| |
Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Вакиль Галиулин: В ближайшем будущем цены на ИТ-услуги стабилизируются
На вопросы CNews.ru отвечает Вакиль Галиулин, заместитель генерального директора компании Стерлинг Групп.
CNews.ru: Как бы вы оценили актуальное состояние развития российского рынка ИТ-консалтинга? Какие ключевые тенденции определяют его развитие?
Вакиль Галиулин: Российский рынок ИТ-консалтинга демонстрирует устойчивое состояние. Темпы его роста не столь высоки, как несколько лет назад. Главные изменения происходят в целевых сегментах проектов. Это и есть ключевая тенденция нынешнего этапа развития российского рынка ИТ-консалтинга изменение основных сегментов потребителей услуг консультирования. Место крупных предприятий, которые уже внедрили крупные системы уровня предприятия, занимают небольшие компании и организации.
Существенная характеристика сегодняшнего этапа заметное увеличение количества зарубежных компаний, выходящих на российский рынок. Эти компании стремятся активно работать на нашем рынке и, при этом, используют для управления те системы, которые уже давно у них работают. То есть ими перед ИТ-консультантами ставится не задача обоснования выбора системы управления и ее внедрения, а задача донастройки (локализации) системы с учетом российской специфики, например, бухгалтерского, налогового учета. Такие проекты делаются совместной командой западных и российских консультантов. Это накладывает дополнительные требования к знаниям российских ИТ-консультантам в части владения языком, владения западными методиками внедрения и, вообще, понимания западной бизнес-логики.
CNews.ru: По данным ряда аналитических исследований, за последние годы стоимость услуг ИТ-консультантов увеличилась. Между тем платежеспособный спрос на данные услуги растет пока медленнее, особенно в регионах. Следует ли в этой связи ожидать сокращения темпов роста цен?
Вакиль Галиулин: Думаю, что ближайшее будущее это не замедление темпов роста цен, а их стабилизация, что, впрочем, мы уже наблюдаем, в том числе, и в регионах.
CNews.ru: В 2003 году эксперты оценивали рост рентабельности российской промышленности порядка 65% и объясняли подобный успех значительным вкладом со стороны консультантов. Насколько, по вашему мнению, вышеуказанная закономерность адекватна реалиям рынка?
Вакиль Галиулин: Работа ИТ-консультанта с трудом поддается точным расчетам экономической эффективности эти услуги подчас невозможно строго отделить от других элементов системного проекта. Вряд ли кто-то сможет точно сказать, что вот эти, скажем, 20% повышения доходности предприятие получило за счет внедрения более производительной техники, другие 20% за счет более совершенных оргпроцедур, а еще 20% исключительно благодаря дельному совету умного консультанта. Скорее названная цифра подразумевает, что в результате привлечения к крупным ИТ-проектам консультантов были успешно реализованы эффективные ИТ-решения, которые, в конечном итоге, привели к повышению уровня рентабельности
А вот рентабельности чего? Не возьмусь ни подтвердить, ни опровергнуть тезис об общей рентабельности всей российской промышленности. Боюсь, что данное заявление все же чересчур оптимистично
Если бы усилий одной ИТ-отрасли и десятка двух консалтинговых фирм было достаточно для такого подъема всей российской промышленности, это давно бы уже произошло.
Получить точные цифры, описывающие экономическую эффективность внедрения комплексного ИТ-решения на одном предприятии, это уже крайне непростая задача. Такую задачу мы решали недавно в своей собственной компании исследовали экономическую эффективность внедрения подсистемы CRM в «Стерлинг Групп». Группа аналитиков, профессиональных консультантов из независимой консалтинговой компании США работала у нас несколько месяцев, анализируя изменения ключевых показателей деятельности после внедрения системы. А ведь это был анализ лишь одной из подсистем эксплуатируемой нами интегрированной системы управления mySAP Business Suite!
CNews.ru: На какие отрасли сейчас приходится наибольшая доля ваших консалтинговых проектов? Исследование CNews Analytics обнаружило, что в традиционно считавшемся главном потребителе этих услуг нефтегазовом секторе уже достигнута точка насыщения. Подтверждает ли это ваша практика?
Вакиль Галиулин: Нефтегазовый сектор традиционный потребитель услуг нашей компании. Могу подтвердить, что практически все более-менее крупные компании, работающие в данном сегменте промышленности, которые хотели использовать систему управления предприятием (ERP-систему), уже делают это. В этом ракурсе точка насыщения, действительно, достигнута. Однако рынок жив не одними только крупными предприятиями. После внедрения наступает фаза сопровождения системы и это тоже рынок.
Небольшие организации сегодня приходят к пониманию того, что, во-первых, внедрение ИТ на промышленном предприятии способно дать большой экономический эффект. Во-вторых, они понимают, что эти ИТ-решения не столько крупные, сколько сложные, поскольку связаны с ответственными технологическими процессами. Вот и мы, взаимодействуя с этими небольшими промышленными предприятиями, «воюем» и числом, и умением. Кстати, именно для того чтобы эффективно вести большое количество проектов, выполняемых на небольших предприятиях, мы и внедрили в собственной компании подсистему CRM. Только за счет применения эффективных технологий взаимодействия с заказчиками, как потенциальными, так и реальными, в течение 1 года после внедрения CRM показатель ROI (возврат на инвестиции) составил 74%.
CNews.ru: По вашим наблюдениям, насколько изменилась за последние годы структура спроса на услуги ИТ-консалтинга в секторе отечественной промышленности и телекоммуникаций? В целом, какие из предлагаемых вами услуг в области ИТ-консалтинга сейчас наиболее востребованы российским рынком?
Вакиль Галиулин: Услуги ИТ-консалтинга, ИТ-аудита подразумевают, с одной стороны, анализ технической инфраструктуры заказчика, а, с другой стороны, проверку качества внедрения ИТ-решений. Это обстоятельство обусловливает тот факт, что проекты ИТ-консалтинга, в основном это проекты оптимизации существующей ИТ-инфраструктуры, а не создания ее «с нуля».
Изменения в структуре спроса, конечно, происходят. Можно отметить, что в последнее время в числе заказчиков стали постоянно появляться компании, работающие на массовом рынке, то есть оказывающие услуги населению: телекоммуникационные операторы, торговые дома, популярные электронные ресурсы. Такие компании ритейлового типа, выйдя на солидный уровень продаж, понимают, что ИТ им жизненно необходимы для поддержки эффективной системы массовых продаж и оптимизации бэк-офисных рабочих взаимодействий.
CNews.ru: В каких отраслях вами были реализованы наиболее масштабные консалтинговые ИТ-проекты за последнее время? Расскажите о наиболее интересных из них.
Вакиль Галиулин: Действительно масштабный проект это внедрение подсистем SAP R/3 в части централизованного материально-технического снабжения в ОАО «Татнефть», начиная от проведения заявочной кампании и заканчивая поступлением на склад и передачей потребителям ТМЦ с отслеживанием плановых и фактических значений бюджетов закупок. Но, как уже было сказано выше, время действительно масштабных проектов как по финансированию, так и объему реализованных услуг проходит. Все чаще на повестке дня появляются средние и малые проекты в части сопровождения уже установленных систем, оптимизации настроек и технологий работы с системами и т.п. Здесь скорее следует говорить не о масштабности отдельного внедрения, а об общих тенденциях спроса. Заметна также явная популярность внедрений подсистем электронного документооборота и управления человеческими ресурсами.
CNews.ru: Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития российского ИТ-консалтинга? Будет ли это направление существовать автономно или же рано или поздно окончательно интегрируется в общее направление деятельности по бизнес-консалтингу?
Вакиль Галиулин: ИТ-консалтинг как определенный круг конкретных задач есть сейчас и будет оставаться автономным направлением. Вряд ли в обозримом будущем ИТ-консалтинг объединится в единое целое с бизнес-консалтингом слишком уж различны применяемые методики, технические средства и т. п. Более того, я думаю, что эта дифференциация будет только усиливаться, например, за счет выделения специализированных направлений деятельности. Правда, рыночные реалии таковы, что в результате постоянно усиливающейся конкуренции «выживают» лишь крупные компании, поглощая или сливаясь с другими. Такой вариант интеграции вполне возможен. Появятся своеобразные бизнес-группы, объединяющие компании, специализирующиеся в разных сегментах консалтинга. Они будут профессионально дополнять и поддерживать бизнес друг друга за счет согласованного распределения финансовых потоков, приходящих от заказчиков.
CNews.ru: Спасибо.
|
|