| |
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Заурбек Алехин: В России в равной степени не доверяют ни российским, ни западным консультантам
Интервью CNews.ru дал Заурбек Алехин, директор департамента консалтинга «Ай-Теко».
CNews.ru: Как вы оцениваете динамику развития российского рынка ИТ-консалтинга в последние годы? Какие факторы определяют его рост?
Заурбек Алехин: Оценивая динамику развития рынка ИТ-консалтинга, необходимо выделить несколько направлений его развития. Первое так скажем, условно традиционный консалтинг, а именно внедрение «тяжелых» систем класса ERP. Здесь, на мой взгляд, ситуация стабилизировалась, идет плановое развитие, прирост которого я затруднюсь оценить. Все наши проекты по этому направлению плановые, сознательно инициируются клиентами, затем развиваются. Случайных продаж практически не бывает, разговор с заказчиком идет предметно: после принятия решения о внедрении ERP конкретизируются те или иные функциональные модули, строятся планы на перспективу. В будущем мы ожидаем «оживления» ERP-проектов в секторе среднего бизнеса, требующем консолидированных решений, на которые будет устойчивый спрос. За последний год мы видим много результативных проектов на базе решения Microsoft, Scala и др.
Существенный спрос получили новые виды консалтинга, касающиеся реорганизации деятельности службы ИТ, проектирования или обучения.
В качестве основного фактора, определяющего рост этого рынка, я бы назвал существенную потребность в профессионализме. Сегодня большинство компаний сталкиваются с тем, что, купив много самых разных решений, затрудняются с их эксплуатацией. Одна из причин нехватка персонала. В этой связи возникает потребность в обучении, повышении квалификации. Следовательно, необходимо обращение к консультантам.
CNews.ru: Продолжают ли, на ваш взгляд, отечественные заказчики экономить на консультационных услугах? Насколько увеличилась доля консалтинговой составляющей в ИТ-бюджетах компаний?
Заурбек Алехин: Я бы сказал, что экономить стали по-другому. Компании более тщательно выбирают себе решения, пытаются оптимизировать затраты и начинают ими управлять. Оценить, насколько увеличилась доля консалтинга в ИТ-бюджетах, достаточно сложно, поскольку эта информация закрыта. Как минимум, существует два бюджета операционный и бюджет развития, в который, как правило, попадают крупные проекты. При этом сюда же входит, например, капстроительство и пр. На мой взгляд, существенную долю бюджета, как раньше, так и сейчас, «съедают» телекоммуникации. Большинство «тяжелых» решений предполагает хорошие каналы связи. Несмотря на высокие операционные расходы на каналы, они целесообразны.
При том, что рост консалтинговой доли оценить сложно, можно говорить о росте числа проектов. Правда, в большинстве случаев этот рост, видимо, стимулируется увеличением самих ИТ-бюджетов.
CNews.ru: Готовы ли уже, по вашим наблюдениям, российские компании к тому, чтобы доверять разработку ИТ-стратегий внешним консультантам?
Заурбек Алехин: На мой взгляд, этот барьер пока не снят и, наверное, не будет снят никогда. Доверие к консультанту должно испытываться временем. А первый проект, когда компании только начинают сотрудничать, всегда сложен. При этом в случае четкого понимания, что поставленную задачу своими силами не решить, бывают ситуации, когда заказчику неизбежно приходится обращаться к консультанту.
Характерно, что заказчики в равной степени не доверяют ни российским, ни западным консультантам. Последним, правда, в некоторых контекстах доверяют больше, поскольку за ними стоят больший опыт и большая численность сотрудников. Глобальные компании способны осуществлять глобальную поддержку. Очевидно, что у IBM Global Services или HP больше возможностей, чем у любого из российских интеграторов. Если говорить о локальной поддержке, то здесь, наоборот, часто выигрывают тендеры российские компании. Мы надеемся, что и в дальнейшем доверие будет смещаться в сторону отечественных консультантов. Тем более, что фактор цены на этом рынке уже не может играть существенную роль. Поскольку затраты сопоставимы, стоимость услуг также сближается.
CNews.ru: Как вы оцениваете существующий спрос на консультационные услуги в области построения процессов управления ИТ-сервисами на основе ITIL?
Заурбек Алехин: За последние полгода мы можем с радостью констатировать повышение спроса. Существенно вырос интерес к этому направлению услуг со стороны компаний-заказчиков, поэтому число реализуемых проектов на сегодня очень велико. Подобного их количества мы не могли себе представить, скажем, полтора года назад. Ввиду того, что в Москве расположена большая часть головных офисов компаний, основная доля заказчиков сосредоточена здесь.
Резкого изменения структуры спроса мы пока не отмечаем. В первую очередь, заказчики это банковский, страховой и телекоммуникационный секторы, т.е. секторы бизнеса, которые осознают свою зависимость от ИТ. Определенным барьером для развития здесь является, наверное, цена и отношение к подобным решениям.
CNews.ru: Можно ли внедрять процессы ITIL собственными силами ИТ-департамента компании или необходимо привлечение профессиональных консультантов?
Заурбек Алехин: Нам известны примеры, когда компании с той или иной успешностью реализовывают такие проекты своими силами. Однако в любом случае они при этом вынуждены обращаться к консультантам. Соответственно, вопрос заключается просто в доле участия консультантов в проектах. Крупные компании, у которых жестко регламентирована роль ИТ-служб, предпочтут проект «под ключ». Средние компании пытаются поделить работу, сделать частично своими силами, частично за счет консультантов. А мелкие компании стремятся все сделать сами наверное, это справедливо и логично. Как показывает опыт, компания вынуждена отдавать максимум работ консультантам в случае, когда осуществляется серьезное реформирование внутри нее. В этой связи необходимо максимально освободить свои ресурсы под другие задачи.
Мне известно об опыте достаточно крупной телекоммуникационной компании, в которой большинство идей ITIL были реализованы собственными силами. Но это был сознательный ход данной компании, сформировавшей в штате специальную рабочую группу под этот проект. Нельзя сказать, что это обошлось дешевле, чем в случае обращения к внешним консультантам. Здесь компания хотела самостоятельно развивать данное направление, чтобы поддерживать его в будущем. Подобный подход, безусловно, имеет право на существование. На мой взгляд, проект получился успешный, хотя и затратил достаточно много времени . И притом, что компания все делала самостоятельно, там постоянно присутствовали квалифицированные консультанты.
CNews.ru: Как быстро, по вашим оценкам, растет в России численность сертифицированных ITIL-консультантов? Какими темпами расширяется штат сотрудников этой специализации в вашей компании?
Заурбек Алехин: Как известно, подготовка специалистов в этой области бывает двух типов ITIL Foundation и ITSM. По нашим наблюдениям, резко выросло число именно курсов по Foundation. В рамках проектов мы обучили уже порядка 100 человек. Что касается сервис-менеджеров, насколько мне известно, в этом году было обучено ровно столько же, сколько и в прошлом порядка 30 человек. Это достаточно дорогое обучение, и взрывного роста здесь не наблюдается. Тем более что за прошлый год заметно выросла цена на эти курсы.
Численность наших штатных специалистов по ITIL за полгода выросла почти в два раза. Разумеется, у нас есть возможность осуществлять подготовку на собственной базе, мы располагаем соответствующей квалификацией, опытом и необходимыми сертификатами. У нас есть определенные планы по дальнейшему развитию этого направления.
CNews.ru: Из вашей практики, какого рода аудиторские услуги в области ИТ сейчас наиболее востребованы на рынке?
Заурбек Алехин: Есть самые разные виды аудита, практически по всему спектру предоставляемых услуг системной интеграции, включая построение центров обработки данных, сетевой инфраструктуры, информационной безопасности, развертывание сложных приложений, процессы управления службами. По всем этим направлениям нам заказывают аудит.
CNews.ru: Как часто компании заказывают аудит технических заданий и проектной документации? Насколько данная мера гарантирует снижение риска провала проекта?
Заурбек Алехин: В чистом виде, насколько я помню, мы делали несколько таких проектов по аудиту. Как правило, ТЗ формулируется в ходе реализации проекта т.е. после какой-то фазы обследования, следовательно, дополнительный аудит здесь проводится редко. Вероятно, актуальность этой услуги существенно возрастет тогда, когда на поток будет поставлено разделение работ по составлению и реализации ТЗ. И в этом случае аудит, наверное, позволит снизить риски проекта.
CNews.ru: Какие наиболее масштабные и интересные консалтинговые проекты были реализованы Ай-Теко в последнее время?
Заурбек Алехин: Самым крупным за последние месяцы нашим проектом было построение диспетчерской службы МТС компании, ориентированной на передовые технологии, критичность поддержки которых достаточно высока. Как известно, возникает много претензий к работе оператора, связанных со сбоем оборудования. Своевременное устранение этих сбоев, понизит количество таких нареканий. И в этом контексте интерес к проекту со стороны заказчика был максимален. Первый этап уже завершен: построена диспетчерская служба, реализован процесс управления инцидентами в рамках московских офисов и подразделений.
Работа была выполнена в крайне сжатые сроки чуть более 3 месяцев. В настоящее время осуществляется подготовка к развертыванию проекта глобально во всей компании. Это решение заказчика о продолжении работ можно расценить как косвенное подтверждение успешности проекта.
Из менее крупных предложений можно вспомнить проект в Номос-Банке. ИТ-служба банка оказывает поддержку не только сотрудникам, но и внешним клиентам. Наша задача состояла в том, чтобы организовать единый процесс содействия в рамках компании.
Нужно отметить, что большинство реализованных нами проектов продолжают развиваться. Существенная часть нашей деятельности сегодня это поддержка ранее построенных решений.
CNews.ru: Какие намечены методы и направления совершенствования консалтинга и аудита в компании?
Заурбек Алехин: Наше стратегическое развитие идет по направлениям ERP, ITIL, а также ряду других решений в сфере организации деятельности ИТ-службы. Кроме того, мы планируем реализовывать проекты с Mercury, а также наметили целый ряд новых интересных направлений, которые сейчас находятся либо в стадии проработки, либо в стадии согласования. В целом могу сказать, что ориентация компании на предоставление профессиональных услуг не изменилась. Мы видим это и по увеличению численности персонала, и по росту квалификации компании.
CNews.ru: Спасибо.
|
|