Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Александр Лучин: Взрывообразного роста на рынке «средних» ERP наблюдаться пока не будет
Интервью CNews.ru дал Александр Лучин, руководитель дирекции специальных программ и консалтинга УСП «Компьюлинк».
CNews.ru: Как вы оцениваете динамику спроса на консалтинговые услуги в России? Какие факторы, на Ваш взгляд, стимулируют рост этого рынка?
Александр Лучин: Спрос на консалтинговые услуги имеет положительную динамику. Интенсивное развитие предприятий среднего бизнеса, появление у них свободных средств, укрупнение, объединение и слияние компаний в ряде отраслей промышленности, наличие непрофильных активов в ранее созданных вертикально-интегрированных системах и необходимость их реорганизации, рост конкуренции и движение компаний к прозрачности и открытости бизнеса все эти факторы стимулируют рост рынка консалтинговых услуг.
CNews.ru: Какие консалтинговые направления, на Ваш взгляд, сейчас развиваются наиболее стремительно? На какие именно услуги заметен наибольший спрос?
Александр Лучин: Рынок консалтинговых услуг в последнее время является одним из самых быстро развивающихся рынков, несмотря на некоторое снижение темпов роста в этом году. Наибольший рост наблюдается в управленческом консалтинге и системной интеграции. Этому феномену есть два объяснения. Во-первых, многие российские ИТ-компании стали активно развивать у себя направление консалтинга. И, если раньше доходы от консалтинговой деятельности учитывались в этих компаниях в общих поступлениях, то теперь они стремятся отражать их в финансовых показателях отдельно. Во-вторых, рынок действительно испытывает рост при качественном изменении требований собственников и руководителей предприятий к результатам работы консультантов. Теперь для предприятий недостаточно получить отчет с описанием анализа бизнес-процессов или программу проведения реструктуризации. Руководители компаний хотят получать результаты внедрения исследований, т.е. конкретные бизнес-решения, позволяющие измерить эффективность вложенных средств.
CNews.ru: Некоторые эксперты высказывают мнение, что российский рынок консалтинга в сфере ERP уже сформировался, в связи с чем в этом сегменте маловероятен взрывообразный рост. В этом контексте, как бы вы оценили потенциал дальнейшего развития этого рынка?
Александр Лучин: Ситуация на российском рынке ERP характеризуется устойчивым ростом. Структура этого рынка, на мой взгляд, окончательно еще не сформировалась. В качестве примера можно привести многомиллионную сделку Связьинвеста по покупке лицензий Oracle E-Business Suite, которая существенно изменила рыночные позиции компании Oracle в России. Поэтому взрывообразный рост возможен, хотя он не будет доминирующей тенденцией. Будет также расти спрос на консалтинг в области модернизации и обслуживания указанных систем.
Кроме того, сегодня на российском рынке востребовано внедрение систем ERP другого класса, менее дорогих, таких как Navision и Axapta. Основной проблемой, связанной с внедрением данных систем, является наличие на рынке большого количества мелких фирм, предлагающих Navision и Axapta, но не успевших набрать достаточно компетенции по их внедрению. Клиенты, воспользовавшиеся услугами такого рода внедренческих фирм, уже с осторожностью относятся к предложениям ИT-поставщиков. Поэтому взрывообразного роста на рынке внедрения систем класса «средних» ERP наблюдаться пока не будет.
CNews.ru: Как бы охарактеризовали спрос на консалтинговые услуги в вертикальном разрезе? Какие отрасли проявляют наибольшую активность в привлечении внешних консультантов? От каких вертикальных рынков следует ожидать интереса в скором времени?
Александр Лучин: Сложно назвать отрасль, которая сегодня не пользуется консалтинговыми услугами. Активность в привлечении внешних консультантов зависит от конкурентной ситуации, уровня и темпов развития отрасли, наличия стратегических планов развития у предприятий, свободных средств и многих других факторов.
В целом высокий спрос на консалтинговые услуги, в объемных показателях, существует в нефтегазовой отрасли. Здесь особенно велик спрос на услуги системной интеграции. Но интересно то, что в процентном отношении (выручка консультантов к доли отрасли в ВВП) другие отрасли связь, страхование, машиностроение расходуют на консультантов больше. Одним из наиболее интересных рынков для компаний, специализирующихся на управленческом консалтинге, системной интеграции, в ближайшее время может стать связь.
CNews.ru: Какими критериями, на ваш взгляд, руководствуются отечественные заказчики при выборе консультанта?
Александр Лучин: Отечественные заказчики, выбирая консультанта, прежде всего, руководствуются самым важным в России критерием наличием рекомендации партнеров, контрагентов и знакомых. Сегодня, наконец, также учитываются наличие опыта работы в отрасли, квалификация специалистов и наличие у компании системы менеджмента качества, подтверждающей способность производить качественные товары и услуги. Последнее связано с постепенным переходом рынка консалтинга в более цивилизованную фазу.
CNews.ru: Как бы вы оценили рост консалтинговой составляющей в ваших проектах за последний год? Планируете ли вы дальнейшее увеличение этого показателя, и за счет чего?
Александр Лучин: Проведенная в конце 2003 года реорганизация позволила усилить консалтинговое направление, и за 1-ое полугодие 2004 года консалтинговая составляющая в общем объеме выручки составила 24%. До конца года мы планируем увеличить данный показатель до 30%.
CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных проектах Компьюлинка, в которых услуги ИТ-консалтинга составляли значимую часть.
Александр Лучин: В секторе корпоративных заказчиков начат ряд проектов с фирмой «Межрегиональный транзиттелеком» (МТТ) в области управленческого и ИТ-консалтинга. В рамках ФЦП «Электронная Россия» в конце 2003 года компания начала реализацию проекта «Разработка и внедрение электронных административных регламентов (ЭАР) на примере подразделений Минэкономразвития России», а также в 2003-2004 гг. Выиграла ряд конкурсов с большой консалтинговой составляющей в регионах.
Специалисты компании участвуют в качестве экспертов в рабочей группе по подготовке предложений по разработке административных регламентов Федеральных органов Исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Сегодня компания УСП «Компьюлинк» проходит процедуру для получения статуса центра компетенции по решениям Oracle CRM. Одним из крупных проектов по внедрению решения в области управления отношений с клиентами является проект с Казахтелекомом.
CNews.ru: Какие тенденции, на ваш взгляд, будут доминировать на отечественном рынке консалтинга в ближайшие годы?
Александр Лучин: Анализ рейтингов за последние три года показывает, что многие ИТ компании, ранее специализировавшиеся только на системной интеграции, теперь предлагают более широкий перечень консалтинговых услуг. В первом полугодии 2004 года в структуре рынка консалтинговых услуг доминирующее место занимали услуги в области информационных технологий. Это говорит о том, что сегодня предприятия, вкладывая средства в консалтинг, чаще всего прибегают к ИТ, так как хотят получить конкретный результат и повысить показатели эффективности управления бизнесом.
CNews.ru: Спасибо.
|