| |
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Сергей Шилов: Клиент не должен быть на 100% лоялен к консультанту
На вопросы CNews.ru отвечает Сергей Шилов, генеральный директор компании «Арстел Консалтинг».
CNews.ru: По вашим наблюдениям, какие тенденции характерны в настоящий момент для российского рынка консалтинга в сфере ИТ и телекоммуникаций? Какие факторы определяют его развитие?
Сергей Шилов: В настоящий момент российский консалтинг выходит на новый уровень своего развития. Многие клиенты приобрели опыт и, с одной стороны, повысили свои требования к уровню профессионализма консультантов, а с другой стороны, лучше стали понимать, что можно ожидать от того или иного проекта. Постепенно происходит разделение рынка на различные ниши, тогда как еще в недавнем прошлом консультанты готовы были взяться за любые проекты, независимо от наличия экспертизы и ресурсов. Сейчас это стало намного рискованнее, так как все больше клиентов не готовы терпеть плохое качество и отсутствие результатов. На наш взгляд, эта тенденция будет усиливаться. Таким образом, конкуренция на рынке консалтинга становиться жестче, а клиенты требовательнее.
CNews.ru: Как давно ваша компания развивает направление консультационных услуг в области информационных технологий? По итогам прошлого года, какая доля приходилась на консалтинг в вашем обороте? Каковы ваши прогнозы относительно роста этого показателя к концу этого года?
Сергей Шилов: Наша компания занялась консалтинговым направлением в 2002 году. Фактически консалтинг в области информационных технологий является главной областью нашей работы, например, в 2003 году его доля в нашем обороте составила 90%. В этом году наш оборот вырос более чем в 3 раза, причем главным образом за счет консалтинговых услуг. В будущем мы продолжим делать акцент на консалтинге в области информационных технологий.
CNews.ru: Наблюдаете ли вы повышение лояльности и степени доверия заказчиков к приглашаемому консультанту? Или же этот барьер в принципе невозможно устранить полностью?
Сергей Шилов: Да, мы наблюдаем повышение лояльности к тем консультантам, которые проявляют себя в работе с лучшей стороны. Клиенты стали больше ценить хороший результат, и при его наличии они готовы к дальнейшему сотрудничеству. Однако по определению клиент не должен быть на 100% лоялен к консультанту, иначе падает качество работ. Мы работаем не только в России, но и с западными клиентами в Европе и Америке, и там о полной лояльности не может быть и речи. На западе конкуренция сильнее и жестче, чем в России, требования клиентов в среднем выше, так как рынок более развит. У нас по мере увеличения объемов рынка ситуация все больше напоминает западный рынок, поэтому о полной лояльности можно только мечтать.
CNews.ru: Какого рода консультационные услуги, по вашим оценкам, пользуются сейчас наибольшей популярностью?
Сергей Шилов: На текущий момент все более популярным становиться управленческий консалтинг в сфере информационных технологий. Это связано с тем, что проекты на рынке стали больше по размерам и сложнее по содержанию, при этом критерии оценки результатов проектов ужесточаются. Поэтому это направление развивается достаточно интенсивно. По-прежнему популярна системная интеграция, но рост на этом сегменте рынка достаточно скромный.
CNews.ru: Какие ошибки чаще всего совершают заказчики в ходе проектов по ИТ-консалтингу? Какие ключевые рекомендации в этих случаях вы могли бы дать?
Сергей Шилов: В нашей практике встречаются различные случаи. Мы бы отметили следующие заблуждения. Во-первых, заказчики забывают, что для успеха проекта не достаточно консультантов, не менее важным условием является сильная команда со стороны заказчика, так как многие задачи не могут решаться без его участия. Во-вторых, многим проектам с большим бюджетом не хватает внимания руководителей высшего звена со стороны заказчика. В результате, проекты не имеют достаточного веса в компании, а руководители не могут четко оценить успешность проекта, так как не понимают всех аспектов. В-третьих, часто в проектной команде заказчика недостаточно представлены бизнес подразделения, которые будут являться пользователями результатов проекта. Это серьезная ошибка, которая приводит к тому, что даже успешно выполненные проекты не приносят максимальных результатов.
На наш взгляд, для избежания подобных ошибок заказчики должны максимально серьезно относиться к формированию команды, как со стороны консультантов, так и со своей собственной. Каждый проект должен иметь бизнес-спонсора, который будет вникать не только в конечные, но и в промежуточные результаты проекта, понимать, как их использовать в ежедневной работе своего подразделения и компании в целом.
CNews.ru: Как бы вы охарактеризовали спрос на консультационные услуги в отраслевом разрезе?
Сергей Шилов: На текущий момент большой спрос на консультационные услуги наблюдается в секторе телекоммуникаций, ввиду жесткой конкуренции и большой потребности в эффективно работающих технологиях. Банки в последние месяцы немного сбавили обороты, но также активно пользуются услугами консультантов. Безусловно, сырьевой сектор в силу наличия средств реализует много проектов, однако здесь также нет роста. Серьезные надежды с новыми проектами связаны со страховыми компаниями и розничными сетями. Однако пока в этих отраслях все еще идет активный рост, поэтому о повышении эффективности компании задумываются недостаточно.
CNews.ru: Расскажите о своих наиболее интересных консалтинговых проектах за последнее время.
Сергей Шилов: За последнее время очень заметным проектом на рынке стало внедрение CRM-системы ClarifyCRM (поставщик Амдокс) в компании ОАО Вымпелком. Проект подходит к концу, при этом система внедрена в работу всех филиалов компании по всей России. Даже до окончания проекта, очевидно, что все экономические показатели, которых от него ожидали, выполнены. В результате проекта были оптимизированы процессы обслуживания клиентов, процессы взаимодействия между подразделениями компании, создано единое информационное пространство между всеми филиалами. При этом поражают масштабы проекта системой пользуются более 2000 сотрудников по всей России. Наша компания отвечала за управление проектом, оптимизацию бизнес процессов, тестирование, организацию обучения, конфигурацию и многие другие направления работы. Мы очень горды результатами и той оценкой, которую нам дал клиент ОАО Вымпелком.
CNews.ru: Как вы оцениваете потенциал дальнейшего развития российского рынка ИТ-консалтинга? Какие тенденции будут определять ситуацию на этом рынке в ближайшие годы?
Сергей Шилов: На наш взгляд, российский рынок консалтинговых услуг все еще мал, поэтому потенциал у него огромен. Мы очень надеемся, что конкуренция на нашем рынке будет повышаться, и в результате спрос на качественные консалтинговые услуги будет многократно увеличен в ближайшие годы. Поэтому мы считаем, что российский рынок консалтинга будет ориентирован на качество и на профессионализм консультантов.
Мы надеемся, что рынок средних компаний будет активнее пользоваться услугами консультантов и внедрять в свою работу информационные технологии. Рынок больших проектов, по нашим ожиданиям, существенно не вырастет, но станет более требовательным.
CNews.ru: Спасибо.
|
|