Обзор подготовлен |
При поддержке |
|
|
Юрий Данилюк: Увеличение спроса на автоматизированные решения стимулирует рост рынка управленческого консультирования
В интервью CNews.ru Юрий Данилюк, директор по продажам Verysell-6, комментирует ситуацию, сложившуюся сегодня на российском рынке ИТ-услуг, и те критерии, которыми руководствуются компании при выборе ИТ-консультанта.
CNews.ru: Как вы оцениваете динамику спроса на ИТ-услуги внешних консультантов среди российских компаний? Какие направления ИТ-консалтинга развиваются наиболее стремительно?
Юрий Данилюк: Сегодня в сегменте бизнес-консультирования в России наблюдается интенсивный рост. Это обусловлено экономическим подъемом в нашей стране, растущей конкуренцией, и как следствие, разнообразием и сложностью управленческих схем и механизмов, появившихся и используемых в последнее время. Для быстрого и эффективного построения бизнеса управляющим менеджерам уже недостаточного только хорошего образования, необходимо знать лучшие международные практики и методологии, совершенствующиеся с каждым днем, иметь опыт в решении задач такого рода. Именно поэтому грамотные руководители с удовольствием делегируют эту «головную боль» профессиональным внешним консультантам, имеющим необходимую квалификацию. Каждый должен заниматься своим делом, нельзя быть профессионалом во всём.
Что касается направления ИТ-консалтинга, то наиболее востребованными услугами на этом рынке на текущий момент являются, например, внедрение и разработка автоматизированных информационных систем, консультирование по выбору и обоснованию внедрения автоматизированных систем (ERP, MRP, SCM и т.д.).
CNews.ru: Насколько за последние годы выросло доверие к приглашаемым со стороны специалистам? По оценкам ваших коллег, российским консультантам доверяют сейчас больше, чем западным. Разделяете ли вы эту точку зрения? Насколько остро вообще ощущается конкуренция в этом разрезе?
Юрий Данилюк: Конкуренция на рынке ИТ-консалтинга достаточно высока. Многие разработчики ПО открывают новые консалтинговые подразделения внутри компаний. Обычной стала практика слияния ИТ и консалтинговых компаний (например, IBM и PricewaterhouseCoopers), аудиторские компании переквалифицируются в консультантов широкого спектра и т.д. Думаю, что конкуренция будет усиливаться и дальше. Ожидается появление новых игроков. А наибольшего успеха сегодня добиваются компании, оказывающие максимально полный и качественный спектр услуг.
Консультанты растут, «как грибы», но, к сожалению, далеко не все могут оказать по-настоящему квалифицированные и профессиональные услуги. Наверное, поэтому, на мой взгляд, уровень доверия к внешним специалистам стал снижаться. Нередко в своей практике я слышал слова: «работали у нас тут уже специалисты имярек, наконсультировали
». В такой ситуации приходится доказывать свою компетентность и восстанавливать честное имя бизнес-консультанта.
Что касается выбора между российскими и западными консультантами, то я полностью согласен с моими коллегами, сейчас возросло предпочтение к российским консультантам. Российские игроки лучше знают среду, в которой работают и живут, они более гибкие и не пытаются каждую компанию «загнать» в жесткие рамки методик и европейских стандартов, как-то адаптировав их к нашей действительности. Ведение бизнеса в России отличается от западного, и российским консультантам это различие известно лучше всех. Ещё один немаловажный фактор, влияющий на выбор между «своим» и западным консалтинговым партнером это стоимость услуг. Ставки до сих пор отличаются существенно, а качество получаемого результата идентично.
CNews.ru: Из вашей практики, компаниями каких отраслей сейчас наиболее востребованы подобного рода услуги? Увеличения спроса в каких отраслях вы ожидаете в ближайшие годы?
Юрий Данилюк: Консалтинговые услуги наиболее востребованы в тех областях бизнеса, где отлаженные бизнес-процессы являются неоспоримым конкурентным преимуществом. Чем конкурентнее рыночный сегмент, тем чаще внедряются инновационные технологии и методики. Отлаженные бизнес-процессы становятся существенным фактором повышения конкурентоспособности.
Живой интерес к внешним консалтинговым услугам проявляет сегодня банковский и инвестиционный сектор, FMCG компании, дистрибьюторские и розничные сети. Думаю, что в ближайшее время спрос на консалтинговые услуги возрастет в промышленности.
CNews.ru: Какими соображениями, на ваш взгляд, руководствуются компании-заказчики при выборе консультанта? Как известно, на днях Verysell инициировала исследование с целью выявления критериев оценки ИТ-консультанта. Какие из этих критериев кажутся приоритетными лично вам?
Юрий Данилюк: Запуск группой Verysell исследования по иерархии критериев оценки выбора консультантов связан с двумя причинами. Первая заставить потенциальных потребителей консалтинговых услуг задуматься, что именно является для них главным, а вторая это, конечно, анализ полученных результатов опроса и возможно, перераспределение собственных приоритетов. Нам, как компании, оказывающей консалтинговые услуги, интересно мнение и оценки потенциальных и существующих заказчиков.
Мне кажется, что сегодня руководящее звено компаний уже не выбирает внешних консультантов по звучности имени. Большинство консультационных проектов адресовано непосредственно менеджменту предприятия, а не его внешним партнерам. Консалтинг это не аудит. Главным критерием выбора является квалификация и наличие опыта реализации успешных проектов со сходными целями и задачами.
CNews.ru: По каким критериям и методикам, на ваш взгляд, следует оценивать качество оказываемых консалтинговых услуг в сфере ИТ?
Юрий Данилюк: Любые консалтинговые услуги направлены на совершенствование бизнеса, поэтому и результаты консалтинговых проектов следует оценивать с точки зрения бизнеса. Для оценки необходимо сравнить основные показатели эффективности бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе как до, так и после внедрения. Конечно, оцениваются только те бизнес-процессы, которые были охвачены консалтинговым проектом. По соотношению этих показателей и можно судить об эффективности проекта.
Что касается методик оценки, то их много. Verysell-6 использует собственную методику расчета прибыльности от изменения бизнес-процессов. Наша методика основана на оценке текущей ситуации в компании и на рынке, обобщает опыт ведущих игроков.
CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных своих проектах в области ИТ-консалтинга.
Юрий Данилюк: Довольно сложно выделить самые интересные проекты, так как каждый из них уникален в своем роде. В нашей практике идентичных проектов не бывало. Даже если ставятся похожие задачи, рекомендации по этим задачам могут быть весьма разными. Но если постараться выделить какие-нибудь конкретные проекты, то, наверное, наибольший интерес представляет работа с холдинговыми компаниями, объединяющими различные бизнесы и структуры. Это сложно, и, следовательно, интересно.
CNews.ru: Насколько выросла доля консалтинга в обороте вашей компании за прошедший год? Каковы ваши планы по дальнейшему ее увеличению?
Юрий Данилюк: Год назад соотношение доли консалтинга и разработки в компании Verysell-6 составляло 30% к 70%. В этом году интерес рынка к консалтинговым проектам резко возрос, и распределение долей стало 50% на 50%. В будущем, я думаю, подобное распределение сохранится. Мы не планируем сужать ни одно из существующих сегодня направлений, а ожидаем увеличение оборота по каждому из них. Более того, сегодня наших клиентов всё больше интересуют комплексные проекты, включающие консалтинговые работы на первом этапе и разработку информационных систем по полученным результатам на втором.
CNews.ru: Известно, что работа в сфере ИТ-консалтинга часто толкает интегратора на освоение смежных областей уже в традиционном консалтинге (стратегическое управление, налогообложение и т.д.) Какова стратегия Verysell в этом вопросе?
Юрий Данилюк: Направление управленческого консалтинга в нашей компании появилось ещё в 2000 году, его становление было обусловлено потребностями наших клиентов. Ведь для реализации и внедрения ИТ-решений необходимо провести правильную постановку системы управления компании: оптимизировать бизнес-процессы, системы планирования, бюджетирования, контроллинга и т.д. Так что, можно сказать, что увеличение спроса на автоматизированные решения способствует росту востребованности рынка управленческого консультирования.
Мы выбрали для себя достаточно узкий сегмент рынка, наши клиенты это дистрибьюторские и розничные торговые сети, производители ТНП. В дальнейшем мы будем наращивать свой опыт и профессионализм именно в этом секторе.
CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы консалтингового направления в сфере ИТ в России? Какие тенденции будут определять его развитие в будущем?
Юрий Данилюк: Я думаю, что границы между ИТ- и управленческим консалтингом с течением времени будут стираться. Это обуславливается глобализацией и усложнением ИТ-решений, которые востребованы современными предприятиями. Все сложнее становится работать над крупными проектами по выбору ERP-систем компаниям, оказывающим услуги только по ИТ-консалтингу, так как для выдачи правильных рекомендаций уже недостаточно быть профессионалом в ИТ, необходимо хорошо ориентироваться и в технологиях управления.
Что касается рынка управленческого консалтинга, то думаю, что в ближайшее время наибольшим спросом будет пользоваться консалтинг в области управления персоналом, в том числе и коучинг, пред-инвестиционный аудит или Due Diligence и, конечно, постановка управленческого учета и бюджетирования.
CNews.ru: Спасибо.
|