|
|
Обзор
Облачные сервисы 2012Обзор подготовлен
Руководитель ИТ-отдела сети салонов-магазинов «Яшма Золото» оценил экономию от использования облачной телефонии, объяснил, почему государство мешает переходу крупного бизнеса в облака, и предсказал, что через пять лет российский рынок облаков будет контролировать несколько крупных провайдеров.
CNews: Какие стратегические цели стоят перед вашей компанией, и какую роль в их достижении играют облачные сервисы?
Алексей Соколов: В рамках стратегических целей компании нам как специалистам ИТ-отдела нужно было создать единое инфокоммуникационное пространство, которое объединило бы офисы и магазины «Яшмы Золото» в разных городах (общий номерной план с короткими номерами). Еще нам нужно было оптимизировать расходы на междугороднюю связь (МГ-звонки между офисами и подразделениями), а также получить «единую точку входа» для всех звонков, чтобы вся картина по принятым/совершенным/пропущенным вызовам, времени ожидания абонентами на линии и т.п. была как на ладони для руководителей отделов и подразделений.
Это, в свою очередь, хорошо вписалось в главную задачу ИТ-отдела – обеспечение непрерывной работы, постоянной доступности и актуальности (24х7) всех сервисов, которые использует компания. И результаты выполнения этой задачи позволяют всей нашей территориально-распределенной организации эффективно работать, а руководителям самых разных подразделений – брать ту информацию (в том числе – и об эффективности «телефонного общения» сотрудников), которая им необходима. Иными словами, основная роль облачных сервисов в нашей компании – именно в сокращении издержек организации. Издержек как на найме и работе персонала, так и в финансовой части (затраты на связь между филиалами, междугородние звонки и пр.).
На данный момент облачными сервисами и IP-телефонией в составе виртуальной АТС «Манго Телеком» пользуется порядка 430 магазинов-салонов «Яшмы Золото» - т.е. вся наша сеть в разных регионах России (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и другие крупные города). Плюс, IP-телефонией активно пользуются офисы в Москве и Санкт-Петербурге. А общее число аккаунтов, с которых совершаются звонки в филиалы или в города присутствия нашей компании, достигло шестисот.
CNews: Какие облачные сервисы реализованы в вашей компании? Почему вы решили вывести их в облако?
Алексей Соколов: Мы вывели в облако IP-телефонию, так как я не вижу смысла в тратах на стандартную телефонную связь – ни в наших офисах, ни, скажем, в магазинах сети. Тем более что офисные переезды – частое явление для любой компании. Что же касается регионов, тянуть там линии и телефонизировать рабочее пространство стандартными средствами вообще нецелесообразно. Сейчас проект по телефонизации магазинов и офисов «Яшмы Золото» в Москве, Санкт-Петербурге, а также в регионах завершен и находится уже в стадии масштабирования.
Остальные же сервисы мы начали выводить в облако года два назад – это корпоративная почта, обмен сообщениями, планирование задач и некоторые базы внутреннего учета между моими сотрудниками и подразделениями, необходимые для постановки и регулирования рабочих задач.В итоге, процентов 30% всех технологий, что есть у компании, находятся в облаке.
CNews: Кто является вашим облачным провайдером и почему выбор пал именно на него?
Алексей Соколов: На данный момент я не вижу ярко выраженного лидера в области предоставления облачных сервисов в России - по крайней мере, такого, который мог бы предоставить все облачные сервисы «разом», начиная с виртуальной телефонии и заканчивая базами данных. Надеюсь, что в скором будущем клиенты смогут обращаться в одну-единственную компанию, которая предоставит имполный спектр облачных технологий. Что же касается выбора провайдера IP-телефонии, то, по нашему мнению, виртуальная АТС «Манго Телеком» - это оптимальное предложение.
CNews: Насколько внедрение облаков помогло вам сократить издержки и повысить эффективность? Можете ли вы привести какие-либо цифры?
Алексей Соколов: Если говорить об IP-телефонии, то думаю, при организации телефонной линии подобного уровня с помощью традиционных средств, нашей компании пришлось бы затратить в районе нескольких миллионов рублей только на техническое оборудование - чтобы подключить все магазины, офисы и филиалы в разных городах страны. В случае же с запуском облачных сервисов связи мы, практически, не вложились никуда, кроме покупки стационарных телефонов, которые у нас и в варианте с традиционной телефонией были бы задействованы. Порядок фактических затрат на связь сейчас ниже, как минимум, раза вчетыре. Сюда входит, в основном, экономия на бесплатных звонках внутри корпоративной сети и звонках в другие города России по гораздо более низким тарифам, чем в случае с традиционными средствами связи.
CNews: Насколько, на ваш взгляд, рынок созрел для облаков? Насколько предложения облачных провайдеров отвечают потребностям клиентов?
Алексей Соколов: Рынок всегда готов. Вопрос в том, кто и почему будет потреблять то, что он предоставляет. Думаю, что главное для облачных провайдеров сегодня – четко понимать потребности бизнеса, особенно небольших организаций и выдавать продукты, точно эти потребности «закрывающие».
Что же касается крупного бизнеса, например, больших холдингов, «в облака» они в ближайшее время переходить не будут. У них уже есть та же корпоративная телефония, на которую они потратились, и смысла просто в «переходе ради перехода» они не видят. Здесь все будет зависеть также от политики сервис-провайдеров, от того, как именно они будут предлагать крупным клиентам облачные сервисы, и от того, насколько широким пулом таких сервисов они будут обладать.
CNews: Что бы вы рекомендовали изменить облачным провайдерам? Каких облачных сервисов вам не хватает?
Алексей Соколов: Это философский вопрос. Тот спектр сервисов, что предоставляется сейчас, не с чем сравнить, так как рынок облачных услуг еще очень молод, ему есть куда развиваться, а потенциальным потребителям есть, что узнавать об облачных сервисах. Компаниям-клиентам сначала нужно как следует освоить те услуги, которые уже предоставляют сервис-провайдеры, а потом выдавать какие-то немассовые запросы, которые устранят конкретно их нужды. Иными словами, еще очень большому числу организаций и их руководителей нужно рассказывать и объяснять, что такое облачные сервисы и чем они выгодны для их компаний. Тут нужно время для осознания бизнес-эффекта облачных сервисов руководителями.
CNews: На ваш взгляд, насколько технологии безопасности «созрели» для облаков? Имеет ли смысл представителям вашей отрасли выносить все ИТ в частное облако?
Алексей Соколов: Если говорить о нашей компании, там есть четкая тенденция на перенос многих рабочих систем в облака. Но вопрос технологий безопасности для меня интересен отнюдь не со стороны безопасности данных. Я, как ИТ-специалист, знаю, что любой сервис-провайдер, предлагающий облачные сервисы корпоративным клиентам, дорожит своей репутацией,поэтому я уверен в том, что все необходимые усилия, направленные на сохранность клиентской информации (например, то же шифрование данных), специалисты сервис-провайдера приложат. Я не сомневаюсь, что усервис-провайдера будет квалифицированный персонал, который понимает что, как и по какой причине делает и полностью отвечает за безопасность данных клиентов.
Меня, скорее, волнует вопрос безопасности доступа со стороны государства. Я считаю, что у нас не настолько демократическое государство, чтобы какая-нибудь крупная организация весь свой бизнес могла перенести в облако. Я уверен почти на 100%, что ни одна крупная организация, тем более с учредителями и фондами из-за рубежа,не будет размещать свои облака на территории нашей страны. Если говорить про малый и средний бизнес, то для них это безопасно, полезно и актуально. Им «сам бог велел» активно внедрять и использовать облачные технологии в работе. А если говорить о крупном бизнесе, его уходу «в облака» мешает именно государство.
CNews: Каким вы видите российский облачный рынок через пять лет?
Алексей Соколов: Вы знаете, здесь загадывать сложно. Иногда сложно планировать даже на завтра, не говоря уже о пятилетнем прогнозе в области облачных технологий. Могу предположить, что через пять лет на этом рынке будет, как минимум, три основных игрока. Все шансы на лидерство у них есть, т.к. у каждого из них есть и вся инфраструктура для создания и развития облачных технологий, и штат персонала, который сможет это все обслуживать и поддерживать. Поэтому я думаю, что весь спектр облачных услуг в будущем будут предоставлять именно они.
CNews: Спасибо.