| |
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Сергей Гаврилов: Российские консультанты готовы идти на большие риски, чем западные
На вопросы CNews.ru отвечает Сергей Гаврилов, директор департамента корпоративных информационных систем компании Открытые Технологии.
CNews.ru: Как бы вы оценили динамику развития российского рынка консалтинга? Насколько заметно вырос спрос на подобные услуги в последние годы со стороны отечественных заказчиков?
Сергей Гаврилов: Официальные цифры ежегодного роста рынка ИТ-консалтинга колеблются в районе 20%, что должно соответствовать его обороту в 1,5 млрд. долларов в 2004 году. Возьму на себя смелость предположить, что в ближайшей перспективе этот показатель подрастет. На это существуют объективные причины, связанные с ростом объемов ИТ-услуг. Рост доли услуг в обороте значительной части ИТ-компаний неизбежен, и связано это, в первую очередь, с ростом спроса на высокотехнологичные, бизнес-ориентированные решения со стороны крупнейших компаний-заказчиков.
CNews.ru: Существует ли, по вашему мнению, собственно российская методика проведения анализа бизнес-процессов и информационных систем компании? Или же местные консультанты работают преимущественно по западным стандартам?
Сергей Гаврилов: На мой взгляд, в самом вопросе заложено противоречие: с одной стороны вполне уместно использовать мировой опыт и методики, апробированные и применяемые лидерами отрасли, с другой стороны, всегда будет возникать требование адаптации заимствованных инструментальных средств анализа и методик, а также необходимость их сочетания или совместимости с опытом и квалификацией специалистов компании-заказчика. Довольно часто от представителей компаний приходится слышать об оригинальных методологиях внедрения или проведения исследований, которые на деле оказываются переработанными широко используемыми стандартами. Озвученная тема становится более актуальной при рассмотрении вопросов планирования работ и подготовки отчетов по проектам. Нередки ситуации, когда российский заказчик не готов воспринимать информацию, представленную в соответствии с западными терминологией, стандартами и шаблонами, и вот тогда все преимущества на стороне более адаптированного российского консультанта.
CNews.ru: Насколько различаются, на ваш взгляд, подходы российских и западных консультантов к ИТ-проектам?
Сергей Гаврилов: Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос с точки зрения клиента. Заказчик сравнивает стоимость услуг и квалификацию консультантов, а также оценивает опыт и гибкость потенциального подрядчика. Довольно часто цена западных консультантов выше, а готовность к внесению изменений в принятые план и состав проектных работ, по мнению российских заказчиков, недостаточная отсюда и их недовольство. Специалисты заказчика по ходу проекта приобретают определенный опыт и возникают ситуации, когда они пытаются изменить первоначальные рамки проекта или трансформировать требования. При этом ими движет благое желание повысить эффективность проекта. Правила западных компаний часто существенно ограничивают возможности по изменениям в проекте, потому что за этим стоят контрактные обязательства и многолетний опыт управления рисками проектов. Российские консультанты легче соглашаются с требованиями по изменениям, со своей гибкостью получая и приличную порцию рисков.
CNews.ru: Какого рода консалтинговая поддержка сейчас наиболее востребована российским ИТ-рынком, по вашим наблюдениям?
Сергей Гаврилов: Самая значительная доля ИТ-бюджетов тратится на консалтинг, связанный с внедрением прикладных решений самого разного уровня сложности и направленности. Можно ли говорить в этом случае, что внедренческий консалтинг самый востребованный? Наверное, правильно было бы ответить, что этот вид услуг самый дорогой. К сожалению, нет достоверных данных по сегментации рынка консалтинговых услуг в сфере ИТ, поскольку значительные объемы услуг явно в контрактах не выделены. Консалтинг по ИТ-аудиту, аутсорсинговым услугам, услугам по поддержке и сопровождению количественно столь же востребован, как и внедренческий, но уступает последнему по суммарной стоимости выполняемых работ. Эта тенденция, я думаю, пока сохранится.
CNews.ru: Как часто, из вашей практики, компании проводят аудит функционирования внутренней сети на предмет защиты от внешних атак или от проникновения вирусов? Как часто это следовало бы делать в идеале?
Сергей Гаврилов: В реальной жизни по-разному. Идеальной видится картина ежедневного сканирования подсистем информационной безопасности. Это позволит проводить раннюю диагностику, а также оперативно выявлять нарушения. Почему такой редко подход практикуется? Причины у всех могут быть разными: недостаточный бюджет, отсутствие соответствующих политик и регламентов, слабая квалификация специалистов, ошибки проектирования и т.д.
CNews.ru: Какая доля реализуемых вами проектов приходится на консалтинг? Каким образом этот показатель изменялся за последние годы?
Сергей Гаврилов: На ближайшую перспективу намечено достичь цифры 30% от оборота компании. Сейчас этот показатель близок к 20%. Компания взяла стратегический курс на расширение практики внедрения ERP-системы Oracle E-Business Suite и Oracle Financial Analyzer. Ирония судьбы заключается в том, что мы в своих планах и намерениях совпали с общим ростом российского рынка Oracle и, в полной мере, почувствовали кадровый голод. Понятно, что консалтинговые проекты нашей компании не ограничиваются только внедрением решений компании Oracle. Мы успешно работаем в сферах информационной безопасности, разработки центров обработки данных и резервных центров, аудита информационных систем, портальных решений и т.д.
CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных и масштабных из реализованных вами за последнее время проектов.
Сергей Гаврилов: Проект в «Связьинвесте», безусловно, является на сегодня нашим самым масштабным проектом. Однако формат интервью не позволяет рассказать о нем детально. Ближе к концу года, надеюсь, мы сможем рассказать о результатах еще двух наших довольно интересных проектов.
CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, перспективы дальнейшего развития этого направления на российском ИТ-рынке?
Сергей Гаврилов: Назову несколько причин, которые позволяют строить предположения о приоритетных темпах роста этого направления. В первую очередь это возрастающая сложность задач, связанная с ростом требований к уровню консалтинга со стороны заказчиков. Во-вторых, это возрастающий уровень менеджмента компаний-клиентов, увеличение количества эффективных собственников, требующих наличия современных инструментов управления компанией в конкурентной среде. В-третьих, сохраняющаяся тенденция роста общего объема инвестиций в ИТ, и, прежде всего, в консалтинг и проекты, связанные с созданием систем анализа, контроля и управления показателями деятельности компаний. Российский ИТ-рынок несопоставим с западным ни по объемам, ни по темпам роста. Это значит, что ему есть куда расти, сохраняя относительно рекордные отраслевые показатели.
CNews.ru: Спасибо.
|
|