма Стройсофт», НПЦ «Мэп Мейкер» («ГИС Метео»). Мы осуществили одно из самых крупных облачных внедрений MS Lync в компании «Лудинг». В связи с территориально распределенной структурой компании и ее активным ростом перед ИТ-службой встала задача поиска многофункционального сервиса для организации эффективного общения внутри компании и качественного взаимодействия персонала с клиентами и поставщиками. Ранее в качестве средства коммуникации сотрудники компании использовали Skype, что не закрывало всех потребностей и требовало больших финансовых затрат. Подсчитав расходы, руководство компании приняло решение о внедрении облачного сервиса объединённых коммуникаций на базе продукта Microsoft Lync 2010. Важнейшими преимуществами в выборе облачного решения стало сокращение затрат (в том числе на техподдержку), отсутствие необходимости обновления серверов при увеличении количества пользователей, так как вычислительные мощности автоматически масштабируются при увеличении нагрузки. В качестве поставщика SaaS-услуг была выбрана компания Softline. В результате реализации проекта специалисты Softline настроили интеграцию с АТС, Active Directory и локально развернутым Exchange сервером, что позволило сотрудникам ГК «Лудинг» общаться с помощью Lync не только между собой, но и с внешними контактами: клиентами и партнерами.
Благодаря многофункциональности сервиса удалось значительно увеличить количество эффективных звонков. Отдельно следует отметить удобный интерфейс, в котором сразу отображаются индикаторы присутствия других пользователей в сети. Наконец, интеграция с Active Directory позволила упростить администрирование сервиса и организацию процессов репликации и синхронизации информации из нескольких баз данных.
CNews: Какие факторы, на ваш взгляд, мешают развитию российского облачного рынка?
Сергей Боровиков: Во-первых, нет необходимого законодательства для регулирования вопросов и процессов размещения персональных данных. Во-вторых, это недостаточное развитие широкополосного интернета в регионах, хотя в последнее время его стоимость падает. Но если мы говорим о полноценной или частичной миграции ИТ-инфраструктуры в публичное облако, то для отдаленных регионов нашей необъятной родины цена за использование интернет-канала практически полностью перекрывает экономические преимущества использования облачных технологий.
О рисках в облаках говорили несколько лет назад. Сейчас, когда уже крупные гиганты индустрии, такие, как Coca-Cola, Avon, EA, Dell, Panasonic, пользуются SaaS-решениями, мифы о рисках стали лопаться как мыльные пузыри. Одним из факторов, которые могут тормозить активное проникновения SaaS-решений – это ошибочное убеждение, что в долгосрочной перспективе SaaS обойдется дороже. При сравнении стоимости приобретения или лицензирования программного обеспечения по классической схеме некоторые указывают на то, что покупка приложения обходится дешевле, чем использование его же в течение 3-5 лет. Стоит заметить, что при этом учитывают только непосредственно лицензии на то или иное ПО, но не принимают косвенные издержки. Если говорить о том, сколько же на самом деле стоит бизнесу ПО, то необходимо рассуждать категориями TCO (Total Cost of Ownership – совокупная стоимость владения), учитывающими стоимость работы персонала, стоимость серверов, их обслуживания, затраты на развертывание системы, затраты на обновление ПО, на электроэнергию и т. д. Если посчитать TCO для классической схемы и для SaaS, то станет ясно, что реальная экономия за 3 года составляет до 60%. Более того, при использовании SaaS деньги не выводятся из оборота, а значит, приносят дополнительную прибыль.
CNews: Насколько хорошо проработаны SLA для облачных сервисов?
Сергей Боровиков: Сейчас среднее SLA по рынку колеблется от 99,5% до 99,9% – это скорее стандартные или даже базовые гарантии. Увеличить данный показатель можно вплоть до 99,99%, многие поставщики предлагают данную услугу за дополнительную плату. Самое главное – это выбрать надежного поставщика услуг с хорошей репутацией и опытом работы на рынке не менее 10-15 лет. Это как выбор банка, ведь лучше начать работу с уже проверенным банком, который всегда может дать финансовые гарантии.
CNews: Какие изменения претерпел ваш бизнес при запуске облачного направления?
Сергей Боровиков: Облачный департамент компании Softline специально был образован несколько лет назад для развития как собственных решений, так и продуктов известных мировых вендоров. За несколько лет работы мы добились результатов, которые позволяют нам разрабатывать надежные и полезные для наших клиентов сервисы.
CNews: Как развивается ваш облачный бизнес сегодня? Какие направления растут наиболее динамично?
Сергей Боровиков: У нас два больших направления: сервисы Google и собственный облачный хостинг, который также включает готовые инфраструктурные решения на базе продуктов Microsoft. В прошлом году лидерами по популярности среди облачных услуг оставались решения для совместной работы – на них пришлось 74,7%, далее следовали сервисы по направлению безопасности – 17,6% и видеоконференций – 4,9%. Сегодня мы активно развиваем именно направление IaaS. Не так давно мы специально запустили новый портал по IaaS, который позволяет заказчикам эффективно управлять собственными облачными ресурсами.
Самым быстрорастущим направлением является Google Apps, рост по данному направлению составляет 2,5-3 раза в год. За последний год сильно изменился портрет клиента Google Apps, сейчас это все чаще крупные предприятия. Одно из самых крупных внедрений Google Apps на российском рынке мы осуществили в издательство «Комсомольская Правда». Издание представлено во всех регионах и крупных городах Российской Федерации. Для обеспечения высоких стандартов работы СМИ в реалиях современного мира, где информация распространяется с неимоверной скоростью, а мобильность и доступ к информации 24 часа в сутки стали неизбежной необходимостью и стандартными требованиями к образу жизни, необходимо всегда использовать максимальные возможности, предоставляемые информационными технологиями.
Один из крупнейших в России проектов по миграции на Google Apps проходил в несколько этапов. Вначале был разработан пилотный проект, который включал в себя переход двух филиалов издания на облачные сервисы Google. По итогам его успешного завершения был составлен график миграции оставшихся филиалов и разработана система обучения сотрудников новой для них информационной среде. Более 10 филиалов были переведены в кратчайшие сроки – менее 3 месяцев, были реализованы программы обучения для технических специалистов издания по администрированию сервисов Google, а также проведены мастер-классы для сотрудников редакций по эффективному использованию возможностей Google Apps. По завершению проекта была организована единая ИТ-инфраструктура для всех распределенных филиалов на едином домене, что позволило значительно повысить качество внутренних коммуникаций и структурировать информационных потоки в издании.
CNews: В чем вы видите основные сложности для работы в облаке с точки зрения заказчика?
Сергей Боровиков: Основная сложность – нежелание заказчиков выносить данные «из-под собственного стола». Страх за их потерю понятен, ведь часто это угрожает самому существованию бизнеса. Таким фобиям чаще подвержены небольшие компании, хотя факты и статистика позволяют убедить всех. Шансов потерять информацию из собственной серверной гораздо больше, чем из защищенного ЦОД поставщика облачных услуг.
CNews: Как вы оцениваете перспективы облаков для вашей компании и для рынка ИТ в целом?
Сергей Боровиков: Мы планируем и дальше расти 2-3 раза в год, возможно, откроем для российского рынка несколько новых имен, которые уже хорошо известны на Западе.
CNews: Спасибо.